Смекни!
smekni.com

«Социальные сети как ресурс рекламного рынка в России» (стр. 3 из 6)

Гиперреальность вторична по отношению к социальной реальности. Гиперреальность - это форма социальных отношений, направленных на формирование и удовлетворение «ложных» потребностей, то есть таких, удовлетворение которых является формой частного присвоения ресурсов социальной реальности. Все, что формирует и удовлетворяет «ложные» потребности, является «симулякром»[14].

Глава 3. Самопрезентация личности в социальной сети.

Во второй половине прошлого века мы наблюдали стремительное развитие коммуникационных технологий, которое дало повод многим мыслителям, например Дэниелу Беллу, говорить о качественном изменении сущности общества. Данные изменения продолжились и в первые годы XXI в. и привели к развитию сферы виртуального, включающей множество различных новых видов социальных взаимодействий. Первой по времени появления стала электронная почта, которая в настоящее время имеет очень большие перспективы вытеснить обычную почту как средство межличностного общения. В настоящее время такие формы включают чаты, форумы, IRC, ICQ, огромной популярностью пользуются блоги и социальные сети.

Социальная сеть, как новая форма взаимодействия, только начинает изучаться с научной точки зрения. Она является неотъемлемой процесса, который можно назвать виртуализацией – развитием широкой сферы информационных процессов, происходящих в практически полном отрыве от физической реальности как базы. Гиперреальность проникает в повседневную жизнь людей. Изменяются повседневные практики, стили общения.

Изучение процессов виртуального взаимодействия является одной из важнейших задач, так как именно через эти процессы можно выйти на, во-первых, понимание нового состояния общества, и, во-вторых, осмысление повседневного существования человека этом обществе.

Стоит сказать, что в настоящее время знания о процессах взаимодействия через социальные сети прагматически полезно для двух групп. Во-первых, это организаторы сервисов социальных сетей, которые нуждаются в подобной информации для понимания необхо­димых путей развития и способов устройства сервисов; во-вторых, для пользователей, которые могут использовать выводы исследования для осмысления своих практик и повышения их эффективности.

В данной главе хотелось бы проанализировать и описать мотивационную структуру пользователей социальных сетей и их стратегии самопрезентации.

Социальные сети представляют собой специфический Интернет-ресурс, с помощью которого пользователи могут с различными целями составлять собственные ан­кеты-самоописания, задействуя визуальную, звуковую, текстовую ин­формацию; просматривать чужие анкеты и обмениваться сообщениями с другими пользователями.

Под пользователями стоит понимать здесь только людей, зарегистрировавшихся и разместивших свои анкеты в одной или нескольких социальных сетях, не рассматривая тех, кто просто про­сматривает анкеты или использует в каких-либо иных целях ресурсы сайта, не регистрируясь на нем и не оставляя анкету.

Мотивы пользования социальными сетями[15]

Для начала стоит отметить, что реализация мотивов пользователей социальных сетей, а также поведение в рамках той или иной стратегии становится возможным благодаря некоторым свойствам Интернет-коммуникации. Они следующие: анонимность и отсутствие однозначной связи между виртуальной личностью и «реальным» человеком; принципиальная опосредованность взаимодействия электронными устройствами передачи информации; сенсорная редуцированность средств коммуникации; физическая недоступность и отсутствие чувства физического соприсутствия; преимущественно письменно-текстовый характер коммуникации; раскованность в общении; отсутствие маркеров телесности; взаимодействие на уровне конструируемых пользователями виртуальных личностей; технологическая возможность фиксирования всех аспектов опосредованной коммуникации; сжатие, снижение значимости географического расстояния; отсутствие или редуцированность социально-нормативно контекста коммуникации и др.

Мотив общения, или коммуникативный мотив — процессуальный мо­тив, цель которого прежде всего — времяпрепровождение, сопровож­дающееся обменом мнениями и эмоциями, обретением нового круга знакомых и единомышленников; удовлетворение от самого факта об­щения, проведение свободного времени в Сети, предпочтений сетево­го досуга другим видам досуга. Общение с другими пользователя­ми с помощью сервиса обмена сообщениями становится самостоятельной ценностью.

С этим мотивом тесно связан Мотив аффилиации — выражение со­циальной сущности человека, потребность каждого человека принад­лежать к определенной группе, принимать ее ценности, следовать им, занимать собственное место в структуре группы. Мотив аффилиации может быть как следствием подражания («я есть в социальной сети, потому что все мои друзья там»), так и результатом того, что человек по каким-то причинам стремится расширить свой круг обще­ния (например, недоволен своим реальным окружением и собствен­ным местом в группе своих друзей, или же ему не хватает общения с людьми, принадлежащими к какой-то определенной социальной ка­тегории).

Деловой мотив — под ним необходимо понимать установление контактов и взаимодействие с людьми как часть профессиональной деятельности, направленной на достижение определенной «рабочей» цели (например, различные объявления и услуги в социальных сетях).

Мотив самореализации — реализация сторон, которые не получают развития в реальности путем конструирования идентичностей, отличающихся от реальной.

Меркантильный мотив — решение своих финансовых, квартирны карьерных или учебных проблем за счет использования информации на сайте.

Игровой мотив — целенаправленное ведение интеракционных управление процессом интеракции в целях получения опыта, совершенствования коммуникативных навыков; развлечение, получение удовольствия и нового опыта от игры с идентичностями (сознатель­ного искажения как социально-демографических, так и личностных характеристик, конструирование новых социальных и персональных пдентичностей), «примерки» новых ролей.

К мотивам, играющим второстепенную роль (т. е. не побуждающим непосредственно к созданию собственного профайла и началу обще­ния в социальных сетях, но которые могут появиться в процессе пользо­вания), можно отнести:

Познавательный мотив, или мотив жизненного любопытства, кото­рый заключается в получении информации о других людях, их мнени­ях, настроениях, эмоциях, а также визуальных и слуховых образов.

Корпоративный мотив, или мотив сотрудничества, так как большин­ство видов деятельности человека носит социальный характер, то это предполагает разделение функций между людьми, сотрудничество меж­ду ними, обмен результатами деятельности, совместное решение про­блем. Возможность поиска партнеров для совместной деятельности - проведение досуга, занятия спортом, аренда жилья и т. д.

Мотив самоутверждения — демонстрация собственных достижений и возможность получения их оценки со стороны других; получение удовлетворения от внимания к собственной личности, оказываемого со стороны дру­гих людей. В основе этого мотива лежат глубинные психологические явления — самооценка личности, уровень притязаний, направленность на достижение результата; выражение посредством неограниченной виртуальной личности обычно ограниченных черт характера, желаний, стилей общения (компенсаторная самореализация). Индикаторами по­добного мотива могут служить манифестация достижений, преувели­чение или искажение положительных/отрицательных черт, проверка своих возможностей через соревнование и конку­ренцию с остальными пользователями сайтов как за первенство в рейтинге фотографий, так и за расположение конкретного человека.

Мотив спасения — доказательство другим и себе собственной самостоятельности через формирование и налаживание знакомств с другими пользователями сайта, например, после плохо закончившихся прошлых реальных отношений.

Мотив рекреации — восстановление работоспособности и функционального состояния через смену деятельности, в частности через общение с другими людьми через социальную сеть. Несмотря на то, что долгое пребывание за компьютером причиняет дискомфорт, этот вид деятельности служит для того, чтобы разнообразить время на работе, расслабиться после рабочего дня и т. д.

Мотив саморазвития — развитие коммуникативных навыков, преодоление барьеров установления и налаживания контактов. Для этих целей некоторые пользователи могут прибегать к конструированию виртуальных личностей, во многом отличающихся от реальной, чтобы «протестировать» разные модели общения с противоположным / своим полом.

Любовный мотив – поиск партнёра для серьёзных и длительных отношений. Социальная сеть в этом плане значительно снижает временные и психологические затраты, гораздо легче завязать знакомство, преодо­леть первоначальный барьер.

Стратегии самопрезентации[16]

Под стратегиями самопрезентации пользователей социальных сетей (стратегии конструирования виртуальной личности) подразумеваются желание человека создать определенное впечатление о себе, формирование этого впечатления, построение взаимодействия таким образом, чтобы достичь желаемого результата, предполагаемый план действия по достижению цели, используемые средства и т.д. Выделенные стратегии представляют собой некие идеальные типы, а не стратегии конкретных людей. Описание стратегии включает в себя как описание используемых средств, так и мотивов и целей, так как на основании полученных данных можно выдвинуть гипотезу о зависимости выбранной стратегии самопрезентации от мотивов и целей пользователя.