Смекни!
smekni.com

Цветовая деталь в лирике Гумилева Н.С. (стр. 4 из 5)

Я надела алый пояс[71]

…………………….

Бледная дева под траурно-чёрной фатой…[72]

Гумилёв был военным, его привлекала рыцарская романтика. Нередко героем его лирики был храбрый воин, рыцарь, облаченный в воинские доспехи:

Их щиты как серебро[73]

…………….

Я к серебряному щиту прикую стальную цепь[74]

……………..

Сверкнули золотом щиты[75]

…………………

Силой огненных мечей[76]

…………………..

Персей в кольчуге из горящей меди[77]

В золото - серебряный цвет окрашены рыцарские доспехи - символическое обозначение богатства не столько материального, сколько духовного.

Золотой цвет в стихотворениях Гумилёва - часто фон для военных событий. В этом плане мне очень понравилось любовное стихотворение Гумилёва « Поединок»[78]

В твоём гербе- невинность лилий,

В моём - багряные цветы.

И близок бой, рога завыли,

Сверкнули золотом щиты.

Я вызван был на поединок

Под звуки бубнов и литавр,

Среди смеющихся тропинок,

Как тигр в саду,- угрюмый мавр.

Ты- дева-воин песен давних,

Тобой гордятся короли,

Твоё копьё не знает равных

В пределах моря и земли.

Вот мы схватились и застыли,

И войско с трепетом глядит,

Кто побеждает: я ли, ты ли,

Иль гибкость стали, иль гранит.

Я пал, и молнии победней

Сверкнул и в тело впился нож.

Тебе восторг - мой стон последний,

Моя прерывистая дрожь.

И ты уходишь в славе ратной,

Толпа поёт тебе хвалы,

Но ты воротишься обратно,

Одна, в плаще весенней мглы.

И над равниной дымно- белой,

Мерцая шлемом золотым,

Найдёшь мой труп окоченелый

И снова склонишься над ним:

« Люблю! Ты слышишь, милый, милый?

Открой глаза, ответь мне: «Да».

За то, что я тебя убила,

Твоей я стану навсегда».

Ещё не умер звук рыданий,

Ещё шуршит твой белый шёлк,

А уж ползёт ко мне в тумане

Нетерпеливо - жадный волк.

Сердце - главный жизнедеятельный орган человека. У Гумилёва-это ещё и главный орган чувства, любви. Его цвет- традиционно красный. Например:

И бешенством ваши нальются сердца и печалью

И будут красней виноградных пурпуровых лоз…[79]

И всё-таки часто в связи с этим образом появляется яркая цветовая символика.

Та страна, что могла быть раем,

Стала логовищем огня.

Мы четвёртый день наступаем,

Мы не ели четыре дня.

Но не надо яства земного

В этот страшный и светлый час,

Оттого, что Господне слово

Лучше хлеба питает нас.

И залитые кровью недели

Ослепительны и легки.

Надо мною рвутся шрапнели,

Птиц быстрей взлетают клинки.

Я кричу, и мой голос дикий.

Это медь ударяет в медь.

Я, носитель мысли великой,

Не могу, не могу умереть.

Словно молоты громовые

Или волны гневных морей,

Золотое сердце России

Мерно бьётся в груди моей.

И так сладко рядить Победу,

Словно девушку в жемчуга,

Проходя по дымному следу

Отступающего врага.[80]

Он верит в свои силы освободителя. Он не хочет, чтобы страна превращалась в логовище огня (ярко- красный, болевой цвет). Ему не страшны « залитые кровью недели», он мечтает о времени, когда будет девушку - Победу обряжать в белые жемчуга.

Изучая стихотворения Гумилёва, нельзя не обратить внимание на образ крови, часто окрашивающий стихотворения в ярко- красный цвет..

Кровь в его лирике – символ и жизни, и любви, и битвы, и смерти.

Я плавал в злате и крови[81]

……………

И Смерть, и Кровь даны нам Богом…[82]

………………….

