Смекни!
smekni.com

Цветовая деталь в лирике Гумилева Н.С. (стр. 3 из 5)

А потом, когда свечи потушат

И кошмары придут на постель,

Те кошмары, что медленно душат,

Я смертельный почувствую хмель…

И приду к ней скажу: « Дорогая,

Видел я удивительный сон.

Ах, мне снилась равнина без края

И совсем золотой небосклон.

Знай, я больше не буду жестоким,

Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним,

Я уеду далёким, далёким,

Я не буду печальным и злым.

И из рая, прохладного рая,

Видны белые отсветы дня

И мне сладко - не плачь, дорогая,-

Знать, что ты отравила меня.[32]

Идея этого стихотворения, на мой взгляд, основана на цветовых деталях, главная среди которых - золотой цвет: « стакан золотого вина», «совсем золотой небосклон». Золотой цвет у отравленного вина и золотой цвет у неба из удивительного сна лирического героя. Цвет золота объединяет эти два пространства в единое целое. Чем отравлено золотое вино? Мне кажется, что любовью. Поэт ни слова не говорит о любви, но мы чувствуем насколько глубоко его чувство: он согласен на всё, даже на смерть от золотого вина - ведь это вино он принимает из ЕЁ рук. Золотой цвет наполняется в этой поэтической ситуации особым смыслом: цвет, одновременно и коварности, и любви. Именно золотое небо видит во сне герой, отравленный любовью.

Итак, небо Гумилёва - насыщенная цветовая стихия. Чаще всего она недосягаема для лирического героя. К ней он может устремить только свою мечту. Мечту о свободе, о душевном равновесии. И такие цвета, как « золотой», «алый», « жёлтый», « эмалевый»- это цвета, в которые окрашена романтическая мечта поэта.

§5

С образом неба неотрывно связаны образы зари, заката, рассвета.

Краски алого заката

Гасли в сумрачном лесу…[33]

………………

Их очи ясны и глубоки

Грядущим пламенем зари….[34]

Исследуя эти образы, я отметила, что Гумилёв никогда не ставит перед собой цель - создать простую пейзажную зарисовку. В явлениях природы он видит нечто абстрактное, наталкивающее на глубокие философские рассуждения .

Например, глядя на «розовую зарю», он думает о судьбе поэзии.

Но что нам делать с розовой зарей

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами?

Мысль о том, что человек не умеет обращаться с духовными материями, которые, возможно, для него гораздо нужней предметов мира материального, тревожит поэта.

Многие стихотворения поэта учат нас воспринимать действительность как торжество чуда.

Змей взглянул, и огненные звенья

Потянулись, медленно бледнея,

Но горели яркие каменья

На груди властительного Змея.

Как он дивно светел, дивно страшен!

Но Павлин и строг и непонятен,

Золотистый хвост его украшен

Тысячею многоцветных пятен.

Молчаливо ждали у преддверья;

Только ангел шевельнул крылами,

И посыпались из рая перья

Лёгкими сквозными облаками.

Сколько их насыпалось, белея,

Словно снег над неокрепшей нивой!

И погасли изумруды Змея

И Павлина веерное диво.

Что нам в бледном утреннем обмане?

И Павлин, и Змей чужие людям.

Вот они растаяли в тумане,

И мы больше видеть их не будем.

Мы дрожим. Как маленькие дети,

Нас пугают времени налёты,

Мы пойдём молиться на рассвете

В ласковые мраморные гроты.[35]

Прочитав это стихотворение, я сначала и не поняла, что речь идёт именно о заре. Но исследование цветовой детали вы вело меня на понимание его аллегорического смысла. Заря в представлении поэта это борьба Павлина и Змея. Главный цвет в их описании - цвет золота. Сюда же примешиваются изумрудный, белый. Мысль поэта не останавливается на аллегорической зарисовке. В последних двух строфах содержится важная философская мысль об отношениях природы и человека, о времени. Человек - ничто перед временем. Заря- многоцветие, которое с ней связано,- имеет свойства исчезать, бледнеть, растворяться. Вместе с ней исчезает и красота, радость бытия. Отраду человек может найти лишь в понимании своего единства с природой, в осознании всеобщей гармонии.


