Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для учителей и студентов Павлодар (стр. 9 из 10)

Новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от не делается, только собирается в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.

Водная дрожь от солнца бросается тенью на ствол ёлки, на травы, и тени бегут по стволам, по травам, и в дрожи этой рождается звук и гудит, будто травы растут под музыку.

Упражнение 23

Прочитайте текст. Определите средства, с помощью которых автор придаёт описанию выразительность, образность, с одной стороны, с другой стороны, делает его более доходчивым, понятным.

Вы идёте по сыроватому вечернему лугу между редких кустов и вдруг останавливаетесь: лёгкий тёплый ветерок доносит сильное чудесное благоухание. Он настолько силён, этот запах, что кажется, натянут, как струна в воздухе. Пойдёте по нему против ветра, он, словно незримая нить, приведёт вас к очаровательному бело – восковому цветку, поднимающему из сочной травы свою изящную, как у тоненького гиацинта, головку. Это – плянтатера, иначе любка двулистая, принадлежащая к пышному и знатному семейству самых прославленных в мире цветов – орхидей. В летнее время можно увидеть плянтатеру на городских улицах: её продают во множестве, неправильно именуя при этом ночной фиалкой.

(И.Гумилёвская.)

Упражнение 24

Прочитайте отрывок из романа И.А.Гончарова «Обломов». Выясните, почему Обломову не понравилось его письмо.

Илья Ильич сел к столу и быстро вывел: «Милостивый государь! Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома, в которым вы предположили произвести некоторые перестройки, вполне соответствует моему образу жизни и приобретенной вследствие долгого пребывания в сем доме, привычке. Известясь через крепостного моего человека, Захара Трофимова, что вы приказали сообщить мне, что занимаемая мною квартира…»

Обломов остановился и прочитал написанное.

- Нескладно, - сказал он…

3.3 Граматические средства руского языка

Упражнение 25

Определите причины появления ошибок в образовании выделенных слов. Исправьте предложения.

1. Нас привлекла красота и убранность зала. 2. Поэт смело высмеивал бюрократство и волокиту. 3. Павлу Корчагину грозила слепота, а затем и вообще бездвижимость. 4. Сережа начал свою речь об организовании ячейки. 5. Этого человека старались всячески просмеять в газетах. 6. Ребёнок подскользнулся и упал. 7. Объявили, что пойдут в поход, и все стали заниматься приготовлением.

Упражнение 26

Исправьте текст, объясните ошибки. Какие качества речи могут пострадать при наличии подобных ошибок?

1. Овладение космосом – самая труднейшая задача и заветная мечта людей. 2. Раненый солдат принес письмо, которое передавал его друг жене; он сказал, что товарищ вашего мужа и принес от него письмо. 3. Мы подошли к реке, протекающей между обрывистыми берегами. 4. Встречая всюду покорство, Дикой не привык сдерживать себя. 5. В романе я люблю Сережу за то, что он более всех перенес тяжести, более всех проявил мужества и героизма. 6. Майданников – представитель широкой массы крестьянства; всем им были присущи эти недостатки. 7. Но сама жизнь заставляет маленького кухаринского сына определить его место в борьбе. 8. У этого ребенка прекрасная умственная способность. 9. Троекуров втолкнул Дефоржа к медведю, но он его не боялся. 10. Дантес был человек, занимающийся только разъездами по балам. 11. В короткий промежуток времени молодой врач уже начал восстановлять против себя всех жителей города. 12. Ждя товарища на улице, мы замерзли. 13. Поэт еще более чаще употребляет устаревшие лексические единицы. 14. Местность была хорошо освещена выглядывавшим солнцем. 15. У нас есть пруд с островом, на нем растет жасмин; летом мы купаемся в нем. 16. Крестьяне не отказались вести сено неприятелю и уничтожили его.

Упражнение 27

Исправьте ошибки в построении предложений.

1. Данко погиб, но спас свой народ, отстоял свободу, который он так любил. 2. Живя в таких условиях, теми порядками, порожденными помещичье-крепостническим строем, Катерина не может найти иного выхода. 3. В середине всей группы мы видим новичка, который поправляет лямку, которая натерла ему плечо. 4. Фильм, просмотренный нами и который всем понравился, называется «Председатель». 5. Много произведений сохранилось и до наших дней, которые имеют большое значение среди молодежи. 6. Половцы, когда были разбиты киевским князем Святославом, то больше не нападали на русских. 7. Ввиду различных эпох, в которую жили герои, каждый из них понимал революцию по-своему. 8. Шолохов показал, что кулаками руководит ставленник офицерства Половцев. А также и из-за границы. 9. Дальнейшее пребывание в шахте явилось опасным. 10. Семен Давыдов, Путиловский рабочий, прошел боевой путь, испытанный большевик, до конца предан делу партии. 11. Базаров думает, что не напрасны ли попытки Кирсанова гнаться за молодым поколением, что он уже прожил жизнь и ему пора на покой. 12. В образе Манилова Гоголь показывает помещика, который живет мечтами и неспособного к практической деятельности. 13. Ниловна стала не только матерью Павла, а также Матерью всех революционеров. 14. Простакова, не понимающая значения образования и балуя своего сына, развивала в нем отрицательные черты. 15. В пьесе «На дне» показаны люди, которых буржуазное общество выбросило из жизни, но они и на дне сохранили свои человеческие качества. 16. Знакомство Павла с революционерами раскрыло ему новую жизнь.