Их глухая тоска там колышет снега

Красной кровью ведь их – зажжены горизонты…[83]

…………

Упаду, смертельно затоскую,

Прошлое увижу наяву,

Кровь ключом захлещет на сухую,

Пыльную и мятую траву.[84]

Часто в кровавый цвет окрашены цветы, листья деревьев:

Оранжево-красное небо…

Прерывистый ветер качает

Кровавую гроздь рябины[85]

………………

Только зелень чуть зловещей,

Словно пролит купорос,

Но зато рисуется в ней резче

Круглый куст кровавых роз.[86]

В нашем представлении такая цветовая деталь становится приёмом олицетворения, очеловечивания. Гумилёв - человек не разделяет, а объединяет всё, что есть на Земле.

III

Проведя исследование, я пришла к выводу, что цветовая деталь занимает главнейшее место в художественной структуре стихотворений Гумилёва: это и средство воплощения романтического мировосприятия, и средство олицетворения, и средство противопоставления. Цветовой детали находится « работа» в каждом стихотворении поэта. Как тут не согласиться со словами И.Анненского, что Гумилёв очень любит краски(см. эпиграф)?

Исследование стихотворений Гумилёва стало настоящим событием в моей жизни. Вслед за поэтом я как будто познавала жизнь во всём её многоцветии, училась глубоко воспринимать мир. Наверное, в нашей сегодняшней реальности такие «встречи» с поэтами очень важны. Во всяком случае, мне не захотелось закончить свое знакомство с Гумилёвым. Многие его стихотворения стали моими любимыми на всю жизнь.

Слово[87].

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо Свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,

Как домашний, подъяремный скот,

Потому что все оттенки смысла

Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку

Покоривший и добро и зло,

Не решаясь обратиться к звуку,

Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог,

И в Евангельи от Иоанна

Сказано, что слово это Бог.

Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества,

И, как пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова.


Список литературы

1. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века.-М., Просвещение, 2005

2. Гумилев Н. С. Стихотворения и поэмы. – Москва, Современник, 1989

3. Скатов Н.Н. О Николае Гумилеве и его поэзии - Москва, Современник, 1989

4. Панкеев И.А.. Николай Гумилев, биография писателя - Москва, Просвещение, 1995

5. Журавлёв В.П. Русская литература XX века. - М., Просвещение, 1997

6. Семёнов В.А., Семёнова В.В. Русская литература в вопросах и заданиях.- М., Владос, 2001

7. Панкеев И.А.. Николай Гумилев. «Высокое косноязычье…».- Литература в школе, № 5, 1990

8. Р.Л. Щербакова, Е.Е. Степанова. Николай Гумилев, драмы и рассказы – Москва «Художественная литература» 1991

9. А. В. Диенко, Н. Гумилев проза – Москва современник 1990

10. В.В. Мельникова, Н.С. Волкова, О.А. Профе. Новый справочник школьника, раздел литература – Санкт Петербург «ВЕСЬ» 2002


[1] Панкеев. Николай Гумилев. Биография писателя. Москва «Просвещение» 1995г.

[2] Анна Ивановна Гумилева

[3] 1910

[4] 1912 год

[5] 1916 год

[6] 1918 год

[7] 1918 год

[8] 1921 год

[9] 1910;1918

[10] Панкеев. Николай Гумилев. Биография писателя. Москва «Просвещение» 1995г.

[11] Панкеев. Николай Гумилев. Биография писателя. Москва «Просвещение» 1995г.

[12] Чалмаев В.А., Зинин С.А.Русская литература XX века.-М., 2005

[13] «После победы»…. июнь 1906

[14] «На берегу моря»

[15] «Ода д’Аннунцио»…5 – 12 мая 1915

[16] «На море» январь 1912

[17] «Неаполь» май 1913

[18] «Помпей у пиратов» октябрь 1907. Париж.

[19] «Больной» май 1915

[20] 1908

[21] 1908 год

[22] «Дева Солнца» осень 1905

[23] «Рощи пальмы и заросли алоэ…» ноябрь 1908г. Царское Село.

[24] «Осенняя песня» осень 1905 год

[25] «Песнь Заратустры»1905год

[26] «Ещё трепещет тишина..» 1905 год

[27] «Иногда я бываю печален» 1905 год

[28] «В небесах» 1910 год

[29] « Орёл» 1909 год

[30] «Я верил, я думал…»октябрь 1911