Смекни!
smekni.com

Тюменский государственный университет (стр. 2 из 6)

После того как направление и содержание темы определены, и обсуждены с руководителем дипломного проекта, можно приступать к составлению примерного списка литературных источников и круга вопросов, которые будут раскрыты в работе.


II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.

Научно-методическая работа - одна из важнейших составляющих педагогической деятельности. Она базируется на двух основах - теоретической и практической.

Теоретические основы научно-методической работы лежат в определении основных источников информации (учебники, монографии, пособия, программы), их изучении, систематизации, последовательной обработки. К источникам информации можно отнести труды по методике преподавания, как отдельных дисциплин, так и целых курсов. Например, *Сокольникова Н. М. «Методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе» или *Ростовцев Н. Н. «Рисунок головы человека». Также к источникам информации относятся различные программы профессионального и общеобразовательного обучения.

Работа с источниками информации протекает следующим образом:

- определение основных источников информации;

- последовательная обработка источников информации (ведение
записей, сравнительный анализ);

- отсев ненужных источников;

- составление списка источников, необходимых для написания работы.
Подбор источников информации - важный этап в ходе работы над

курсовым проектом. Основными задачами здесь являются поиск и изучение, а также выбор наиболее важных источников информации. На этом этапе работы студент должен выполнить:

-списки уже имеющихся в наличии и недостающих источников информации для компиляции рабочего варианта текста курсовой работы;

-предварительная разметка отобранного для последующего изучения материала;

-рабочие записи.


Компиляция (составление) рабочего варианта основного текста позволяет убедиться в правильности выбранной методической системы, поскольку весь материал должен быть сгруппирован по разделам общего плана курсовой работы. Исходя из содержания и объема скомпилированного материала, вносятся уточнения в первоначальный вариант плана. На последующих этапах ведется подготовка окончательного текста курсовой работы и ее оформление.

Научно-методическое исследование следует начинать с определения
круга вопросов воспитательного и образовательного порядка, их
соотношения в рамках конкретной темы курсовой работы, т. е. соотношение
эмоционально-эстетического и профессионально-художественного

(приобретения знаний, умений, навыков).

Здесь уместно будет напомнить, что современное художественное образование представляет собой единую систему эстетического образования, охватывающая не только предметы художественного цикла (начальное профессиональное образование), но и рассматривающую изобразительное искусство как развивающую дисциплину (общеобразовательное звено, система дополнительного образования. Фундамент этой системы - искусство, несущее необходимый уровень знаний и духовной культуры.

Как правило, профессиональная сфера художественного образования нацелена на получение знаний умений и навыков, позволяющих обучающемуся в дальнейшем реализоваться как творческая личность в области изобразительного искусства. Она строится по предметно: рисунок, живопись, композиция, скульптура, декоративно-прикладное искусство, история искусств. Здесь очень важна опора не только на передовые педагогические технологии, но и на лучшие произведения мирового искусства. И чем шире спектр анализируемых произведений, тем шире диапазон кругозора начинающих художников. Таким образом, подбор произведений для создания зрительного ряда и их анализ существенная часть деятельности по подготовке научно-теоретического материала.


Общеобразовательная система нацелена на «формирование у учащихся художественной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры» Неменский Б.М., то есть «как важнейшее средство формирования через мир эмоциональных отношений нравственно-эстетического идеала человека и общества» Неменский Б.М.. Здесь на первый план выходит эмоциональное проникновение в тематику занятий. Увлечение искусством, его содержательной сущностью, не только формальной его частью является существенным при формировании методических подходов к преподаванию изобразительного искусства в школе и в учреждениях дополнительного образования.


III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Практические основы научно-методической работы закладываются в педагогической практике, как способе проверки теоретических предпосылок. Педагогическая практика позволяет изучить возможные пути совершенствования методики обучения школьников. По итогам теоретических и практических изысканий формируется научно-методическая часть курсовой работы. Разрабатывать ее следует поэтапно.

