Смекни!
smekni.com

Кафедра русской и зарубежной литературы (стр. 4 из 14)

2. Необходимо обратить внимание на словарные статьи из энциклопедии «Мифы народов мира»: «Китайская мифология», «Индийская мифология», «Славянская мифология», «Потоп», «Космогонические мифы», «Солярные мифы», «Древо мировое» и др. А также можно подготовить самостоятельные минидоклады, используя материалы тех книг, которые представлены в списке дополнительной литературы.

3. Для ответа на третий вопрос нужно не только сопоставить всех названных в цепочке мифологических персонажей и обозначить их общую мифологическую функцию, используя такие понятия, как «культурный герой», «трикстер», «демиург», но и попытаться определить, какой из героев относиться к более ранней стадии мифотворчества, какой к более поздней, указать признаки этого. Может быть, в некоторых случаях студенты смогут увидеть более глубокие, нежели функции персонажей, аналогии.

Практическое занятие № 2 (2 часа)

РИТУАЛЬНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ.

1. Как В.Я.Пропп понимал связь мифа, обряда и сказки?

2. Определите источники сказочной завязки.

3. Источником каких сказочных сюжетов является обряд инициации?

4. Роль «волшебных даров» в образной системе сказки.

5. Генезис и поэтика пространственных представлений волшебной сказки. Два мира сказки. Граница миров и ее преодоление как архаическое представление о мире и как композиционный элемент.

6. Каковы исторические истоки образной системы волшебной сказки?

ЛИТЕРАТУРА.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Наука, 1986 (и любое другое издание).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Пропп В.Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928 (оригинальное или репринтное издание). С. 35-101.

ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Данное практическое занятие предполагает знакомство с монографией В.Я.Проппа «Исторические корни волшебной сказки», чтобы студенты могли разобраться в композиционной структуре волшебной сказки. Для этого нужно выделить те моменты мифа и обряда, которые сохранились в сказочной структуре и с помощью целого ряда исторических напластований и сортировки мотивов сформировали дошедший до наших времен сказочный сюжет. Для выяснения сложного вопроса об историзме сказок необходимо ответить на вышеприведенные вопросы, которые, в свою очередь, следуют за логикой композиции монографии. Чтобы достаточно полно и объемно ответить на вопросы практического занятия и, соответственно, разобраться в данной научной проблеме, нужно обратить внимание на следующее: для ответа на первый вопрос необходимо читать, разбираться в прочитанном и конспектировать гл. «Предпосылки», на второй – гл. «Завязка», на третий – гл. «Таинственный лес» и «Большой дом», на четвертый – гл. «Волшебные дары», на пятый – гл. «Переправа» и «За тридевять земель» и, наконец, на шестой вопрос – гл. «Сказка как целое».

В качестве дополнительного материала по проблеме структуры сказки можно использовать первую книгу В.Я.Проппа, посвященную изучению сказки, «Морфология сказки». Обращение к этой монографии имеет двоякую цель. Во-первых, студенты смогут на наглядном примере познакомиться с образцом классического структуралистского исследования. Во-вторых, в книге «Морфология сказки» В.Я.Пропп представляет материал, не вошедший впоследствии в «Исторические корни волшебной сказки», а именно, о функциях действующих лиц сказки. Эти главы (гл. III «Функции действующих лиц», гл. VI «Распределение функций по действующим лицам» и др. главы с рамках обозначенных страниц) предлагаются для самостоятельного освоения для возможного сообщения, доклада, реферата.

Практическое занятие № 3 (2часа).

ПРОБЛЕМА ГЕНЕЗИСА, КЛАССИФИКАЦИИ И ТРАНСФОРМАЦИИ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА (на примере сказки и былички).

1. Каково происхождение мифологического рассказа (былички) как факта устной прозы?

2. Как в поэтике былички прослеживается ее первоначальная установка на достоверность?

3. Определите отличие былички от бывальщины. Почему в бывальщине проявляются более сильные тенденции к трансформации в сказку, чем в быличке?

4. Почему Баба Яга, Кащей Бессмертный, Змей являются героями сказки, а леший, домовой, русалка – былички?

5. Как В.Я.Пропп объясняет генезис сказки?

6. Почему установка на достоверность или установка на художественный вымысел является ключом к определению жанра былички и сказки? Какой из этих жанров устной народной прозы вы считаете более архаическим и почему?

7. Можно ли считать процесс перехода былички в бывальщину, а бывальщины в сказку необратимым?

ЛИТЕРАТУРА.

Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975. С. 3-27 (или Померанцева Э.В. Русская устная проза. М.: Просвещение, 1985. С. 173-256).

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Наука, 1986. С. 52-111, 352-362.

Кащей Бессмертный // Мифологический словарь. / Под ред. Е.М.Мелетинского. М.: Советская энциклопедия, 1991.

Народная проза. / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и ком. С.Н.Азбелев. М.: Советская Россия, 1992 (серия «Библиотека русского фольклора»; т. 12).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Путилов Б.Н. Миф-обряд-песня Новой Гвинеи. М.: Наука, 1980. С. 78-88. (Глава «От мифа к сказке, преданию, меморату».)

Сравнительный указатель сюжетов. Восточно-славянская сказка. / Сост. Л.Г.Бараг, И.Л.Березовский, К.П.Кабашников, Н.В.Новиков. Л.: Наука, 1979.

ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Целью практического занятия является знакомство с архаическим жанром мифологического рассказа (быличкой), который прокладывает своеобразный мост между мифом и мифологическим мышлением (в наиболее древнем варианте – низшей демонологией) и фольклорным жанром сказки. Кроме того, быличка (хоть и непродуктивна) до сих пор продолжает бытовать в различных местностях и даже активизироваться в своем бытовании в различные периоды истории, а также быличка является фольклорным резервом для художественной литературы. Проблема, поднимаемая в данной теме, связана со сложным процессом возникновения и последующей эволюции жанров фольклора в зависимости от исторической эволюции общественного и личностного сознания.

1. Первым и важнейшим этапом является знакомство студентов с предметом исследования, т.е. с текстами быличек и бывальщин, т.к. они заранее должны знать, о чем, о каком жанре фольклора идет речь в научной литературе для конспектирования, тем более, что в отличие от предшествующих тем, этот жанр совсем не знаком студентам. Дополнительным обстоятельством является то, что некоторые студенты сами могут стать на этом занятии информантами, т.к. от старших слышали подобные рассказы. Этот студенческий материал тоже может стать материалам для анализа фольклорного жанра.

2. Далее необходимо прочитать главу из книги Э.В.Померанцевой и понять, в какой среде и в связи с чем появляется жанр, какова его структура, обусловленная с установкой на достоверность и глубинной связью с мифологическим мировоззрением, и каков процесс трансформации жанра (быличка – бывальщина – сказка), связанный с изменением человеческого сознания. Рассказ о жанре былички и бывальщины, основанный на работе Э.В.Померанцевой, необходимо подкреплять примерами из сборников фольклорных текстов несказочной прозы.

3. Для прояснения вопросов, связанных с трансформацией одного жанра в другой, также необходимо обратиться не только к материалу теоретической статьи, но и к примерам. Вслед за теоретическими выкладками можно привести примеры разных быличек, в разной степени сохранившихся, и провести своего рода сравнительных анализ элементов текста, выявляя, чем же более поздний, переходный жанр бывальщины отличается от классической архаичной былички и как в ряде бывальщин появляются фантастические или, наоборот, реалистические объяснения сверхъестественным явлениям и существам, т.е. осуществляется переход в сказку или анекдот.

4. Ряд обозначенных в задании к практическому занятию персонажей имеет свой древний генезис. Познакомившись с необходимым материалом, раскрывающим этот генезис, нужно сравнить сказочные персонажи с персонажами былички, как в синхронном, так и в диахронном аспекте и выяснить что в них общего, а что различного. Все это позволит ответить на вопрос о разнице персонажей в различных по установке на достоверность жанров и даст дополнительный по сравнению с предыдущим занятием материал о происхождении сказки.

5. Ответы на два последующих вопроса очевидны из всего сказанного выше и дают возможность студентам сделать самостоятельные выводы, подвести итоги.

6. Прочитав главу в книге Б.Н.Путилова «Миф-обряд-песня Новой Гвинеи» студенты смогут подготовить дополнительное сообщение на тему: Чем отличаются былички, сохранившиеся у цивилизованных народов, от быличек эпохи родового строя?

Практическое занятие № 4 (4 часа).

ПРОБЛЕМА ПОЭТИКИ, ГЕНЕЗИСА И ИСТОРИЗМА РУССКИХ БЫЛИН.

1. Чем можно объяснить то, что эпос любого народа всегда состоит только из разрозненных отдельных песен? Почему сам народ никогда не создает эпопеи, а эпопея не соответствует внутренней системе фольклора?

2. Почему фольклорная логика, по-своему глубокая и сложная, не требует мотивировок?

3. Как вы понимаете слова В.Я.Проппа о том, что «народный эпос обладает не внешней целостностью, а внутренним единством»?

4. Какие стадии развития эпоса влияет выделяет В.Я.Пропп в работе «Русский героический эпос»? Как исследователь решает вопрос о взаимоотношении эпоса и истории?

5. Почему в книге «Русский героический эпос» В.Я.Пропп обращается к рассмотрению эпических произведений народов Севере, генетически с русским народным эпосом не связанным.

6. Как доказать, что эпосы разных народов развиваются по общим закономерностям (на примере функционирования древнейших форм эпохи первобытнообщинного строя)?