Смекни!
smekni.com

Работа на тему: «Стиль модерн в произведениях ювелирного искусства мастерской Фаберже» (стр. 3 из 5)

В течение непродолжительного периода, около пяти лет, Фаберже способствовал развитию стиля Art Nouveau в России. Яйцо «Ландыши» 1898 года [Приложение 1] было первым в ряду работ фирмы в данном стиле, а яйцо «Клевер» [Приложение 4, 5], созданное в Санкт-Петербурге для императорской семьи в 1902 году (находится в Оружейной палате Кремля, Москва), стало последним произведением Фаберже в стиле модерн с известной датой изготовления. Российским эквивалентом французского Art Nouveau и немецкого Jugendstil был стиль модерн, который пропагандировался объединением «Мир искусства». Застрельщиком в объединении «Мир искусства» выступил Сергей Дягилев (1872-1929). В 1885 году меценат Савва Мамонтов основал частную оперу в Москве. Он же создал условия для работы группы художников в подмосковном имении Абрамцево. В состав этой группы входили Илья Репин, Василий Поленов и Виктор Васнецов, а также молодые живописцы Константин Коровин, Валентин Серов и Михаил Врубель. Они занялись разработкой нового направления в искусстве, которое разительно отличалось от распространенного в то время течения, созданного передвижниками. Энергичный Дягилев вместе с петербургскими деятелями искусства Львом Бакстом, Александром Бенуа и Евгением Лансере при финансовой поддержке Саввы Мамонтова и княгини Марии Тенишевой начал издавать журнал «Мир искусства». Он выходил на протяжении 6 лет, с 1899 по 1904 год. Первая выставка работ участников объединения «Мир искусства» прошла в 1898 году. В начале следующего года состоялась вторая новаторская выставка в музее барона Штиглица с участием зарубежных художников: Беклина, Болдини, Дега, Либерманна, Моне и Ренуара, а также искусных мастеров Лалика, Тиффани и Галле. Временные границы интереса Фаберже к стилю модерн в точности совпадают с периодом выпуска журнала «Мир искусства».

Яйцо «Ландыши» было выставлено на Всемирной выставке 1900 года, в момент наивысшего расцвета Art Nouveau в Париже. Выставочный стенд Рене Лалика, оформленный в виде витрины из бронзы, по форме напоминавшей летучую мышь, произвел фурор среди его многочисленных поклонников. За свои изделия Лалик получил наивысшую награду Grand Prix и Орден Почетного Легиона. То же самое жюри, что превозносило до небес произведения Лалика, на удивление равнодушно отнеслось к работам Фаберже, представленным на выставке. Растительный орнамент яйца был охарактеризован как выполненный с «тонким вкусом», но подвержен критике, так как «цветы слишком плотно прилегали к яйцу». Один из критиков полагал, что было бы лучше, «если бы подставка опиралась на три, а не на четыре ножки, если бы ее листья не заканчивались банальными изгибами, и если бы веточки ландышей, прилегающие к яйцу, не были бы симметричными». Он также подверг критике еще один шедевр Фаберже, «Корзинку с ландышами» (Фонд Матильды Грей Геддингс, Музей изобразительных искусств, Новый Орлеан), описав ее следующим образом: «Произведение лишено артистического или декоративного чувства. Перед нами фотография с натуры, без привнесения художником собственного стиля». [23, с. 109]

Яйцо «Ландыши» - подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на пасху 1898 года; мастер Михаил Перхин, Санкт-Петербург.

Гильошированная поверхность яйца просвечивает сквозь розовую эмаль; венчающая его императорская корона – в алмазах и рубинах. Из изогнутых золотых ножек основания прорастают побеги ландышей, охватывающие яйцо с четырех сторон листьями прозрачной зеленой эмали. На золотых стеблях – цветы из жемчуга, акцентированного мелкими алмазами. Жемчужная кнопка сбоку приводит в действие механизм: корона поднимается и вслед за ней из яйца появляются, веерообразно раскрываясь, три миниатюрных портрета, оправленных алмазами – Николая II и детей Николая и Александры, великих княжон Ольги и Татьяны. Каждый портрет подписан миниатюристом Иоханнесом Цейнграфом. На рифленом золотом обороте миниатюр выгравирована дата 5.IV.1898,там же помещены клейма: русские инициалы мастера- исполнителя, «Фаберже» русскими буквами и пробирное клеймо 56 (стандарт 14-каратного золота).

В счете, выставленном Фаберже, данное яйцо описано следующим образом:

«Апрель 10. Розовое покрытое эмалью яйцо с тремя портретами, зеленые покрытые эмалью листья, ландыши из жемчуга с алмазами огранки «роза». Санкт-Петербург, Май 7, 1898. 6 700 р.» [3, с. 249]

Яйцо «Ландыши» украшено любимыми цветами молодой императрицы и ее любимыми драгоценными камнями – жемчугом и бриллиантами. В качестве сюрприза в нем хранятся миниатюрные портреты трех самых дорогих ей людей: обожаемого супруга Николая и двух дочерей, Ольги (1895 г. р.) и Татьяны (1897 г. р.). К тому же, Фаберже выполнил это пасхальное яйцо в стиле модерн – излюбленном стиле императрицы. Без сомнения, из всех изделий российского ювелирных дел мастера она предпочитала именно это.

