Смекни!
smekni.com

«Социальные сети как ресурс рекламного рынка в России» (стр. 4 из 6)

СТРАТЕГИЯ 1 «Счастье в виртуальном общении». Мотив (возможна комбинация мотивов): коммуникативный, аффилиации, игровой, самореализации (как второстепенный — познавательный мотив). Цель — общение как самодостаточная ценность. Удовлетворение от самого про­цесса общения, обмена мнениями, получения новой информации. Стремление «тянуться» за своими собеседниками — обогащаться ду­ховно, интеллектуально; научиться лучше понимать других людей и себя. Легче пережить трудности. Пользователи, для которых характе­рен этот мотив, считают общение в социальной сети хорошей альтернативой дру­гим видам деятельности, отдыха, средством снятия напряжения после рабочего дня, заполнения пауз в процессе рабочего дня и т. д.

Встреча в реальной жизни возможна, но не обязательна и не важна. Выбор собеседника основывается на других критериях, чем при поиске собеседника в реальной жизни — мень­шую роль играет внешность, пол, возраст и т. д. Иногда возможен по­иск собеседников, принадлежащих к определенным категориям людей, общения с которыми человеку недостает в реальной жизни.

Такие пользователи не считают нужным подробно описывать себя в анкете, предпочитают «раскрываться» перед собеседником непосред­ственно в процессе общения. Нередко они вступают в сложные интеракционные игры с идентичностями, создавая комплексный динами­ческий образ-симулякр, об этом понятии говорилось в предыдущей главе. Считают, что и черты характера, и внешность можно передать с помощью текста. Интересно, что многие пользова­тели воспринимают общение в сети как вполне самостоятельное средство коммуникации, которое даже выгодно отличается от реального общения (например, меньше «трансакционные издерж­ки» на поиск подходящего собеседника).

В силу особенностей виртуальной среды возможно очень откровен­ное общение, быстрое сближение. Хорошо известный психологам фе­номен «соседа по купе» соединяется с анонимностью и возможностью в любой момент прервать взаимодействие или изменить характерис­тики, вступить в интеракционную игру. Иногда этой стратегией руко­водствуются люди, которым скучно на работе, не хватает общения. Правда, при этом такие пользователи не воспринимают это как хоро­ший способ проведения досуга.

СТРАТЕГИЯ 1 «Убить рабочее время». Пользователи, придержи­вающиеся этой стратегии, общаются в основном ради того, чтобы убить время на работе. Особого удовольствия виртуальная коммуникация им не приносит, и они общаются на сайте только за неимением лучшего варианта времяпрепровождения, не пользуясь услугами сайта дома, в выходные дни. Такие пользователи не ставят целью найти собеседников любят экспериментировать со своим представляемым на сайте образом. Для таких пользователей характерны в большой степени мотивы игры, самореализации, самоутверждения и, возможно, рекреации.

СТРАТЕГИЯ 2 «Давай встретимся, пообщаемся?». Подобная стратегия распространена среди людей, предпочитающих «реальное» общение, встречи, большие компании, т. е. их стратегия самопрезентации отличается от первой большей ориентацией на реальное знакомство.

СТРАТЕГИЯ 3 «Бизнесъюзер»/«Деловое общение». Такие пользова­тели стремятся использовать сайт в интересах своей профессиональ­ной деятельности.

Популярные социальные сети заставляют пользователей создавать некий идеальный образ самого себя. Молодые люди, которые и составляют большинство пользователей социальных сетей, после создания идеального образа самого себя начинают выстраивать свою личность таким образом, чтобы она полностью соответствовала виртуальному образу.

Большинство людей занимаются в той или иной степени самопознанием, размещая на своих страничках определенные фотографии, картинки или текст – то, что они хотели бы предъявить миру, и кем им хотелось бы казаться. Таким образом, с помощью социальных сетей и появляется некий идеальный образ самого себя. Юные пользователи начинают подсознательно подстраиваться под созданный ими же самими образ, «вырастая» в соответствии с ним.

Психологи отмечают, что человеку свойственно активно приукрашивать собственную личность и в этом нет ничего необычного. Однако рост влияния социальных сетей выводит эту необходимость выхода собственной личности на совершенно новый уровень[17]. С помощью социальной сети можно, к примеру, создать себе идеальное лицо, разместив на странице красиво отретушированные в Photoshop фотографии. Проще говоря, социальные сети удовлетворяют человеческое желание выглядеть в лучшем свете и позволяют подать себя наиболее выгодно.

Новая, «идеальная» личность, созданная в виртуальном мире, может очень скоро начать влиять на реального человека. Этот феномен объясняется тем, что в социальных сетях пользователи могут видеть только «виртуальную» сторону личности, и начинают реагировать именно на нее. Чем больше новая личность «отражается» от других людей, тем больше веры в то, что именно она и является настоящей. А по данным многочисленных исследований, у активного пользователя социальной сети в «друзьях» состоят около 1000 человек.

Социальные сети, по мнению психологов, дают в руки подрастающего поколения мощный инструмент формирования собственной личности. Свойственное юности самолюбование и некоторый нарциссизм в виртуальном мире только усиливается, так как профайл любой социальной сети – идеальный инструмент, позволяющий «отсекать» лишнюю породу от скульптуры под названием «Идеальное Я».

Психологи также крайне озабочены размыванием границ понятия «друзья». В виртуальном мире «друзьями» называются те люди, которых, в случае с социальными сетями, он отметил, чтобы не потерять контакт. В большинстве случаев, так называемые «друзья» - это малознакомые или вообще незнакомые люди.

Виртуальное «выступление» перед малознакомой аудиторией, с одной стороны, позволяет оттачивать на «друзьях» любые аспекты «идеальной личности», а с другой – меняет наше собственное представление о ней. Таким образом, виртуальная реальность самым непосредственным образом меняет реальную личность. Перед психологами встает естественный вопрос, на который им еще только предстоит ответить: является ли подобная «подмена» нормальной для психического здоровья и психологического комфорта человека.

Чужая «идеальная» личность из виртуальной реальности может также сильно пошатнуть самооценку, ведь людям свойственно сравнивать себя с окружающими, но сравнение «идеального» образа, сформированного кем-то в социальной сети, с «настоящим» собой окажется явно не в пользу самого себя.

Глава 4. Социальные сети – новые возможности для бизнеса в России.

4.1.Анализ социальных сетей в России и в мире.

Исследовательская компания Synovate провела глобальное исследование[18] социальных сетей, призванное, по словам исследователей, «развенчать некоторые мифы» о вирутальной жизни, а также ответить на главные вопросы: кто? что? и почему?

С целью развенчать некоторые из этих мифов компания Synovate в июне 2008 года опросила 13 тыс. респондентов из 17 стран мира: Болгарии, Бразилии, Германии, Голландии, Индии, Индонезии, Канады, ОАЭ, Польши, России, Сербии, Словакии, США, Франции, ЮАР и Японии. В ходе исследования компании удалось получить массу информации о том, кто является пользователями сайтов социальных сетей, что интересует людей на подобных ресурсах.

Один из вопросов, который был задан респондентам был - о том, постоянными пользователями каких ресурсов они являются. Выяснилось, что люди разделились на две основные категории — одни посещают сразу несколько различных сайтов социальных сетей, в то время как другие предпочитают сосредоточиться на каком-то одном ресурсе. Большинство непостоянных пользователей, как выяснилось, проживает в Индии, Индонезии, ОАЭ и Болгарии.

«Это эффект снежного кома. В определенных кругах считается «круто» иметь несколько зарегистрированных аккаунтов на различных сайтах, так как это демонстрирует всем, что ты следишь за модой и следуешь последним трендам», — поясняет Робби Сусатио (Robbie Susatyo), управляющий директор Synovate Indonesia.

В целом по миру респондентами было названо почти 150 различных социальных платформ, хотя, разумеется, выделились определенные фавориты: Facebook, Myspace и MSN Network. В России тройка лидеров по количеству активных зарегистрированных пользователей выглядит следующим образом: Вконтакте.ру (38%), Одноклассники.ру (36%) и Мой Мир (12%).

В некоторых странах существует один определенный ресурс, который стягивает к себе большинство пользователей. Например, 91% всех японских участников социальных сетей зарегистрированы на сайте Mixi.jp. Рики Фудзики (Riki Fujiki), управляющий директор Synovate Japan, считает, что в каждой стране можно выделить некий ресурс, который спровоцировал «бум» на социальные сети, и в свою очередь диктует моду и правила поведения в виртуальном мире: «В Японии подобным сайтом стал Mixi, который единолично и практически в мгновение ока сделал социальные сети популярными в молодежной среде. Уникальной чертой Mixi является то, что попасть на него можно исключительно по приглашениям от уже зарегистрированных пользователей. Соответственно в данной сети виртуальные отношения базируется на дружбе в реальном мире. Так что можно сказать, что эта платформа не расширяет круг друзей пользователя, а скорее укрепляет существующие связи».

Три наиболее популярных социальных сетей в каждой из стран, охваченных исследованием Synovate[19]

Сейчас необходимо обратиться к подробному рассмотрению наиболее популярных социальных сетей России. Стоит отметить, что на сайте каждой из них есть отдельный раздел для тех, кто хотел бы разместить рекламу на сайте.

I. ВКонтакте (vkontakte.ru) является лидером во всех сферах, связанных с интернет-коммуникацией: