Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для учителей и студентов Павлодар (стр. 2 из 10)

1.1 Правильность речи. Указанное качество понимается неодинаково. Одни толкуют его узко: или лишь как грамматическую правильность, или только как правильность произношения и ударения; другие – расширенно: соответствие языковым нормам и правилам (соблюдение норм орфоэпии, ударения, словообразования, правил употребления слов, форм их сочетаний). Некоторые ученые в понятие «правильность» включают и содержание речи (нарушение такой правильности в школьном преподавании обычно называют «смысловыми» и «логическими» ошибками). Существует также мнение, что речь должна быть правильной и по эмоционально-логическому построению, когда эмоции и логика взаимосвязаны.

Справедливо считать основным критерием «правильности» речи соблюдение орфоэпических и орфографических норм русского литературного языка, грамматических правил, а также подбора слов.

Таким образом, правильность речи в первую очередь определяется её соответствием общепринятым языковым нормам. Лектор должен заботиться о безупречном соблюдении норм литературного языка по крайней мере в произношении, словоупотреблении и грамматике.

Обычно, когда мы слушаем лектора, наше внимание сосредоточено на восприятии смысла высказывания. Звуковая форма речи, а через нее значение слов воспринимаются автоматически при условии безупречного произношения говорящего. Но стоит ему исказить привычное звучание слова, неверно поставить ударение, как слушатели мгновенно реагируют, сравнивая незнакомое звучание с имеющимся в памяти эталоном (средствà, свеклà, в случàе, ака[дэ\ ]мия и пр.). Отступления от норм произношения и ударения являются серьезной помехой в понимании слушателями.

Другим важным элементом культуры речи лектора можно назвать правильное словоупотребление. Известно, что слово только тогда действует на слушающих, когда оно употреблено в строгом соответствии с его значением и возможностями сочетания с другими словами. Ошибочное использование просторечных слов, неразличение паронимов, неоправданное расширение сочетаемостных возможностей слова, видоизменение и разрушение устойчивых выражений, и другие отклонения от норм всегда негативно влияют на слушателей, вызывая чувство досады и неудовольствия.

Лектору надо быть особенно внимательным, если ему встретились так называемые трудные случаи из области грамматики. К таким случаям относятся, например, согласование сказуемого с подлежащим, в составе которого имеются существительные с количественным значением – большинство, меньшинство, часть, ряд и т.п., а также сочетания с числительным (двое людей, трое ребят, но два зайца, три девушки). Распространенными ошибками являются и неправильное благодаря его, исходить из проблем, скучать за детьми, свойственно для них, представлять из себя, стечение падежных форм с одинаковым предлогом, «нанизывание» нескольких одинаковых падежей и т.д.

Таким образом, современная устная речь – это речь литературная, обладающая обязательными и едиными для всех носителей языка нормами грамматики, словоупотребления и произношения. Лектору, чтобы избежать названных ошибок, следует почаще проверять себя, иметь под рукой соответствующие словари и справочники.

Однако для культуры речи одного основного критерия правильности – соблюдения норм литературного языка – недостаточно. Надо учитывать и содержательный критерий: верное отражение действительности, истинность фактов. Наименование и высказывание выражают не только логические, но и эмоционально-волевое содержание. Эти содержательные элементы в речи тесно взаимодействуют. Правильная речь развёртывается как эмоционально-логическое построение с учётом передаваемого содержания. Взаимосвязь этих элементов, их единство в речи достигается композицией и стилем: целесообразно делит речь на части (выступление, основная часть, заключение), а верно выбранный стиль изложения делает речь ясной, чистой, соответствующей условиям и задачам её произнесения.

1.2 Интонационная выразительность и благозвучие (эвфония) устной речи. Интонация оформляет коммуникативную перспективу предложения, позволяет актуализировать отдельные слова или словосочетания, выражают сообщение, вопрос или побуждение. Если фраза составляется так, что звучит плавно, ритмично, гармонично, не раздражает слух, то она воспринимается как благозвучная. Это лёгкая, удобная для произношения и приятная для слуха речь. В ней не должно быть стечения одинаковых по качеству звучащих слов типа: «Мы довольны деятельностью детских комнат»»; «Река широка, как Ока» и т.п. В ней не должно быть скопления неприятных для слуха звуков (шипящих, свистящих: «Выступающий управляющий говорил о недостаточном количестве семян на пересев погибших площадей» и т.п.), а также трудных для восприятия сочетаний звуков (конъюнктура для контркультуры). В такой речи нет повторов одинаково звучащих частей слов: из-за заместителя…, узнавали ли литераторы и др. Благозвучие нарушают ненужные повторы однокоренных слов в одной фразе типа: Другое дело, что делают это дело по-деловому, несерьезно и т. п. Не создаёт благозвучия наличие в одном предложении коротких или, напротив, длинных слов. Следует чередовать односложные слова с многосложными, а так же короткие фразы с развёрнутыми, что разнообразит тональность речи. Особенно для слуха неприятна речь, перенасыщенная вынужденными вставками ненужных звучаний – «заполнение пустоты» типа «э-э-э» или навязчивым повторением одних и тех же опустошенных по смыслу слов типа «так сказать», «значит», «именно» и т. п. Сочетание интонации в широком смысле – мелодики, ритма, темпа, громкости, пауз и логического ударения – с благозвучием создаёт то движение мысли в живой речи, которое подчеркивает её развитие, усиливает смысловую и эмоциональную выразительность.

Итак, богатство интонации прежде всего создаёт подвижность, выразительность речи. Противоположностью речи, богатой интонациями, мелодикой, является монотонная речь, чаще встречающаяся у выступающих по бумажке. Преодолеть привычку говорить монотонно можно, уяснив, что современная публичная речь отличается естественным разговорным мелодическим рисунком. Но, в отличие от обычной беседы, интонация лектора должна быть ярче и конкретнее.

Приятной для слуха речь становится и тогда, когда выступающий соразмеряет громкость речи с особенностями аудитории и помещения. Неоправданно громкая речь в малой аудитории обычно действует на слушателей раздражающе.

Ясность и чёткость в произнесении отдельных звуков и слов обеспечивается правильной дикцией. Лектора слушают без труда, если он обладает хорошей дикцией. Отчётливо различая все звуки, слова и фразы, слушатели направляют усилия на то, чтобы следить за мыслью оратора.

Таким образом, звучащая речь – основное средство передачи информации и воздействия на аудиторию, поэтому важнейшим качеством хорошего оратора является владение голосом во всей совокупности его качества и возможностей.

1.3 Выразительность речи. Выразительность как признак культуры речи связывается не только с материальной, звуковой её стороной, но и содержательностью. Смысловая выразительность создаётся сочетанием таких компонентов, как точность, богатство и разнообразие употребленных языковых средств, самобытность и оригинальность словоупотребления и др.

Наряду с «точностью предметной», «понятийной» следует учитывать и «точность стилевую». Точность как свойство выразительности речи, как признак «вежливости лектора» связывается, прежде всего, со словом. Слово, как известно, называет не только предметы, но и понятия. «Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможным, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове, несомненно вызывались бы у всех соответствующие и точные понятия», - отмечал Л. Н. Толстой.

Точности речи способствуют лингвистические и экстралингвистические факторы. Чтобы точно говорить о чём-то, надо хорошо знать предмет речи во всех его свойствах и проявлениях. Обычно неточности обнаруживаются путём соотношения сообщаемого с фактами действительности. Путь от реальности к слову сложен, многопланов и даже зигзагообразен, о чём свидетельствует природа многозначных слов – полисемантов. Задача лектора – знать эти тонкости, в этом ему окажут неоценимую помощь толковые словари русского языка. Следовательно, точность в значительной мере определяется умелым выбором яркого и наиболее подходящего в данном контексте слова или выражения.

Образцовая речь, кроме того, должна отличаться словесным богатством, умением лектора доходчиво и в тоже время ярко и впечатляюще выразить любую мысль. Богатство речи определяется, прежде всего богатством словарного и фразеологического запаса человека. Чем шире словарный запас, тем легче он «подыскивает» необходимые слова. Тот, кто хочет научиться говорить свободно и легко, должен много читать, анализировать свою речь и речи лучших ораторов, так как богатство речи – следствие высокой общей культуры, эрудиции лектора и опыта публичных выступлений.

Как известно, коннотативная часть содержания слова имеет способность распространять определенную окраску на весь текст, который и воспринимается соответствующим образом. Для учёта этих закономерностей надо знать, как устроена внутренняя сторона слова, его значение. При составлении текста выступления выбирают слово такое, значение которого соответствует не только обозначаемому, но и данной речи, обстановке, в которой оно произносится. Лектор ставит себя на место слушателей и старается найти такие слова, которые были бы для них более приемлемы. Кроме того, один и тот же предмет, одно и то же явление может иметь в языке несколько слов в наименовании (синонимы). Содержание этих слов отражает разные свойства и явления, различные оценки его говорящим (например, конь и лошадь – не одно и то же, как и храбрый - смелый). Или же сравните слова или словосочетания, называющие одно и тоже действие: объяснить – разъяснить, растолковать, пояснить и т.д. Всякий раз, выбирая из синонимического ряда слово, надо учитывать не только его понятийное значение, но и стилевое, и стилистическое содержание.