Интерес императрицы Александры Федоровны к стилю модерн хорошо известен. Ее брат, великий герцог Эрнст Людвиг Гессенский, основал колонию художников на Mathildenhцhe в городе Дармштадт, где они занимались созданием «совместных произведений искусства» – оформляли интерьеры, проектировали для них мебель и изделия из фарфора и керамики. Вдохновленная художественной атмосферой этого общества, императрица начала коллекционировать произведения из стекла Галле и Тиффани, а также изделия из керамики Рестранда и Дултона, многие из которых были вмонтированы в оправу Юлием Раппопортом, серебряных дел мастером фирмы Фаберже. Эти вещицы стояли на карнизах и каминных полках в Палисандровой гостиной Александровского дворца вместе с сентиментальными безделушками викторианской эпохи .

Описываемое яйцо хранилось в личных покоях императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце, на верхней полке углового застекленного шкафчика. Яйцо и его механизм были подробно описаны Н. Дементьевым, главным смотрителем императорского Зимнего дворца, в 1909 году («сбоку яйца находится кнопка с жемчужиной, при нажатии на которую корона поднимается и открываются три миниатюрных медальона, обрамленных алмазами огранки «роза»).

Яйцо «Ландыши» хорошо различимо на фотографии пирамидальной витрины с выставки 1902 года в особняке барона фон Дервиза, где оно экспонировалось вместе с другими пасхальными яйцами из коллекции императрицы Александры Федоровны. Яйцо упомянуто в описании выставки, хотя его и перепутали со стоявшей рядом «Корзинкой с ландышами»: «В коллекции императрицы Александры Федоровны имелось яйцо, украшенное букетом ландышей, окруженным мхом: цветки ландышей были выполнены из жемчугов, листья – из нефрита, а мох тонкой работы – из золота».

Яйцо «Ландыши» – одно из девяти пасхальных яиц, проданных через «Антиквариат» Эмануилу Сноумэну из фирмы «Вартски» в 1927 году. В 1934 году оно было продано вместе с «Коронационным» яйцом Чарльзу Парсону, затем его снова выкупила фирма «Вартски». Позже эта фирма продала его господину Херсту, но затем снова его приобрела. В 1979 году Кеннет Сноумэн из фирмы «Вартски» продал яйцо «Ландыши» вместе с «Коронационным» пасхальным яйцом Малькольму Форбсу за общую сумму в 2 160 000 долларов.

Яйцо «Лавровое дерево» [Приложение 2,3] - подарок императора Николая II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1911 года.

Яйцо исполнено в форме подстриженного дерева с плотной кроной нефритовых листьев с цветами и фруктами из драгоценных камней, с лепестками белой эмали: алмазов цвета шампанского, аметистов, бледных рубинов и цитринов. В листве спрятано отверстие для ключа и крохотный рычаг, приведение в действие которого поднимает круглую крышку на верхушке дерева, после чего изнутри появляется певчая птица, которая машет крыльями, поворачивает голову и поет, открывая клюв. Резьба по золотому стволу имитирует кору. Дерево «растет» из золотой почвы, насыпанной в квадратную кадку из белого кварца, декорированную золотой трельяжной решеткой с головками цветов на скрещениях и накладной гирляндой лавра прозрачной зеленой эмали с ягодами из рубинов-кабошонов, из которых центральный окружен алмазами. Каждая ножка кадки также украшена рубинами с алмазами, помещенными в золотые розетки, по углам кадка завершена жемчужинами. Двухступенный постамент и стоящие по углам ребристые тумбы выполнены из нефрита; тумбы с золотыми цоколями, накладной орнаментацией и навершиями, увенчанными жемчужинами в чашечке из листьев прозрачной зеленой эмали. Та же эмаль применена к листве на цепях между тумбами, звенья которой акцентированы жемчужинами. На нижней окантовке кадки надпись по-русски и дата: «Фаберже, 1911».

В документах 1935 года яйцо числилось как «Лавровое дерево», с 1947 оно ошибочно называлось «Апельсиновым деревом». Описываемое яйцо было преподнесено императором Николаем II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, 12 апреля 1911 года. Недавно оно вновь было верно названо «Лавровым деревом» на основе подлинного счета Фаберже:

«9 апреля. 1 большое яйцо в форме выполненного из золота лаврового дерева с 325 листьями из нефрита, 110 маленькими белыми цветами из опалесцирующей эмали, 25 бриллиантами, 20 рубинами, 53 жемчужинами, 219 алмазами огранки «роза» и 1 крупным бриллиантом огранки «роза». Внутри дерева находится заводная певчая птица. [Стоит] в квадратной кадке из белого мексиканского оникса на постаменте из нефрита. По углам постамента стоят 4 тумбы из нефрита, между которыми свисают гирлянды из зеленых, покрытых эмалью листьев с жемчужинами. Санкт-Петербург, 13 июня 1911 года». 12 800 руб. [2, с. 223]