Смекни!
smekni.com

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации (стр. 2 из 8)

1) имеют всеобщий характер;

2) не зависят от конкретного правового статуса лица;

3) закрепляются на высшем, конституционном уровне.

К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспе­чивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества. Причем в зависимости от своей специ­фики одни обязанности распространяются на каждого человека, дру­гие – только на гражданина Российской Федерации.

В конституционно закрепленных основных обязанностях выраже­ны наиболее важные требования – ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Ведь сущность гражданства, как отмечалось выше, состоит в совокупности взаимных прав, обязан­ностей и ответственности человека и государства.

Соблюдение основных обязанностей обеспечивается всеми мерами правового и общественного воздействия.

Таким образом, основные обязанности – это конституционно за­крепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, ко­торые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимос­тью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возмож­ность каждого избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина государства.

Вместе с тем понятие «свобода» в большей мере увязано с такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее самостоятельности, защищают от вмешательства в ее внутренний мир (свободы со­вести, вероисповедания, мысли, художественного, научного, техничес­кого и других видов творчества, преподавания).

Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то положи­тельные действия, услуги со стороны государства или правомочия че­ловека на участие в деятельности определенных общественно-полити­ческих, хозяйственных структур.

Глава 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина», включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкрет­ным правам и свободам. Они представляют собой определенную систе­му, имеющую логические основания, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.

В соответствии с этими основаниями конституционные права и свободы принято классифицировать натри группы: личные; политичес­кие; социально-экономические.

Однако система основных прав и свобод характеризуется не только их группировкой, но и тем порядком расположения, который устанав­ливается в Конституции. Это имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую концепцию правового статуса личности, которой придерживается государство.

В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод зафиксирован в такой последователь­ности: сначала указаны личные, затем политические, а потом социаль­но-экономические права и свободы. Именно такова последователь­ность во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.

В российском законодательстве такая последовательность впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и граждани­на, принятой 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Рос­сийской Федерации 1993 года.

Во всех предшествующих конституциях, вплоть до Основного Зако­на 1978 года в его первоначальной редакции, последовательность за­крепления прав и свобод была иной. Сначала фиксировались социаль­но-экономические, затем политические и личные права и свободы. Это свидетельствовало об иной системе приоритетов, при которой личные права отодвигались как второстепенные.[4]

Отметим, что возможна и иная классификация прав и свобод.

Права и свободы человека в соответствии с общеприня­той классификацией подразделяются на социально-экономи­ческие, политические, гражданские, культурные и личные.

Такое деление проводится как в мировой юридической прак­тике, так и в национальных правовых системах, в том числе и в российской. Между всеми видами и разновидностями прав, существует тесная взаимосвязь.

В историческом контексте современные исследователи вы­деляют три поколения прав:

- первое–это политические, граж­данские и личные права, провозглашенные в свое время пер­выми буржуазными революциями и закрепленные в извест­ных Декларациях (американской, английской, французской);

- второе–социально-экономические права, возникшие под влия­нием социалистических идей, движений и систем, в том чис­ле СССР (право на труд, отдых, социальное обеспечение н т.д.); они дополнили собой прежние права, получили отра­жение в соответствующих документах ООН;

- третье поколение – коллективные права, выдвинутые в основном развивающи­мися странами в ходе национально-освободительных завоеваний (право народов на мир, безопасность, разоружение, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, достойнyю жизнь и т. д.).

Выделение трех поколений прав в значительной мере ус­ловно, но оно наглядно показывает последовательную эволю­цию данного института, историческую связь времен, общий прогресс в данной области.

В отечественной литературе подвергнута справедливой критике концепция иерархии прав по степени их значимости.

Что касается различий между правами человека и правами гражданина, то эти различия имеют под собой определенные основания, которые заключаются в следующем. Во-первых, права человека могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным государст­вом. Это, в частности, естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие каждому от рождения. Права же гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо. Во-вторых, множество людей в мире вообще не имеют статуса гражданина (лица без гражданства, апатриды). Следовательно, они формально являются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина. Иными словами, права человека не всегда выступают как юридические категории.

Разграничение это возникло давно, о чем свидетельствует хотя бы название знаменитой «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г. Сохранилось оно и в большинстве современных деклараций и конституции. Одна­ко в наше время указанное деление все более утрачивает свой смысл, поскольку прирожденные права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государств вами, и, таким образом, выступают одновременно и в качестве прав гражданина. Во всяком случае внутри государства разграничение прав на «два сорта» лишено практического значения. Тем более, что даже апатриды, проживающие на территории той или иной страны, находятся под юрисдикцией ее законов и международного права.[5]


2. Нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в РФ.

В отличие от советских конституций на первое место в новой Конституции выдвинуты гражданские (личные) права и свободы, за ними следуют политические, а уже потом – экономические, социальные и культурные. Сокращен до ми­нимума круг конституционных обязанностей человека и гражданина. Особое внимание в данной главе Конституции уделено юридическим гарантиям провозглашенных прав и свобод. Среди них следует отметить судебную защиту инди­видуальных и коллективных прав и свобод, право обращаться в соответствии с международными договорами России в меж­государственные органы по защите прав и свобод человека, институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана), ряд принципов уголовного и уголовно-процессуального права, охрану законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, право на получение квалифицированной юридической помощи.

В действующей Конституции личные права и свободы (ст. 20–29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.

Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т. е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлеж­ностью к гражданству государства, не вытекают из него;

2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естест­венные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции). Оно впервые было закреплено в российской Конститу­ции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции не раскрывается. Это - естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения соци­альных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с пре­ступлениями против личности, незаконным хранением и распростране­нием оружия и пр.

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции).

Уважение достоинства личности – неотъемлемый признак цивили­зованного общества. Ничто не может быть основанием для его умале­ния. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства.