Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для студентов факультета искусств II (стр. 2 из 4)

Архитектура как формообразующий вид искусства. Рост монастырского строительства и крепостных сооружений. Типичная планировка замков. (Крепость Гайяр, Каркассон, аббатство Мон Сен Мишель, родовые замки в Сан-Джимильяно). Суровая красота и логичность сооружений. Развитие базиликального типа храма с башней или куполом. Эволюция арочных и крестовых сводов. Совершенствование планировочной системы романского храма.

Изобразительное искусство романского стиля.

Живопись. Плоскостный характер изображений с жестким контуром и локальным цветом. Иллюстративный характер живописи. Тяготение к евангельской тематике (фрески ц. Сен Савен сюр Гартан в Пуату). Искусство шпалеры (ковер из Байе). Их утилитарность и декоративность. Книжная миниатюра в Хрониках и часословах.

Скульптура в романском искусстве как религиозная «проповедь в камне». Использование монументальных форм и рельефа. Усиление роли изображения человека. Подчинение скульптуры архитектуре. Типовое построение пластической композиции. Драматическая экспрессия и живописность, нарушение пропорций, напряженность ритма, характерные черты романской пластики. Проникновение в скульптуру сюжетов нерелигиозного содержания (Капитель из ц. Клюни, бронзовые двери из ц. В Гильдеехейме). Усиление драматизма в сюжетах композиции сюжетов беспокойства и взволнованности. Появление комических и гротескных образов ( Тимпан собора в Отене). Скульптура собора Нотр Дам в Шартре. Появление тенденций к появлению готики.

Романское искусство Франции. Строительство монастырских комплексов. Формирование трех- или пятинефного типа базиликального храма двубашенным западным фасадом. (Нотр Дам ля Гранд в Пуатье). Художественная система и образный строй скульптурного убранства романского храма. Формирование провинциальной архитектуры и ее особенности. Архитектура Бургундии (монастырская церковь Клеони): ясность объемов, размеренность ритмов, подчиненность частей целому. Храмы Прованса: связь с античной архитектурой. Богатство декорировки фасадов (церковь аббатства Сен Жиль и Сен Трофим в Арле). Выработка технологии и художественных принципов скульптурного убранства перспективных порталов романских храмов во Франции («Королевский портал» собора в Шартре).

Романское искусство в Германии. Грандиозность и массивность архитектурных объемов. Развитие базиликального пятибашенного типа храма (собор Св. Петра в Вормсе, соборы в Майнце и Шпейере). Экспрессивность немецкой пластики ХII в. (рельефы алтарной преграды собора в Бамберге).

Романское искусство в Италии. Отсутствие единого стиля в итальянской архитектуре. Тяготение традиций к византийским и романским. Развитие «инкрустационного» стиля и романских форм в архитектуре Тосканы ХI – ХII вв. (соборы в Пизе, Флоренции, Лукке).

Использование мраморной многоцветной облицовки и многоярусных арочных галерей. Развитие проторенессансных черт в архитектуре и пластике в Италии. (Николо Пизано и его школа). «Византийская манера» в итальянской живописи XII-XIIIвв. Книжная миниатюра.

Готическое искусство XIII-XIVвв. Расцвет средневековья городов и феодальной городской культуры. Развитие науки, схоластической философии и теологи, их влияние на характер и образы готического искусства. Собор как образ мира. Архитектурно- конструктивные особенности готического собора. Единство архитектуры и скульптуры в создании художественного образа готического собора.

Расцвет средневековой религиозной и светской литературы. Рыцарский роман и лирическая поэзия. Народные представления и комический театр. Периодизация готики: (2-я половина ХII – начало ХIII в.) ранняя готика; ХIII в. – зрелая готика; ХIV в. – начало; ХV в. – поздняя (пламенеющая) готика.

Архитектура готики. Отличие от романской архитектуры. Сооружение зданий общественного значения. Планировка готических городов. Щипцовый характер кровли зданий. Собор как композиционный центр городской застройки и центр сплочения горожан. Конструктивно-художественные особенности готического собора. Организация внутреннего пространства. Внешний и внутренний декор храма.

Готическая архитектура Франции. Формирование единой государственности и единой национальной культуры. Первые готические памятники в провинции Иль-де-Франс, связь с романскими традициями.

Собор Парижской богоматери – памятник искусства периода ранней готики. Расцвет зрелой готики в культовой и гражданской архитектуре (соборы в Амьене, Шартре, Реймсе, Бурже).

Готическое искусство позднего периода (ХV в.). Условно-декоративный характер форм. Строительство парадно-увеселительных замков, ратуш, жилых зданий фахверкового типа.

Особенности готической архитектуры Германии. Упрощенность планировки, увеличение высоты здания. Изящество декора (собор в Кельне, во Фрейбурге).

Готическая архитектура в Италии. Преобладание гражданского строительства. Приверженность местным традициям. Тяготение к декоративности (дворец Дожей в Венеции); сохранение традиций романской архитектуры (палаццо Веккьо) во Флоренции. Использование кирпичной кладки, возможность использования фрески вместо витражей. Полихромная отделка мрамором. Применение стропильного перекрытия (собор в Орвието).

Готическая архитектура в Англии. Перестройка романской архитектуры. Отличительные признаки английской готической архитектуры: большая протяженность по продольной оси, наличие квадратной башни, один трансепт посередине, Алтарная апсида имеет квадратные очертания. Сложный учащенный ритм нервюр (Линкольнский собор - ХI – ХIII вв., капелла Генриха ХII в Лондоне). Широкое использование фахверкового строительства в строительстве усадеб (Дом Окуэлле в Беркшире).

Готическая скульптура. Связь с архитектурой , преимущественное применение религиозной тематики. Человечность и мягкость в характеристике образов святых. Острая индивидуальность образов. Преобладающая роль линии.

Скульптура Франции. Появление групповых статуй (Реймский собор: Мария и Елизавета). Скульптура северного портала в Шартре. Введение бытовых деталей.

Скульптура Германии. Мрачность и суровость образов, индивидуализация их, переход в портретность. Ограниченность использования скульптуры в архитектуре (маркграф Эккехард и его жена Ута). Появление конных статуй.

Изобразительное и прикладное искусство готики. Преобладающая роль витражных композиций на религиозные темы. Роль света цвета в усилении эмоционального начала в витражах.

Франция: витражные композиции соборов Нотр Дам де Пари и Шартре.

Поздняя готика (капелла Сен Шанель в Париже, собор в Руане). Книжная миниатюра ХIV – ХV вв. Проявление светского начала в содержании миниатюр (псалтырь королевы Бланки Костильской, псалтырь герцога Беррийского, Часослов Романа, Часослов маршала Бусико).

Декоративно-прикладное и ювелирное искусство рубежа ХIV –ХV вв. во Франции и Англии.

Искусство стран Ближнего Востока. Проявление античного наследия в искусстве стран Ближнего Востока. Связь с культурой стран мусульманского мира. Влияние ислама на характер искусства ближневосточных государств.

Архитектура. Черты своеобразия мусульманской архитектуры. Основные типовые сооружения: мечети, минареты, медресе, крытые рынки, караван-сараи, дворцы, крепости. Основные конструктивные элементы арабской мечети (мечети Омейядов в Дамаске, мечеть ибн Тулуна в Каире).

Прикладное искусство и художественные ремесла.

Искусство стран Северной Африки и мавританской Испании.

История формирования мавританской культуры.

Архитектура Испании (столичная соборная мечеть, дворец Альгамбра).

Прикладное искусство как образец сотрудничества мастеров двух культур.

Искусство стран Среднего Востока. Особенности формирования культурных традиций в регионе. Своеобразие архитектурного декора. Искусство империи тимуридов. Архитектурные комплексы столицы и провинций (Самарканд, комплекс усыпальниц Шахи –Зинда, соборная мечеть Биби-Ханым, усыпальница тимуридов Гур-Эмир, медресе Улугбека).

Прикладное искусство: ковроткачество, резьба по дереву, чеканка и гравировка по металлу.

Восточная миниатюра. Иранская, Среднеазиатская, Азербайджанская, Афганская школы живописи. Камалетдин Бехзад и Султан Мухаммед, их роль в становлении и развитии восточной миниатюры.

Искусство средневековой Индии (7-18 вв.). Утверждение феодализма и развитие национально-культурных особенностей в Индии. Зарождение индуизма. Гиперболизация образов богов. Синтез архитектуры и скульптуры.

Искусство раннего феодализма (7-12 вв.). Образование мелких государств на месте государства Гуптов.

Пещерные храмы: Шивы на о. Элефант (7в.). Кайласанейха в Элуре (8в.). Особенности их конструкций и планировки. Ведущая роль скульптуры в декоре храмов. Формирование двух типов храмов: северный и южный (храм Лингараджа в Бхубанесваре). Особенности пластики, связь с природой, простота конструкций.

Искусство 13-18 вв. Формирование крупных централизованных государств. Правление Великих Моголов. Упрочение позиций ислама; изменение архитектурного облика храмов, введение новых сооружений: минаретов, мечетей, мавзолеев. Использование плоского геометрического орнамента в декоре стен.

16-17 вв. – последний этап развития средневекового индийского зодчества. Возникновение новых городов (Агра, Фатехнур-Сикри), изменение стиля в архитектуре, тяга к роскоши и орнаментализации (мавзолей Тадж-Махал).

Живопись. Распространение миниатюры и иллюстраций. Возникновение художественных мастерских и школ.

Развитие местных школ с народными традициями. Распространение наивной и радостной тематики. 18 век – колонизация страны и остановка развития в искусстве.