Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для студентов факультета искусств II (стр. 3 из 4)

Искусство раннего феодализма (7-12 вв.). Образование мелких государств на месте государства Гуптов.

Пещерные храмы: Шивы на о. Элефант (7 в.). Кайласанейха в Элуре (8 в.). особенности их конструкций и планировки. Ведущая роль скульптуры в декоре храмов. Формирование двух типов храмов: северный и южный (храм Лингараджа в Бхубанесваре). Особенности пластики, связь с природой, простота конструкций.

Искусство 13-18 вв. Формирование крупных централизованных государств. Правление Великих Моголов. Упрочение позиций ислама. Изменение архитектурного облика храмов, введение новых сооружений: минаретов, мечетей, мавзолеев. Использование плоского геометрического орнамента в декоре стен.

16-17 вв. - последний этап развития средневекового индийского зодчества. Возникновение новых городов (Агра, Фатехнур-Сикри), изменение стиля в архитектуре, тяга к роскоши и орнаментализации (мавзолей Тадж-Махал).

Живопись. Распространение миниатюры и иллюстраций. Возникновение художественных мастерских и школ.

Развитие местных школ с народными традициями. Распространение наивной и радостной тематики. 18 век — колонизация страны и остановка развития в искусстве.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ВТОРОЙ СЕМЕСТР

Семинар 1,2 – 4 часа

Тема: Искусство Древней Греции

ПЛАН:

1. Особенности искусства ранней классики. Рациональность как основная черта художественного мышления эпохи.

2. Архитектурный ансамбль афинского акрополя.

3. Монументальная скульптура школы Фидия.

4. Скульптура Поликлета.

5. Архитектура поздней классики.

6. Значение творчества Скопаса в развитии греческой скульптуры.

7. Творчество Праксителя.

8. Леохар и Лисипп – представители двух направлений в скульптуре поздней классики.

9. Греческая вазопись.

10. Искусство эллинизма. Греция, Александрия, Пергам, Родос.

Литература:

1. История искусства зарубежных стран. В 2-х т. Т.1.М.: АХСССР, 1961. С.100-136.

2. История искусства зарубежных стран. В 2-х т. Т.1.М.: АХСССР, 4-е изд-е, Т.1, С.116-155.

3. Арган Дм. История итальянского искусства: Пер. с ит.: В 2-х т. Т.1. М.: Радуга, 1990. С.32-62.

4. Алпатов М. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М.: Искусство, 1987. С.98-132.

5. Гнедич П.П. Всемирная история искусства. М.: Современник, 1996. С.75-132.

6. Бартенев И.П., Баташкова В.И. Очерки истории архитектурных стилей: М.: Изобразительное искусство, 1983. С.25-39.

Семинар 3 –2 часа

Тема: Искусство Древнего Рима

ПЛАН:

1. Искусство Этрурии

2. Особенности развития искусства Древнего Рима

3. Архитектура периода Римской республики

4. Живописные стили эпохи Римской республики

5. Стилевые особенности архитектуры империи

6. Римский скульптурный портрет

Литература

1. История искусства зарубежных стран/ Под ред. Доброклонского М.В.: В 2-х т., Т.1., М.: АХССР, 1961, С.137-186.

2. История искусства зарубежных стран/ Под ред. Доброклонского М.В.: В 2-х т., Т.1., М.: АХССР, 4-е изд-е, 1981, С.156-189.

3. Арган Дм. История итальянского искусства: Пер. с ит.: В 2-х т. Т.1. М.: Радуга, 1990. С.57-85.

4. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М.: Современник, 1996. С.133-186.

5. Бартенев И.А., Баташкова В.И. Очерки истории архитектурных стилей. М.: Изобразительное искусство. 1983. С.40-50.

Семинар 4 – 2 часа

Тема. Искусство Средневековой Европы

ПЛАН:

1. Общая характеристика искусства Византии

2. Архитектура и монументальная живопись Византии

3. Особенности архитектуры романского периода

4. Архитектура готики

5. Монументальное искусство эпохи готики

Литература

1. История искусства зарубежных стран/ Под ред. Доброклонского М.В.: В 2-х т., Т.2., М.: АХССР, 1963, С.9-59.

2. История искусства зарубежных стран/ Под ред. Доброклонского М.В.: В 2-х т., Т.1., М.: АХССР, 4-е изд-е, 1982, С.14-70.

3. Всеобщая история искусств/ Под ред. Веймарна Б.В.: В 6 т. Т.2. М.: Искусство, 1960. С.25-66, С.229-345.

4. Арган Дм. История итальянского искусства: Пер. с ит.: В 2-х т. Т.1. М.: Радуга, 1990. С.104-154.

5. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М.: Современник, 1996. С.187-211.

6. Любимов Л. Искусство Западной Европы. Средние века. М.: Просвещение. 1976. С.7-116.

7. Бартенев И.А., Баташкова В.И. Очерки истории архитектурных стилей. М.: Изобразительное искусство. 1983. С.51-81.


Терминологический словарь

Амфипростиль – небольшой древнегреческий храм с четырехколонным портиком на обоих фасадах.