Тексты для анализа

Наступали сумерки

Наступали сумерки. Зарево, зажженное уходящим за линию горизонта солнцем, казалось рекой расплавленного металла. А там, внизу, на земле, была отчетливо различима с высоты в девять километров подлинная земная река. Она извивалась узкой, тускло поблескивающей лентой и где-то у горизонта впадала в несуществующую безбрежную реку, похожую на раскаленный металл.

Земля все больше темнела и вскоре стала одноцветной серой, почти черной. Кроме узкой, цвета лунного камня реки, отсюда, из окна самолета, уже ничего нельзя было различить.

А потом облака и вовсе прикрыли землю. Самолет летел теперь над белой клубящейся поверхностью воздушного океана. Несмотря на надсадный гул турбин, Завьялову казалось, что они летят в тишине и нет ничего вокруг них, кроме клубящихся облаков внизу и холодного, безжизненного, одноцветного неба над ними.

(А.Чаковский.)

… В авторской речи надо избегать частых повторений одного и того же слова и нельзя употреблять изношенных вульгарных, мнимо красивых слов. У меня существует неписаный словарь негодных для работы, запрещенных слов (например, такой категории, как «нега», «сладострастие», «лира»). В работе своей я не преследую «словотворчества» - борьба за новое слово для меня заключается в постоянном обновлении фразы путем бесчисленных сочетаний тех «обыкновенных», «некрасивых» слов, которые усвоены нашей живой речью и литературной. Таким образом, любое слово из «запрещенного словаря», вплоть до «сладострастия», может себе найти прекрасное употребление в авторской речи.

(К. Федин. Действительность и искусство слова. – М., 1975. – С.13–14).

Поскольку вопросы языка в основном являются вопросами выработки надлежащих навыков, нет оснований рассчитывать, что можно в несколько дней коренным образом перестроить приемы обращения со словом. Наоборот, следует упорно выполнять полную учебную программу, которая охватывает I) борьбу с погрешностями и несвязными построениями в обиходной речи. 2) разнообразное чтение, сопровождаемое анализом всех видов литературного языка, 3) обогащение словарного запаса не только посредством непрерывного пользования словарями, но и с помощью опробования новых слов в речи и письме, а также проверки выражений, ставших привычными, 4) экспериментальную переработку фраз при устной подготовке к выступлению. При этом никогда не упускайте из виду, что самое важное мерило языка – воплощенная в нем мысль. Пусть вам послужит предостережением одно острое значение: «Некоторые открывают рот только для того, чтобы выставить напоказ свое умственное убожество»…

(Поль Л.Сопер. Основы искусства речи)

… Для хорошей речи необходимы знание предмета, целеустремленность и умение. Знание и цель неотъемлемы при приобретении умения, так как, не имея, что сказать и потребности сказать, оратор уподобляется кораблю «без руля и без ветрил». К тому же он должен быть уверен в себе…

Человек восемнадцатилетнего возраста в среднем произнес по крайней мере шестьдесят миллионов слов. Но научился ли он поэтому правильно говорить? Совсем необязательно. Умение можно приобрести только в результате систематических занятий. Особая необходимость в системе обусловлена устойчивостью приобретенных навыков. Желающий учиться игре на музыкальном инструменте начинает извлекать из него какой-то скрежет, но зато здесь нет дурных привычек, с которыми нужно бороться. Обучающийся искусству речи редко находится в таком счастливом положении. При сложности механизма речи предпринимаемая борьба с дурными навыками – дело нелегкое. Человек, тысячи раз произносивший слова с ошибками, не сразу приучится к правильному произношению. Кто годами привык сутулиться, чудом не приобретет выправки, а руки оратора, находящиеся в бесцельном движении, вдруг не примут правильного положения…

Существует определенный порядок слов в фразе и фраз в речи. Сколько людей задумываются над этим перед началом речи? А сколько открывают рот, чтобы выпускать слова просто наудачу? Разница в значительной мере зависит от навыка. Поэтому обучение правильному, упорядоченному мышлению крайне необходимо для искусства речи.

Руководства и учебные наставления не создают умения. Они только указывают путь. Главное в подготовке должен проделать сам оратор. Нелегкий труд, но за несколько месяцев он оправдает себя и создаст из посредственности хорошего оратора. Обучение даст это не каждому студенту: кое-кто не пожелает подчиниться требованиям учебной дисциплины. Есть много способов формулировать требования к учащемуся, но, пожалуй, самое главное из них – терпение и упорство. Близко к нему по важности стоит другое, а именно побольше самокритики и дерзания.