Смекни!
smekni.com

распад Империи Каролингов (стр. 3 из 3)

Другой причиной разложения Империи Карла Великого служила крайняя раздробленность её состава, раздробленность входивших в её границы германских племён. Как это ни кажется странным, но даже Империя Карла не может быть названа государством в том действительном и строгом смысле, в каком этот термин употребляется теперь. Что мы называем государством? Известную территорию, обитаемую людьми, которые носят одно общее имя, управляются одним законом и связываются между собой рядом некоторых общих потребностей. Ничего подобного не было в монархии Карла Великого; её население не только не составляло одной народности, но и не имело даже общего, всем понятного языка. Саксонец говорил речью, которая была недоступна жителю Верхней Италии, даже западный франк едва ли мог без переводчика объясняться со своим восточным соплеменником. Каждое племя, вошедшее в состав Империи, сохраняло все особенности своего законодательства и своих домашних обычаев, и хотя Карл создал новое обязательное для всех законодательство, но не уничтожил и не хотел уничтожить племенных особенностей и неуклонно держался старого германского принципа: «Каждый живёт и судится по своему собственному праву». Ещё менее могли иметь место у этих разных племён какие-либо общие интересы и потребности. Тогда не существовало ни промышленности, ни умственного общения, ни обмена идей. Отношения были редки и чрезвычайно затруднительны. Жизнь людей ограничивалась узким пространством, в котором они рождались и умирали. Во многих пунктах Империи Карла ему не повиновались, даже не знали его, ион сам мало заботился об этом. Существовали только местные потребности и местные интересы, вращавшиеся в кругу частных и личных условий; общество состояло из мелких групп, ничем между собой не связанных, которым не было никакого дела ни до государственных нужд, ни до Империи, восстановленном Карлом. Однажды сын Карла Людовик, управлявший Аквитанией, явился ко двору своего отца без обычного подарка; удивлённый этим, Карл его спросил, почему он, будучи королём, без приказания, не может сделать подарка отцу, - и вот Людовик горячо начал жаловаться на своё положение. Он говорил, что знатные думают о своих только выгодах, что государственная казна остаётся в полном пренебрежении и беспорядке, что государственные имущества обращаются в частную собственность и что сам он, Людовик, считается императором только по имени, а на деле терпит нужду во всём. Очевидно, государственное единство, созданное Карлом, было только внешним; оно лежало в его личности и его воле, а не в самом обществе; отдельные части Империи внешним образом объединялись в имени своего правителя, а не в государственной власти.

Когда не стало Карла Великого, когда власть перешла в руки слабых потомков Карла и исчезла внешняя сила его имени, тогда последовала неизбежная реакция, и начался распад искусственно созданного государства. Всё, что имело какие-либо условия самостоятельного существования, делалось самостоятельным: государство дробилось на мелкие территории; власть и законы приняли местный и территориальный характер.

Гизо даёт более сложное объяснение распаду Империи Карла Великого. Гизо указывает на подробности, из которых делает вывод, что иногда идею империи защищали сами германцы, что борьбу за империю направляли не одни национальные интересы, но и географические условия, и наконец, личные расчёты. В конце концов, Гизо решительно высказывает, что моральное и социальное состояние народов в ту эпоху противилось всякому объединению, всякому единичному и обширному правительству. Люди тогда имели мало идей, говорит Гизо по этому поводу, да и те были слишком бедны; общественные отношения были тогда весьма редки и ограничены; горизонт мысли и жизни был весьма не обширен. При таких условиях великие общества невозможны. Тогда могли существовать лишь мелкие общества с более мелкими правительствами и с мельчавшими социальными отношениями.

Крах Каролингской империи в IX веке сопровождался запутанными междоусобными войнами и норвежскими вторжениями. Среди общей анархии, которая ускорила рост зависимости крестьянства, постоянно сталкивавшегося с угрозой разграбления викингами или мусульманами, здесь произошла всеобщая локализация власти, сосредоточившейся теперь в отдельных укреплённых местах и замках по всей стране. Таким образом, феодальная власть в эту мрачную эпоху оказалась особенно приближенной к земле. Суровые сеньоральные суды над невольными крестьянами, распространились почти по всему государству; хотя на юг, на котором наследие античности оставило более глубокий отпечаток, был менее феодализирован, и здесь было больше имений знати, находившихся в собственности, а не в феодальном строе, и было больше независимых крестьян. (Перри Андерсон)

Заключение

Западноевропейская цивилизация, какой мы знаем её сейчас, - это сложный комплекс, состоящий из различных и весьма многочисленных государств, вполне самостоятельных и вместе с тем связанных друг с другом экономически, политически и культурно. Но эта особая форма союза сложилась не сразу.

Идея единства Европы появилась достаточно рано – на рубеже VIII-IX вв. Её родиной стало Франкское королевство, которое в ту неспокойную эпоху оказалось самым жизнеспособным и сильным государством. Достигнув наивысшего расцвета при короле Карле Великом, который активно вёл завоевательную политику, королевство превратилось в огромную империю, объединившую различные племена. Её границы начинались от Средней Италии на юге до Ютландии на севере, от Барселоны на юго-западе до Богемских гор и Венского леса на востоке.

Карл Великий и его приближённые видели в своём новом государстве возрождение Римской империи. В 800 г. папа Лев III короновал Карла и провозгласил его римским императором. Но империя была непрочная и распалась вскоре после смерти своего создателя. Империя была поделена между потомками Карла Великого на три большие части: Западно-Франкское, Восточно-франкское королевства и империю Лотаря. Раздел положил начало истории трёх современных европейских государств – Франции, Германии и Италии.

И всё-таки империи Карла Великого сыграла свою объединяющую роль. Это проявилось в международных отношениях внутри Европы. Таким образом, Западная Европа начала свою историческую жизнь в трудных условиях: экономика была разрушена, уровень цивилизованности резко упал, старая централизованная государственность была уничтожена. Попытки возродить Римскую империю не удалось. Внутри отдельных королевств государственная власть оставалась довольно слабой.

Именно Каролинги создали «Священную Римскую империю».

Процесс распадения Карловой монархии обнимает собой промежуток времени от его смерти в 814 г. до начала XI в. и совершается с постепенностью. Сначала образуются из его Империи более или менее обширные группы, представляющие собой в будущие государства Западной Европы. Затем внутри каждой из этих групп начинается раздробление на мельчайшие составные части, пока к XI в. Европа не покрывается сетью мелких самостоятельных владений, соединённых между собой весьма слабой связью. Устанавливается особый порядок быта, феодализм, господствовавший в Западной Европе в течение трёх веков и обнявший все государственные, общественные, семейные и экономические отношения, который и явился самым крупным историческим результатом распадения монархии Карла Великого.

Список литературы

1. Андерсон П. Переходы от античности к феодализму / Пер. с англ. А. Смирнова под. ред. Д. Е. Фурмана. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007.

2. Воробьевский Ю. Шаг змеи. М. ооо «Палитра-статус» 2002.

3. Лебек С. Происхождение Франков. М. 1993

4. Ле Гофф Ж. Рождение Европы / Серия «Становление Европы». / Пер. с фр. А. И. Поповой. Предисл. А. О. Чубарьяна. – СПб.: «Александрия», 2007.

5. Осокин Н. А. История средних веков / Н. А. Осокин. – М.: АСТ, Минск: Харвест, 2008.

6. Спасский А. А. Лекции по истории западноевропейского Средневековья / А. А. Спасский. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006.

7. Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Под ред. В. И. Уколовой. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.

8. Хлевов А.А. Краткий курс истории средних веков. СПБГУ 2008.