Айван – (в восточной архитектуре) открытая галерея с колоннами или большой портал с большой нишей, перекрытой сводами.

Акант – скульптурное изображение в рельефе листьев одноименного растения (Раннейский декоративный элемент коринфского ордера).

Акротерии – украшения под фронтоном в виде скульптуры, треножника, пальметты и т.п.

Амфитеатр – размещение мест концентрическими, постепенно повышающимися рядами в зрелищных сооружениях.

Арабеска – сложные мелкие орнаменты из геометрических и растительных стилизованных мотивов в сочетании с арабским шрифтом. В последующие эпохи – мелкие сложные орнаментальные композиции.

Апсида – полукруглый в плане выступ алтарной стены, завершенный конхой. В апсиде храма располагается алтарь.

Арка подпружная – вспомогательная арка, поддерживающая выше расположенный свод, купол или участок стены.

Аркада – ряд арок, опирающихся на колонны или пилоны.

Аркатура аркатурный пояс или фриз - декоративный мотив в виде ряда арочек для украшения фасада здания.

Аркбутан – открытая полуарка, служащая для передачи распора основных сводов, перекрывающих готическое здание, на контрфоре.

Архивольт – криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки.

Атризм – зал в древнеримском доме, имеющий в центре перекрытия большое сквозное осветительное отверстие (комплювизм).

Аттик – стенка над антаблементом в римских триумфальных арках.

Базилика – прямоугольное в плане здание, расчлененное рядами колонн на ряд продольных галерей (нефов). В античное время – общественно-административное здание. В середине века этот тип здания лег в основу храма.

Балюстрада – сквозное ограждение (в виде перил) балконов, галерей, лестниц, крыш.

Вимперг – резной фронтон над дверным или оконным проемом в готической архитектуре.

Гипетральное отверстие – сквозное осветительное отверстие в крышах античных и готических храмах.

Гобелены – тканые безворсовые ковры, служащие украшением стен. Позднее название шпалер.

Донжон – главная башня средневекового замка, являвшаяся жилищем феодала.

Зофорный фриз – непрерывный фриз в виде ленты в античных сооружениях, иногда покрывавшийся рельефными изображениями.

Интарсия – деревянная инкрустация. Разновидность интарсии – маркетри.

Ионика – античный орнамент, применявшийся в ионическом и коринфском ордерах. Имеет вид яйцевидной формы, чередующейся с обращенными вниз стрелками.

Кампанила – колокольня в западноевропейском храме (чаще итальянской).

Капелла – католическая часовня.

Картуш – скульптура, орнаментально оформленный герб на фасаде здания.

Квадрига – объемное изображение колесницы, запряженной четверкой

лошадей, помещаемой на аттиках здания. В древнеримской архитектуре увенчивала триумфальные арки.

Кессоны - небольшие углубления на поверхности потолка или свода, имеющие чаще всего квадратную форму.

Консоль – (то же, что и кронштейн) – выступающая вперед балка прямой или дугообразной формы и служащая опорой балкону, скульптуре и т.п.

Меандр – античный орнамент в виде кривой или ломаной спирали.

Медресе – мусульманская духовная школа.

Мечеть – мусульманское культовое сооружение.

Минарет – башня у мечети, служащая для призыва верующих на молитву.

Михраб – алтарная ниша в мечети.

Моноптер – античный храм круглой формы, обрамленный колоннами.

Наос (целла) – святилище греческого храма.

Первюра (гурт) – профилированное ребро готического свода.

Орхестра – круглая и полукруглая площадка в древнегреческом театре, занимающая в нем центральное положение и предназначенное для выступления хора.

Пагода – культовое сооружение Китая в виде высокой башни.

Палаццо – дворец, особняк в Италии.

Пальметта – скульптура или живописный орнамент в виде пучка симметрично расположенных узких листьев.

Пандус – наклонная плоскость, заменяющая лестницу.

Парус – конструкция треугольных очертаний, посредством которой осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному покрытию здания. В церковных сооружениях четыре паруса поддерживают барабан купола.

Периптер – тип античного храма, окруженного по периметру колоннадой.

Перистиль – двор, ограниченный по сторонам колоннами.

Пештан – то же, что и айван.

Пинакль – башенки декоративного назначения для увенчания контрфорсов в готических сооружениях.

Пронаос – полуоткрытая входная часть античного храма.

Портал – архитектурно обработанный вход в здание.

Портик – колоннада, служащая входом в здание.

Простиль – небольшой греческий храм с четырьмя колоннами на главном фасаде. Остальные фасады оформлены или пилястрами, полуколоннами, или вовсе не имеют оформления.

Ратуша – здание городского самоуправления.

Ротонда – круглое здание, перекрытое куполом.

Сталактиты – декоративная форма, используемая в мусульманских мечетях для оформления сводов. Напоминает природные сталактиты.

Термы – древнеримские бани, в которых имелись также помещения для спорта и отдыха.

Тимпан – основная, западающая вглубь часть античного фронтона, обрамленная по периметру карнизом.