Смекни!
smekni.com

Кафедра русской и зарубежной литературы (стр. 6 из 14)

Практическое занятие № 6 (4 часа).

МИФ КАК АРСЕНАЛ И ПОЧВА ИСКУССТВА

I.Классические мифы и их отражение в фольклоре.

1. Какие общие свойства мифологического мышления отражаются в фольклоре?

2. Функциональная направленность мифа.

3. Определите особенности мифологического времени и его «парадигм».

4. Первопредки – демиурги – культурные герои.

5. Каковы особенности архаических мифов творения?

6. Этиология социума.

7. Хаос и космос. Космическая модель мира.

8. Календарные мифы.

9. Космологические циклы и эсхатологические мифы.

10. Героические мифы и «переходные» обряды.

11. Объясните связь таких явлений, как миф, сказка, эпос.

II. Античный миф в системе мифов народов мира.

1. Почему первобытный человек переносил на природу свои общинно-родовые отношения?

2. Что такое фетишизм, анимизм, хтонизм, героизм?

3. Мифы в их историческом развитии.

4. Художественные комплексы как факт мифологического сознания. (например, бинарные оппозиции в античной мифологии).

5. Как в мифе борются старое и новое?

6. Хтоническая мифология и разложение героического мифа.

ЛИТЕРАТУРА.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа М.: Наука, 1976. С.163-276 (или репринтное издание М.: Восточная литература РАН, 2000. 163-276).

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Мысль, 1995. С. 11- 102.

ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Практическое занятие ставит целью более глубокое и в несколько другом аспекте, чем на лекции, ознакомление с проблемами мифа и мифологического сознания. Для этого необходимо прочитать, разобраться, законспектировать и репродуцировать на занятии две указанные выше монографии по предложенным вопросам. Это даст возможность соединить в сознании студентов представления об античной мифологии с мифологическими системами других народов мира, в том числе и со славянской мифологией, увидеть типологические закономерности развития культур разных народов, что даст в последствии возможность проследить становление фольклорных (а потом и литературных) сюжетов, тем, мотивов, образов.

Практическое занятие № 7(4 часа).

ПРОБЛЕМА ТРАНСФОРМАЦИИ РИТУАЛЬНОГО СМЕХА В ФОЛЬКЛОРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ.

1. Какие представления о смехе людей эпохи первобытнообщинного строя отразились в международном сюжете о царевне, которая не смеются?

2. Какие формы ритуального смеха В.Я.Пропп выявляет исторического его рассмотрения? Почему он считает необходимым для этого изучение обрядовых и фольклорных материалов народов, живущих на доклассовой ступени развития?

3. Почему для решения проблемы ритуального смеха необходимо отказаться от современного понимания комического?

4. Как вы понимаете слова В.Я.Проппа: «Социальные функции сказки уже иные, чем функции мифа и обряда»? Как это связано с проблемой ритуального и комического смеха?

5. Какие формы смеховой культуры западного средневековья исследует М.Бахтин?

6. Были ли на Руси явления им соответствующие?

7. Что такое праздник как социально-художественное явление?

8. Объясните понятия «праздничное время», «праздничное мироощущение», «праздничная свобода», охарактеризуйте «карнавальный смех». Как они выражаются и что выражают в народной смеховой культуре?

ЛИТЕРАТУРА.

Ст. «Комическое» // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 3. М.: Советская энциклопедия, 1966.

Пропп В.Я. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне) // Пропп В.Я. Фольклор и действительность М.: наука, 1976. С. 174-205 (или Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Лабиринт, 1999. С. 220-256).

Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Прогресс, 1990. Введение.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Карасев Л.В. Философия смеха. М.: изд-во РГГУ, 1996.

Лихачев Д.С., Панченко А.М. «Смеховой мир» Древней Руси. М.: Наука, 1976.

Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука, 1978.

Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Лабиринт, 1999.

Фрейденберг О.М. Въезд в Иерусалим на осле (из евангельской мифологии) // Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978. С.491-523.

ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Цель этого практического занятия – познакомить студентов с большой философской, эстетической, психологической, культурологической и филологической проблемой, проблемой комического, с которой они еще не раз столкнуться в процессе обучения, а, может быть, в ходе своей профессиональной деятельности. Эта проблема – не прикладная, не связанная только лишь с поэтикой произведения или с идейно-тематической его направленностью. Речь здесь должна пойти о том, как сакральное, но вполне утилитарное представление о мире, выразившееся в понятие «ритуальный смех», трансформируется в эстетическую категорию «комическое»; как обряд через игру и фольклор превращается в искусство; как коллективное, мифологическое, ритуальное сознание эволюционирует в личностное.

