Смекни!
smekni.com

"Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян" (стр. 4 из 6)

Этот обряд символизировал и повторял великое событие, неког-

да происшедшее на Земле, - приход Гора к мумии Осириса. Как

тогда Гор дал отцу проглотить свой глаз, и Осирис восстал из

мертвых, так и теперь: Гор - жрец в маске сокола - касался губ

мумии волшебным жезлом с наконечником в виде головы Барана. В

этом наконечнике находился Ба, так что этот обряд возвращал

умершему его Ба и воскрешал его для жизни в Дуате.

Если умерший был богат, то жрецы завершив все похоронные ри-

туалы, относили его гроб в усыпальницу и опускали в каменный

саркофаг. У южной стены погребальной камеры ставили канопу

изображающую Имсета, у северной Хапи, у восточной - Дуамутефа

и у западной - Кебехсенуфа. Выход в гробницу опечатывали пе-

чатью некрополя, заваливали камнями,засыпали щебенкой, чтобы

грабителям не было лазейки.

А если египтянин был бедным, то его хоронили в простом дере-

вянном гробу или завернутым в циновку. Место захоронения обыч-

но располагалось неподалеку от гробницы богача, т.к. египтяне

считали, что Ка - двойник бедняка сможет питаться жертвами

приносимыми душе богача.

Жизнь в загробном мире зависела от того, как человека похо-

ронят, поэтому обряду погребения приписывалось огромное значе-

ние, именно благодаря этому наши современники могут наблюдать

в гробницах огромное количество вещей той далекой эпохи.

§2. Погребальная индустрия. Храмы. Мастерские.

Поскольку египтяне очень заботились о сохранении тела, то

было необходимо в погребальном процессе присутствие бальзами-

ровщиков, мастеров, изготавливающих канопы и деревянные гробы

и камнетесов, для строительства гробницы и изготовления сарко-

фага.

Для нормальной жизни в загробном мире изготавливались ста-

туэтки рабов и животных ( ушабти). Но для того чтобы эта жизнь

вообще была, необходимо знать имена богов, предметов и живот-

ных обитающих в Дуате.

Для того чтобы душа не забыла их, на стенах гробниц и на

стенках гроба и саркофага наносились изображения , имена и

заклинания для успешного существования души.( Сборник этой ин-

формации получил название "Книги мертвых", о чем говорилось в

первой главе).

В процессе сооружения гробниц создавались коллективы масте-

ров при храмах или дворце ( например поселок в Дер -Эль -Меди-

не на западном берегу Фив эпохи Нового царства, там жило 60

мастеров с подмастерьями и учениками).

Чаще при храмах создавался коллектив людей, которые занима-

лись изготовлением саркофагов, "ушабти", канопов и других

предметов погребального культа, но не строили гробницы.

Египтянин нанимал подобный коллектив или покупал готовую

гробницу, внося туда свои имена на стены, ставил свои статуи.

Но поскольку в гробницы клали не малые ценности, то существо-

вали шайки грабителей, опустошающих погребения и тревожащих Ка

- двойника и Саху - священную мумию.

Если имя умершего помнил хоть один человек, то пойманных

грабителей бросали крокодилам, лишая их вечной жизни, т.к. без

тела Ба не возродит человека. В случае если имя никто не пом-

нит, то к грабителям закон был снисходителен, считалось, что

хозяин гробницы уже приобщился к богам и раздает свои сокрови-

ща живым.

Следы погребальной индустрии можно было встретить по всему

Древнему Египту,(она способствовала развитию строительных на-

выков, медицинским знаниям), так как для египтянина счастли-

вая загробная жизнь это цель, а земная - подготовка к ней.

Следовательно, на определенные предметы был повышенный спрос,

а где спрос там и предложение, именно благодаря этому до нас

дошло огромное количество замечательных произведений искус-

ства той страны.

§3. Эволюция погребальных сооружений.

В этом параграфе будет показана эволюция погребений от прос-

тых ям до гробниц эпохи Нового царства.

Как уже было сказано, задолго до появления династий, умер-

ших хоронили двумя способами: разрубив на части, сложив руки и

ноги вместе или не разрубленным телом,(обычно его клали голо-

вой на юг на левый бок).

Позднее появляется обычай кремировать разрубленные тела.

Следует отметить, что кладбища этих двух видов захоронений на-

ходятся на некотором расстоянии друг от друга и четко разделе-

ны. Это дает основание некоторым ученым, в частности Уоллису

Баджу предполагать о наличии двух слоев (возможно народов) в

долине Нила.

Однако у этих двух видов захоронений много общего : во -

первых, хоронили умерших в долинах; во - вторых, укладывали

тела в направлении на юг; в - третьих в захоронениях обоих ви-

дов наблюдаются подношения; в - четвертых, использовались ямы

закрывающиеся сверху.

Подношения указывают на достаточно на достаточно определен-

ные представления о загробной жизни. В некоторых могилах обна-

ружены следы битума. Это указывает на убеждение о том, что

жизнь человека после смерти во многом зависит от сохранности

его тела. В могилах не обнаружено ни одной надписи, что свиде-

тельствует о большом возрасте могил, так как египтяне династи-

ческой эпохи помещали в могилы надписи, тексты.

Вероятно необходимые заклинания или магические формулы

произносил общинный жрец. На то что такие формулы существова-

ли указывают тексты, переписанные писцами в 3 000 г., там ука-

зываются магические способы защиты от рептилий, ядовитых насе-

комых и опасных животных.

Тексты написаны с многочисленными ошибками, из чего следует

вывод о непонимании писцами смысла написанного. Это свиде-

тельствует о появлении этих формул во времена когда мемфис-

ские области Нила напоминали его южную тропическую часть, ибо

описанных животных в династическую эпоху можно было встретить

только на юге. В могилу клали кремневые орудия и каменные вазы.

Ближе к концу периода одновременного осуществления этих двух

видов захоронений в могилах стали появляться металлические

предметы и большое количество каменных ваз, в отличие от бо-

лее ранних могил.

Это вероятнее всего связано с вторжением народа из Азии

(возможно семитского, так как в ранних иероглифических тек-

стах семитская грамматика). Представители этого народа позна-

комили местных с металлами, однако те использовали и кремне-

вое оружие вплоть до начала династического периода.

С умениями обрабатывать металлы и основами письма, иммигран-

ты научили местных изготавливать кирпич. Пришельцы вероятно

принесли в Египет свои религиозные верования, обряды и литера-

туру. В связи с этим возникает новая система погребения. Пог-

ребения строят на холмах в виде грубых сооружений из кирпича.

Тела не расчленяют, их обматывают лентами из специальной тка-

ни и кладут на спину в саркофаги. По моему мнению это на-

чальная точка отсчета мумификации. Погребальный инвентарь по-

полнился булавой и другим новым оружием, посудой, произведен-

ной на гончарном круге.

Следует отметить, что в " Книге мертвых" встречается упоми-

нание о недопустимости разрубания, варки и ошпаривания__16__ мер-

твого, что по моему мнению достаточно явно указывает на мето-

ды обработки тел у додинастичеких египтян.

Следующий этап в социальном развитии - дифференциация людей

по достатку и в раннединастическую эпоху это наблюдается по

погребениям.

Простых людей хоронили в простых деревянных ящиках и засыпа-

ли сверху камнями и песком. Тогда и появляется обычай писать

на стенках саркофага моления к богам.

Людей побогаче хоронили в глубоких шахтах с одной или нес-

колькими погребальными камерами.

У особо богатых людей над шахтой надстраивалось сооружение в

виде усеченной пирамиды - мастабы (приложение 1, рис. 1).

Мастаба делалась из камня или кирпича (если из кирпича, то

сверху облицовывалась камнем).

Мастабы строились и для фараонов, но весьма специфической

формы, например мастаба в Саккаре I-ой династии (приложение 1,

рис. 2).

Но качественный скачок в строительстве гробниц был сделан во

времена III-ей династии при фараоне Джосере (2630-2611). Имхо-

теп - советник этого фараона надстроил над одной большой мас-

табой еще пять, уменьшающихся размеров. Высота пирамиды соста-

вила 60 метров,основание 120*160 метров. Имхотеп окружил ее

стенами, две из которых имели длину 547 метров каждая, а две

другие 278 метров. Внутри стен были размещены храмы.

Первоначально предполагалось построить пирамиды для всех ца-

рей III династии , но закончены были только пирамиды для Джо-

сера и Хуни (2599-2575). Причем пирамида Хуни была переделана

из ступенчатой в классическую по приказу его сына Снофру (IV

династия.

Но наиболее известными являются пирамиды в Гизе: Великая пи-

рамида соруженная Хеопсом (Хуфу), пирамида Хефрена (Хафры), и

пирамида Микерина (Менкаура).Все они построены во времена IV

династии ( XXVIII- XXVI века до н.э.).

Автор приведет здесь некоторые данные о самой ошеломляющей

своими размерами - Великой пирамиде. Чтобы представить ее при-

ведем габариты: высота - 147 метров, длина стороны основания -

233 метра (причем одна из сторон длинее другой всего на 20

сантиметров, ошибка составляет 0,01%).

Площадь пирамиды 50 тысяч квадратных метров. Внутренние по-

мещения занимают 3-4% от всего объема. Пирамида сложена из

блоков известняка средней массой 2,5 тонны, но самые тяжелые -

15 тонн. Количество блоков - 2 миллиона 300 тысяч, и все они

идеально пригнаны. Снаружи она была покрыта отполированной

гранитной облицовкой и вместе с ней весила чуть больше 7 мил-

лионов тонн.Ориентация по сторонам света имеет ошибку в 4 уг-

ловые минуты, с поворотом на запад. Кроме этого она имеет про-

порции связанные с диаметром Земли.

Согласно данным современной науки пирамиду строили 20 лет с