Смекни!
smekni.com

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации (стр. 6 из 8)

Это вовсе не значит, что в том или ином нормативном ак­те в «паре» с каждым конкретным правом непременно долж­на фигурировать обязанность – чаще всего она просто подразумевается. Но наиболее важные, социально значимые обязанности полезно было бы закрепить в главном Законе страны, чтобы граждане лучше их знали и строго соблюдали.

Распространено мнение, что слишком большой перечень обязанностей – признак тоталитарного государства. Отчасти это так. В то же время без обязанностей не может обойтись ни одно «нормальное» общество,объем их зависит от многих причин (национальные традиции, развитость демократии, уровень политической и правовой культуры и т. д.). В конкретных обстоятельствах современной России, в целях усиления организующих начал можно было бы расширить и привести их в более гармоничное сочетание с правами. [6]


3. Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ.

В вопросе о правах личности одно из центральных мест за­нимает проблема гарантий, ибо о реальной ценности прав, свобод и обязанностей личности судят прежде всего по их охране, реа­лизации.

В современных условиях проблема гарантий имеет исключи­тельное значение, приобрела еще в большей степени политичес­кую направленность и остроту, что объясняется важностью реали­зации идеи естественных прав человека. Как подчеркивается во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Заключительном Акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, уважение и защита прав и свобод человека - одна их глав­ных обязанностей и задач всех государств и народов.

Расширение и углубление правового статуса личности зависит от условий, обеспеченных государством и добросовестным выпол­нением каждой личностью своих обязанностей перед государством, перед своими согражданами. Главная гарантия прав человека – это в конечном счете экономическое состояние государства. Решаю­щей гарантией осуществления конституции и ее статей, кодифи­цированных законом гражданских прав, являются сознательность и самодеятельность людей.

Эта активность может превратить букву закона в живую дей­ствительность, преодолеть объективные препятствия на пути реа­лизации различных прав (действительно существующие противо­речия), а также субъективные помехи (отсталость, рутинные мыш­ление и действия), которые делают осуществление прав формальным. Поэтому подлинным критерием демократизма того или иного общества оказывается действительность, направленная на развитие активности народа.[7]

Традиционно систему гарантий прав, свобод и обязанностей личности подразделяют на две группы:общие и специальные пра­вовые (юридические). Неразрывность правового статуса личности и его юридических гарантий не вызывает сомнений. Правовой ста­тус личности, не снабженный правовыми гарантиями (в форме закрепленных в нормах права средств), обеспечивающими лично­сти реализацию ее прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рассматривать как реальный, ибо скорее он будет носить формальный характер. Специальные (юридические) гарантии – это правовые нормы, определяющие условия и поря­док реализации прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения и т.п., при помощи которых обеспечивается реализация правового статуса личности с использованием государственного принуждения или возможности такого принуждения со стороны государственных органов.

С точки зрения формы закрепления правовые гарантии делят­ся на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии, отмечает Н.А. Боброва, являются базой гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому как сами кон­ституционные права и обязанности граждан фиксируют не все пра­вовое положение граждан, а лишь его основы. Но по конституци­онным гарантиям – и это важно подчеркнуть – уже можно су­дить о реальности провозглашенных прав, об их субъективном, личностном, действующем характере обеспеченности не только и не столько индивидуальными возможностями отдельного гражда­нина, сколько всем существующим строем.

Гарантии – это система социально-экономи­ческих, политических, нравственных, юридических, организа­ционных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.

Отсюда и выделение гарантий прав человека и гражданина с позиции системы, включающей в себя гарантии: общие, юриди­ческие, организационные. В свою очередь, названные виды гарантий в качестве подсистемы имеют свое содержание и формы выражения. Так, общие гарантии делятся по социальной направ­ленности на материальные, политические, духовные.

Материальные гарантии – это единство экономического про­странства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической дея­тельности, признание и защита равным образом частной, госу­дарственной, муниципальной и иной форм собственности, соци­альное партнерство между человеком и государством, работни­ком и работодателем, производителем и потребителем.

Политические гарантии – это система народовластия, воз­можности личности принимать участие в управлении делами го­сударства и общества. В Российской Федерации признаются и гарантируются местное самоуправление, политическое многооб­разие, право народа России на сохранение и развитие родного языка, а также возможности пользоваться правами человека и основными свободами, защищать свои интересы.

Духовные гарантии система культурных ценностей, осно­ванных на любви и уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость: это общественная сознательность и образованность че­ловека. К числу духовных гарантий относятся: идеологическое многообразие, запреты на монополизацию идеологии, разжига­ние социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования, свобода литературного, худо­жественного, научного, технического и других видов творчества.

Юридические гарантии представляют собой систему юриди­ческих средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. Прежде всего речь идет об обязанности государства обеспечить личности право на судебную защиту, все иные спо­собы, не запрещенные законом, а также право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бес­платной, на доступ к правосудию и на компенсацию причинен­ного ущерба.

Среди юридических гарантий прав личности следует разли­чать гарантии реализации и гарантии охраны. К первой группе относятся: пределы прав и свобод, их конкретизация в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирова­ния правомерной и инициативной их реализации.

Вторую группу юридических гарантий составляют конститу­ционный контроль и надзор; меры зашиты и меры ответствен­ности виновных за нарушение прав и свобод личности; процес­суальные формы осуществления контроля и надзора; средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и другие правовые средства.

Главный принцип построения системы юридических гаран­тий прав человека и гражданина – всеобщность зашиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противореча­щими закону.

Общие правовые и иные гарантии прав личности тесно сопри­касаются с организационными гарантиями. Организационные га­рантии – это деятельность государства, его органов, должност­ных лиц, общественных организаций в сфере правотворчества, правоприменения, осуществления мер процедурного, режимно­го, контрольного и иного характера. Цель организационных га­рантий – повышение эффективности использования внутриго­сударственных и международных гарантий прав личности. В со­держание организационных гарантий включаются определение, принятие и решение государством задач социальной и правовой политики; государственный общественный контроль; обработ­ка информации, организационные процедуры применения средств и связи и т.д. [8]

Статья 45 Конституции РФ устанавливает:

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Содержание этой статьи тесно связано с положением ст. 2 Конституции, провозгласившей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Реализация этой гуманной конституционной нормы требует государственной гарантии, с одной стороны, и предоставления каждому возможности самому защищать свои права - с другой, что и отражено в данной статье.

Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались пустой декларацией, а были предоставлены и защищены на деле. Такое понимание прямо вытекает из установленного в ст. 18 Конституции положения о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Важнейшее значение в связи с этим принадлежит органам законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов. Именно они призваны создать полную и четкую правовую базу, обеспечивающую конкретизацию и развитие конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина. Речь идет и об отдельных законах, и о кодифицированных актах, как, например, Гражданский кодекс, Семейный кодекс и др. Многие законопроекты, касающиеся прав и свобод, находятся на рассмотрении Федерального Собрания.