Есть и еще один немаловажный для филолога нюанс в разработке этой проблемы: именно проблема «комического», его специфические национальные черты, рассмотренные в процессе своего исторического развития и функционирования во многом определяют национальный менталитет, выразившийся в русской литературе XIX и XX вв. столь сложно и создавший своего рода литературный миф «о загадке русской души». Конечно, подобная постановка вопроса и его исследование, может быть, слишком сложно, а скорее слишком громоздко для изучения студентами 1 курса на практическом занятии, т.к. у них совсем нет жизненного и интеллектуального опыта для решения подобных задач, но знакомство, хотя бы поверхностное освещение проблемы «философии смеха» необходимо.

1. Для начала надо определиться в понятиях, а для этого необходимо узнать в литературоведческом словаре или энциклопедии, что же такое «комическое», понятие же «ритуальный смех» вы в справочной литературе не найдете, это понятие надо будет сформировать, исходя из прочитанных работ В.Я.Проппа и М.М.Бахтина (и, может быть, др.).

2. Следующим этапом подготовки к практическому занятию является чтение и конспектирование статьи В.Я.Проппа «Несмеяна в свете фольклора». Сначала нужно понять для себя, о каком сказочном сюжете пишет автор, его варианты, какой из вариантов более архаичен и тем самым в большей степени может быть связан с обрядом, из которого рождается сказка. Затем нужно познакомиться с разнообразными примерами проявления ритуального смеха в обряде, которые приводит автор статьи, и попытаться распределить их в стадиально-хронологическом порядке, чтобы узнать, какой же тип ритуала наиболее древний, т.е. с чего именно все началось.

3. На основе воспроизведенных студентами по статье В.Я.Проппа сведений о ритуальном смехе необходимо порассуждать, чем же современное понимание «комического» (конечно, речь идет об эстетической категории, о комическом в литературе, в первую очередь) отличается от понятия «ритуальный смех». Для этого нужно вспомнить не только, что эти понятия означают, но и какие основные функции у обряда и у искусства (литературы).

4. На следующем этапе предстоит освоение и конспектирование введения в монографии М.М.Бахтина «Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». В отличие от статьи В.Я.Проппа, снабженной многочисленными фактами и примерами из фольклора, этнографии и мифологии разных народов мира, отрывок из работы М.М.Бахтина представляет собой «концентрированный» научно-теоретические построения, которые должны послужить основой всем последующим рассуждениям автора. Работать с таким текстом трудно, в первую очередь, потому, что необходимо максимально абстрагироваться от фактического материала, т.е. сведений и знаний об эпохе, когда наблюдался расцвет карнавальной культуры, и о времени, когда творил Франсуа Рабле, а получит их студент только в следующем семестре. Поэтому в порядке опережающего знания студенту полезно было бы посмотреть в любом справочном издании, кто такой Франсуа Рабле и что такое эпоха Ренессанса (хотя бы в общих чертах).

В работе над конспектом необходимо отразить словесные и зрелищные формы карнавальной культуры, способы их конкретного воплощения. Может быть, студенты смогут отыскать некоторые формы карнавальной культуры и в современной обыденной жизни или в искусстве и понять, как они изменились по сравнению с древними формами.

Далее необходимо определить категории «праздничная свобода», «праздничное время» и «праздничное мироощущение», также объяснить признаки «карнавального смеха». Для понимания, что же такое истинный народный праздник (в контексте изученного материала), необходимо сравнить его с так называемым современным государственным праздником. Чтобы закрепить теоретические представления о народной смеховой праздничной культуре, можно предложить студентам поразмышлять над тем, какие примеры этого явления мировой культуры можно было бы привести из известного студентам фактического материала.

Важнейшим выводом из разобранного на практическом занятии отрывка из монографии М.М.Бахтина является возможность студентам и преподавателю порассуждать о том, как благодаря подробному анализу игровой природы карнавала, можно увидеть как обрядовый, ритуальный смех приобретает эстетические черты, становиться категорией искусства, литературы.

5. В этой теме представлен обширный дополнительный материал, не каждому студенту он под силу, но есть безусловная необходимость в его хотя бы частичном освоении. Целесообразно подготовить доклады по ряду представленных материалов.

Во-первых, есть необходимость познакомиться с студенческой статьей О.М.Фрейденберг «Въезд в Иерусалим на осле (из евангельской мифологии)», где исследовательница, анализируя все 4 Евангелия(т.е. древний текст, связанный как с фольклором, христианской мифологией, так и с литературной традицией), выделяет языческие, мифологические черты в сюжете о въезде Мессии в Иерусалим и в самом образе Христа, что сближает (в генетическом плане) этот сюжет с мифологическими сюжетами о боге (богине) плодородия, от смеха которой расцветает растительность, происходит воспроизводство всей жизни на земле.