Смекни!
smekni.com

По истории России на тему: Сталинградская битва (стр. 5 из 5)

Художественная культура. Значительна роль в достижении победы литературы и искусства, ведущей темой которых были патриотизм и гражданственность. Живейший интерес как на фронте, так и в тылу вызывали произведения М. А. Шолохова, А. Н.. Толстого, Л. Леонова, А. Фадеева, Б. Полевого, стихи К. Симонова, А. Твардовского, С. Маршака, В. Инбер, Тихонова. Большим успехом пользовались пьесы «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова.
В года войны развивалось музыкальное искусство и прежде всего песенный жанр. Особой популярностью пользовались песни М. Блантера, И. Дунаевского, Б. Мокроусова, В. Соловьева-Седого, А. Александрова.
Д.Д. Шостакович написал выдающуюся Седьмую (Ленинградскую) симфонию, воплотившую ненависть советских людей к врагу и веру в победу.
Кино, самый массовый вид искусства, уделяло особое внимание созданию документальных фильмов, быстро отзывающихся на события военного времени. Уже в конце 1941 г. вышел фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (реж. Л. Варламов и И. Копалин). Около 150 кинооператоров создавали кино эпопею Великой Отечественной войны. Героическая тема нашла воплощение в художественных фильмах: «Секретарь райкома» (реж. И. Пырьев), «Нашествие» (реж. А. Роом), «Радуга» (реж. М. Донской), «Она защищает Родину» (реж. Ф. Эрмлер) и др.
В годы войны возрос интерес мировой общественности к культуре страны Советов. Указывая на огромное значение советской культуры, английский писатель Дж. Пристли писал: «...в течение последнего года английский народ узнал о России больше, чем за все предыдущие 20 лет».

В английских и американских газетах и журналах публиковались статьи и очерки М. Шолохова, К. Симонова, Л. Леонова, Б. Полевого, К. Федина.
Потери культуры вследствие войны были огромны. Созданный в декабре 1941 г. из представителей различных организаций и учреждений культуры Комитет определил ущерб, причиненный фашизмом нашей стране. Было разрушено более 80 тыс. школ, около 300 вузов, разграблено 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры и библиотек. Были разрушены усадьбы-музеи Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, А. С. Пушкина в Михайловском, И. С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, П. И. Чайковского в Клину. Многие культурные потери восстановить было невозможно (рукописи П. И. Чайковского, картины И. Е. Репина, В. А. Серова, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского). Это не могло не отразиться на развитии культуры советского общества после войны.
Восстановление городов и сел, разрушенных в годы Великой Отечественной войны, явилось одним из важнейших этапов развития советской архитектуры. В 1945 г. СНК СССР принял постановление о неотложных мерах по восстановлению 15 крупнейших городов, а позже были разработаны генеральные планы развития 250 городов.
С окончанием войны надежда советских людей, проявивших невиданный героизм и мужество, на ослабление административно-командных методов руководства обществом не оправдалась. В художественной культуре искусственно насаждался образ страны свободного и процветающего общества. Однако, хотя и с большим трудом, правда о действительности пробивала себе дорогу, в культурной жизни были заметны позитивные тенденции.
В послевоенный период основной задачей в области образования был введение обязательного семилетнего обучения для детей. Расширялась подготовка учительских кадров, быстро росла сеть вечернего и заочного образования как в средних школах, так и в вузах.
Факторами, мешавшими развитию науки, было пренебрежительное отношение к достижениям научно-технической мысли западных стран. Генетика была объявлена лженаукой. Но благоприятными оказались условия для развития отраслей науки, имеющих оборонное значение: ядерной физики, радиационной биологии, биохимии.
В стране усилился идеологический контроль, негативно сказавшийся на развитии культуры. В 1946 г. были приняты постановления ЦК ВКП (б) «С журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров I мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь» и «Об опере «Beликая дружба» В. Мурадели». В этих постановлениях содержалась резкая критика деятелей культуры, обвиняемых в безыдейности и пропаганде буржуазной идеологии. Культура советского общества находилась в кризисном состоянии.

Литература

Свиридов Н. В. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в двенадцати томах. Венок славы. Сталинградская битва. т. 4, М., 1984г. Венок славы. Вставай страна огромная. т. 1, М., 1983г.

Ю. Бондарев. Военные повести. М. 1985. Горячий снег. М., 1974.А. М. Борщаговский. Одно сражение и вся жизнь. М., 1982.

М.П. Ким. Родина Советская. М., 1964.М.

Н. Зуев. История России. М., 2004.

А. Бочаров. Человек и война. М., 1985.

Л. Плоткин. Великая Отечественная война в русской советской прозе. М., 1990.А.

Синявский. Литература периода Великой Отечественной войны. // История русской советской литературы. М., 1991.

П. Топер. Ради жизни на земле. Литература и война. Традиции. Решения. Герои. М., 2000.

Русская литература ХХ века // Справочные материалы. М., 1995.

Русские писатели // Биографический словарь. В 2т. Под редакцией П. А. Николаева. М., 1990.

Статьи о русской литературе.

Учебное пособие для поступающих в МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1996.

В.П. Островский. История России ХХ век. М., 1995.

О. В. Волобуев. Россия и мир. М., 2002.