§6

В лирике Гумилева довольно часто цветовую характеристику получают человек, части его тела, лицо, одежда.

Глаза.

В сознании человека именно глаза напрямую связаны с внутренним миром человека, его мыслями, чувствами, душой.

Наиболее часто Гумилёв описывает глаза при помощи оттенков синего цвета (голубой, лазурный). Голубой цвет глаз ассоциируется в человеческом сознании с небом, цветами, водой и вызывает привычные уже ассоциации со свободой, глубиной, красотой, нежностью:

Лазурных глаз, не потупляя,

Она идёт, сомкнув уста…[36]

……………..

Подъемлет к небу взор лазурный[37]

………………………..

В голубых глазах европейца[38]

………………….

Но такой голубоокой

Мне не видеть вновь…[39]

…………..

Серый, стальной цвет глаз часто ассоциируется с жестокостью, мужественностью. У Гумилева это цвет невинности, чистоты, независимости.

Сады моей души всегда узорны,

В них ветры так свежи и тиховейны,

В них золотой песок и мрамор чёрный,

Глубокие прозрачные бассейны.

Растенья в них, как сны, необычайны,

Как воды утром, розовеют птицы,

И кто поймёт намёк старинной тайны?-

В них девушка в венке великой жрицы.

Глаза, как отблеск чистой серой стали,

Изящный лоб, белей восточных лилий,

Уста, что никого не целовали

И никогда ни с кем не говорили…..[40]

Рот, губы.

Для характеристики чаще всего губ используется традиционный красный цвет и его оттенки. Красный цвет связан с романтикой, чувственностью, любовью, это цвет крови, этот яркий, горячий цвет у Гумилёва обычно характеризует земную сторону любви:

Ещё от алых женских губ пылали ярко щёки[41]

……………….

К устам душистым и румяным[42]

…………..

Губы красны, взор спокоен[43]

…………..

Его уста - пурпуровая рана…[44]

Цвет кожи тоже имеет тоже большое значение в описание внешности

Девы-жрицы с эбеновой кожей[45]

…………………….

Между кружев розоватость кожи[46]

……………

«И её атласистая кожа опьяняла снежной белизной[47]

Щёки.

Розовые щёки - признак здоровья, красные - взволнованности, бледные - болезни, страха:

Краснощёких африканских парней[48]

…………….

И щёки - розоватый жемчуг юга[49]

…………………..

И живая тень румянца заменяется тенью белой[50]

Разнообразно Н.С.Гумилев описывает внешность человека в целом:

Она идёт, краса дриад,

Стыдливо - белая невеста…[51]

…………….

Ты совсем, ты совсем снеговая,

Как ты странно и страшно бледна…[52]

………………

И в храме Белое Дитя[53]

……………………

И белый всадник кинул клик[54]

…………………….

Белые бродят итальянцы[55]

…………………….

Белый воин был так строен[56]

…………………….

Надо мною взор кровавый золотого жениха[57]

………………………

Ты казалась золотисто-пьяной[58]

………………………

Про чёрную деву,

Про страсть молодого вождя[59]..

……………………….

Красные, как медь, нагие люди[60]

В портретах очень большое внимание уделяет Гумилёв описанию одежды. В основном это яркая одежда, окрашенная в красные цвета – символ ярких чувств и власти:

Возвращаются дети в красном[61]

………………..

И на плечах багряный плащ…[62]

………………..

Злой насмешник в красном плаще…[63]

…………….

В пурпурной мантии декана…[64]

……………….

Нетленный пурпур королевских мантий…[65]

……………………

С розоватых брабантских манжет…[66]

……………….

В красном фраке с галунами…[67]

………………….

Его камзол пылает красный[68]

………………..

А тихая девушка в платье из красных шелков[69]

………………..

На нём халат изодранный, а новый,

Лиловый, шитый золотом, в мешке…[70]

……………………