Смекни!
smekni.com

Работа на тему: «Стиль модерн в произведениях ювелирного искусства мастерской Фаберже» (стр. 5 из 5)

Серебряная кружка цилиндрической формы, на плоской круглой подставке, с крышкой и ручкой, изготовлена из серебра 84 пробы в технике литья, ковки и чеканки. Крышка с навершием соединена с массивной изогнутой ручкой подвижным шарниром. На тулове гравировано изображение букета полевых цветов. На донышке снизу, на ручке вверху и на крышке внутри есть клейма: 1.«Женская голова в кокошнике, обращенная влево, в овальном щитке с цифрой «84» и инициалами «И.Л» - управляющего Московским окружным пробирным управлением Ивана Сергеевича Лебедкина, назначен в 1899 г. «84» – проба серебра в золотниках, что соответствует 875 пробе в современном выражении. (Постникова-Лосева, 1995, с. 259, № 3878). 2.«К.Ф» - клеймо знаменитого ювелира и главы одноименной фирмы Карла Густава Фаберже, поставщика царского двора (Постникова-Лосева, 1995, с.219, №2604).

Данная серебряная кружка выполнена в стиле модерн. Она изготовлена в традиционных формах, но отличается красотой вытянутых пропорций, гибкой изысканностью силуэта, высококачественным металлом и особой тщательностью выполнения: скрупулезной отделкой элементов, искусным монтажом изделия в целом. Особенно характерна в целом матовая фактура поверхности кружки, и только на гравированном резцом рисунке букета цветов – полированная, что придает декору особую элегантность. Произведение представляет значительную музейно-художественную и коллекционную ценность. [23, с. 280]

Графин "Бордо" [Приложение 9], который спроектировал Карл Фаберже в 1896-ом году, свидетельствует о влиянии стиля модерн. Серебряная ручка представляет собой голову мужчины с развивающимися волосами и бородой, которая плавно переходит в листья. Стеклянный сосуд вырезан листьями и цветами. [2, с. 275]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После классицизма в искусстве с 30-х годов XIX века начинается поиск нового стиля. Мастера переосмысливают европейское художественное наследие всех предшествовавших эпох. Наряду с этим, наблюдается повышенный интерес к древнерусским формам и мотивам, увлечение натуралистическими растительными формами. Всемирная выставка 1889 года (Париж) продемонстрировала черты нового стиля, увенчавшего творческие искания II половины XIX века. Он получил название "модерн". Текучие пластические формы, струящиеся, плавные линии рисунка, вторящие увядающим ирисам и водяным лилиям, позволяют безошибочно опознать произведения модерна. Из-за широкого распространения цветочных мотивов модерн в прикладном искусстве, часто именуют "флоральным", или "цветущим".

Стиль Дома Фаберже основывался на продуманной ассимиляции ранних исторических стилей, обогащённых русским чувством, лёгкостью, элегантностью и уникальной виртуозностью исполнения.

Стиль модерн соединял искусство с природой. Художники и архитекторы проектировали перетекающие линии. Они дали линиям движение с органическими мотивами. Доминирующее влияние линии показано на примере лестницы дома Степана Рябушкинского, который спроектирован Федором Шектелем в 1902-ом году в Москве.

Стиль Фаберже, как считают специалисты, состоит не в следовании каким-либо канонам, а в глубоком понимании свойств материала, его одухотворении, раскрытии возможностей ювелирного искусства, приёмы которого накапливались веками. Вот почему Фаберже в каждом новом изделии старался превзойти предыдущее по изобретательности, остроумию замысла, качеству исполнения. В мастерских Фаберже все вещи выполнялись только в одном экземпляре, а если заказчик настаивал на повторении, то вносились изменения таким образом, чтобы каждое изделие оставалось оригинальным. Предметы, не отвечающие высоким критериям фирмы, безжалостно уничтожались или продавались без клейма.

Дом Фаберже называли «культурной губкой», настолько многообразно он ассимилировал культуру различных стран и эпох. Это был петербургский парафраз «стиле» всех Людовиков, Готики, Ампира, Рококо с оттенками Ар Hypo, веяний арабского Востока, Индии, Китая, Японии, Персии. При этом романтика «исторических стилей» сочеталась мастерами фирмы с элементами Модерна.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. М., 1990

2. Буф Дж. Фаберже. М., 1998.

3. В. Скурлов, Г. Смородинова. Фаберже и русские придворные ювелиры. М., 2001.

4. Володина Т. Модерн: Проблемы синтеза. // Вопросы искусствознания. 2-3/94, М., 1994

5. Габсбург фон Г. Фаберже. Сокровища Российской Империи. Культурно-исторический фонд "Связь времен", СЛОВО/SLOVO, М., 2004.

6. Гилодо А.А. Русское серебро XIX – начала XX века. М., 1994.

7. Гурова Л. К вопросу о стиле Ар Нуво в живописи конца XIX века. «Труды государственного Эрмитажа», Л., 1976

8. Драгоценности и серебро для царей, королев и др. «В.А. Болин»- 200 лет. Сост. М. Риббинг, В. Скурлов, Т. Мунтян, Л. Завадская. СПб., М., Стокгольм, 1996.

9. Золотая кладовая Русского музея. СПб., 1998.

10.История фирмы Фаберже. Посвящается 150-летию со дня основания фирмы. СПб., 1993.

11.Карпун А.Л. Русское ювелирное искусство второй половины XIX – XX века. М., 1994.

12.Кириченко Е. И. Еще о модерне. // «Декоративное искусство СССР» № 10 М., 1978

13.Корнилов Н.И., Солодова Ю.П. Ювелирные камни. М., 1986.

14.Миллер Дж. Путеводитель коллекционера. Модерн. АСТ, 2005

15.Николаева С. И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. М., Издательство «Директмедиа Паблишинг», КноРус, 2003.

16.Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г. Изделия из драгоценных металлов. Русское декоративное искусство. XIX – начало XX века. Под ред. А.И. Леонова. Т.3. М., 1984.

17.Русские ювелирные украшения XVIII – начала XX века. М., 1988.

18.Русские ювелирные украшения XVI-XX вв. из собрания Государственного исторического музея. Сост. Г. Медведева, Н. Платонова, М.М. Постникова-Лосева. М., 1994.

19.Русское золото XVI – начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля. М., 1987.

20.Русское серебро XVI – начала XX века из фондов Государственных музеев Московского Кремля. М., 1984.

21.Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. Галарт, 2001

22.Скурлов В., Смородинова Г. Фаберже и русские придворные ювелиры. М., 2001.

23.Фаберже и петербургские ювелиры. Сост. В.В. Скурлов и др. СПб., 1997.

24.Фар-Беккер Г. Искусство модерна. Konemann, 2004

Приложение 1

Яйцо «Ландыши.»

Приложение 2

Яйцо Лавровое дерево. 1911

Приложение 3

Яйцо «Лавровое дерево». Фрагменты.

Приложение 4

Яйцо Клевер.

Приложение 5

Яйцо Клевер. Фрагмент.

Приложение 6


«Яйцо – сюрприз»

Приложение 7

Портсигары Фаберже.

Приложение 8

Серебряная кружка. (Около 1900 года.)

Приложение 9

Графин «Бордо»