Первый этап - представляет анализ методико-теоретических предпосылок, выдвинутых в ходе исследовательской работы с источниками. Составление сценария проведения уроков. При разноплановости учебного материала и методов подачи этого материала имеет смысл соблюдать структуру урока изобразительного искусства. Она представляет:

-организационный момент;

-объяснение нового учебного материала;

-практическая работа учащихся;

-подведение итогов.

Второй этап - выполнение наглядно-методического материала. В идеале подача научно-методического материала должна быть в форме конструкций, удобных для демонстрации. Подобные конструкции представляют собой либо серию плакатов, оформленные в жесткие несущие конструкции (направляющие), либо комплект последовательно скрепленных поэтапных разработок. Последнее наиболее удобно в хранении, транспортировке и использовании. Содержание методического материала зависит от целей и задач конкретного вида занятий. Возможна методическая разработка содержания одного урока либо блока уроков. В настоящее время блоковая система занятий является наиболее эффективной в методическом плане, поскольку проводит принцип последовательности в обучении.


Здесь же имеет смысл напомнить последовательность ведения некоторых видов работ, так как принцип научности является одним из основополагающих в педагогике.

Натюрморт графический.

- компоновка в листе с габаритными размерами;

- определение пропорциональных отношений и перспективных
сокращений;

- конструктивный анализ форм с выделением плановости;

- прокладка основных тональных отношений в половину тона;

- уточнение тональных отношений с выявлением объема;

- создание плановости и определение материальности.

Натюрморт живописный.

Следует отметить, что этапы ведения живописного натюрморта варьируются в зависимости от материала, но общий принципиальный подход остается следующим:

- композиционно-перспективная организация листа;

- конструктивный анализ форм с определением основных тональных
пятен;

прокладка теней и теневых глубин второго плана;

- определение основных цветовых отношений за счет полутени и
рефлексов;

- выявление объема форм;

- уточнение плановости и материальности.

Пейзаж графический.

- композиционная организация листа;

- определение плановости, перспективы и кулисности изображения;

- выполнение в материале. Особенностью работы над пейзажем в
графике состоит в том, что широкое разнообразие графических
материалов диктуют свои условия работы в этом жанре / здесь не


берется в расчет гравюра /. Главное условие - соответствие мотива, творческим задачам, ставящимся в данной работа и выбору материала. В основном ход работы в материале соответствует аналогичным действиям при работе над натюрмортом.

Пейзаж живописный:

- композиционная организация листа;

- выявление плановости, определение основных тональных пятен;

- выявление общего колористического строя за счет раскрытия крупных цветовых отношений неба и земли;

- выявление плановости за счет определения световоздушной среды;

- прописка первых и плоскостное обобщение последующих планов; обобщение цветовых отношений.

Портрет:

- композиционная организация листа;

- выявление пространственной среды посредством конструктивного анализа и распределение основных тональных пятен;

- определение колористического строя через раскрытие основных светотональных отношений среды и теней и полутеней натуры;

- лепка объемов через выявление распределения светов, теней, полутеней, рефлексов;

- определение планов;

- обобщение.

Сюжетная композиция:

- сбор материала;

- выполнение эскизной работы;

- перенос фор-эсказа на основной формат;

- выполнение в материале, соответствующем выбранному виду изобразительного искусства.


Третий этап - составление поурочного плана проведения занятий. В большинстве случаев заявленную тему невозможно раскрыть на одном уроке, поэтому в педагогической практике применяется блоковая система подачи материала. Она состоит из блока-серии уроков, объединенных одной темой. Но, в свою очередь, каждый из уроков этого блока-серии имеет свою оригинальную тематику, которая развивает и конкретизирует общую тему.

При составлении плана проведения занятия важно:

1). Коротко и ясно выразить тему урока.

2). Четко разграничить цель и задачи: цель - это то, к чему должен прийти ученик в конце занятия, задачи - это то, что должен решить ученик, чтобы достичь поставленной цели.

3). Сочетание аудио и визуального ряда, активное использование разных органов чувств приводит к более эффективному усвоению учебного материала. Однако, слишком активное применение аудиовизуального ряда, а также технических средств может негативно сказаться на конечном результате занятия, так как у учащегося просто не останется времени и сил на выполнение практической работы.