Смекни!
smekni.com

Корпоративные отношения в обществе с ограниченной ответственностью (стр. 5 из 16)

Из вышесказанного видно, что Общество с ограниченной ответственностью обладает общей правоспособностью. Несколько ранее можно было - встретить уставы обществ, где были перечислены все мыслимые и немыслимые виды деятельности, и даже те, которые никогда не предполагалось осуществлять. С ведением в действие Гражданского Кодекса РФ такая необходимость отпала.

Наряду с этим отдельные коммерческие юридические лица, а именно унитарные предприятия под принцип общей правоспособности не попадают. Все остальные коммерческие юридические лица и в том числе хозяйственные общества могут иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности.

Существует справедливое высказывание итальянского юриста Феррары по этому поводу: «владелец предприятия фактически свободен распоряжаться имуществом предприятия, как и когда он захочет. Использовать это имущество в другой торговой деятельности и даже промотать его самым безрассудным образом, но не связан целевым характером этого имущества».

М.И. Кулагин отмечал: «Новая форма централизации капитала со всей ясностью обнаружила отказ буржуазного права от принципа специальной правоспособности юридического лица. Как известно, в силу этого принципа юридическое лицо может иметь не любые, а лишь определенные гражданские права и обязанности, соответствующие его цели или предмету деятельности».[38]

Тенденция к расширению объема правоспособности юридического лица наблюдается в других странах уже с конца XIX века. «Принцип неограниченной правоспособности - как верно подчеркивает С.Н. Братусь, продукт развитого капиталистического оборота, вполне соответствующий стремлению монополий подчинить своему влиянию самые разнообразные отрасли народного хозяйства и обеспечить себе возможность переброски капиталов из одной области хозяйства в другую».[39] В шведском гражданском кодексе прямо установлено, что юридическое лицо обладает неограниченной правоспособностью (ст. 53).

Судебные органы США также признают за предпринимательскими корпорациями возможность заниматься любой деятельностью, «разумно способствующей достижению их целей. Но даже если суд и признает, что договор был совершен корпорацией с превышением предоставленных ей прав, это не означает во всех случаях признания его недействительным для самой корпорации».[40]

Учредители юридического лица, на которое не распространяются правила о специальной правоспособности, могут вместе с тем сами, но непременно достаточно определенно, ограничить его правоспособность.

Например: путём соответствующего указания в учредительных документах на запрет какой-либо деятельности, либо запрет на участие в каких-либо рисковых сделках.

Различие в ограничении правоспособности в силу указаний закона или решения учредителей (зафиксированных в учредительных документах) влечет за собой и различие в правовых последствиях.

Заключенная государственным и муниципальным унитарным предприятием сделка, противоречащая целям, указанным в учредительных документах, является в силу статьи 168 Гражданского Кодекса РФ ничтожной, то есть недействительной, независимо от решения суда, поскольку она не соответствует требованиям статьи 49 ГК РФ. В отличие от этого сделка, совершенная в нарушении самоограниченной правоспособности, оспорима (т.е. недействительна только в силу судебного решения). Имеется ввиду, что в соответствии со статьей 173 ГК может быть признана недействительной сделка, которая не соответствует целям деятельности юридического лица, «ограниченным в его учредительных документах», по иску самого юридического лица, его учредителей (участников) или государственного органа, осуществляющего надзор за деятельностью юридического лица. И такое решение допускается лишь при непременном условии, что доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о её незаконности.[41]

Часто доказать, что другой стороне, участвующей в сделке, было известно об ограничении правоспособности, представляется затруднительным. Поэтому в; вышеуказанном случае всегда можно говорить об общей правоспособности коммерческих юридических лиц, за исключением лиц, прямо перечисленных в законе.

Применительно к ООО, ФЗ «Об ООО» указывает, что общество может иметь права для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.[42]

Но осуществление отдельных видов деятельности в Российской Федерации требует специального разрешения - лицензии, которая получается в уполномоченном на ведение лицензионной деятельности органе. И любой участник предпринимательских отношений может заниматься этой деятельностью только после получения такой лицензии.

Гражданским Кодексом, а так же ФЗ «Об ООО» допускаются и иные случаи ограничения общей правоспособности. Это, прежде всего, связано с тем, что для осуществления весьма широкого набора разнообразных видов деятельности признано необходимым иметь выдаваемые компетентными органами соответствующие разрешения (лицензии). Отнесение к такого рода деятельности, после вступления в силу Гражданского Кодекса РФ может быть осуществлено только законом.

Указания, содержащиеся в вводном законе к Гражданскому Кодексу РФ, звучат следующим образом: «Изданные до введения в действие части первой Кодекса нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на территории РФ постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно части первой Кодекса могут регулироваться только Федеральными Законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих Законов».[43]

Это значит, что для осуществления некоторых видов деятельности, указанных в законе, недостаточно только факта государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью. Прежде чем приступить к практическому осуществлению видов деятельности, являющихся лицензируемыми, общество должно получить соответствующую лицензию (специальное разрешение) в уполномоченном на ведение лицензионной деятельности органе.[44]

Под лицензией понимают разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу.

Деятельность, на осуществления которой лицензия выдана Федеральными органами государственной власти, может осуществляться на всей территории РФ. Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территории данного субъекта РФ.[45]

В настоящее время виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, определяются в соответствии с ст. 17 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»[46], который стал новым шагом в правовом регулировании лицензирования предпринимательской деятельности. Виды деятельности, не включенные в перечень, установленный указанной статьей, осуществляются со дня вступления в силу названного Федерального Закона без лицензий.

Этот нормативный акт содержит основные понятия и подходы к лицензированию большинства видов предпринимательской деятельности.

Конкретные правила и порядок лицензирования отдельных видов деятельности определяются в федеральных законах и подзаконных правовых актах, действующих в соответствующих сферах. Указанные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей ФЗ от 08.08.01г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Правовое значение лицензии состоит в том, что она признается официальным документом, который разрешает осуществление указанного в ней вида деятельности в течение установленного срока, а так же определяет условия осуществления этой деятельности. Порядок ведения лицензионной деятельности определяет, кто и в каком порядке выдает лицензии, содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче лицензии, её срок.

Лицензирование охватывает довольно широкий круг видов деятельности, но этот круг имеет сегодня определенную позитивную тенденцию сужаться, т.е. наше законодательство, освобождается от надуманных проблем по контролю над многими направлениями и секторами хозяйственной жизни общества.

Традиционно, как приоритетные, лицензируются такие виды деятельности как банковская, страховая, медицинская, строительная, транспортная, торговля алкоголем и другие,

После вступления в силу соответствующей главы Гражданского Кодекса были изданы, в том числе, законодательные акты, посвященные лицензированию отдельных видов деятельности. Можно указать на законы: от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[47] (организации, которые специализируются на формировании федеральных информационных ресурсов, обязаны получить лицензию на этот вид деятельности в соответствующих органах); от 07.07.2003 года «О связи»[48] (деятельность физических и юридических лиц, связанных с предоставлением услуг связи, осуществляемых на основании должным образом полученной для этой цели лицензии; выдача, изменение условий или продление сроков действия лицензий на право деятельности связи, а так же прекращение действия лицензий производится Министерством Связи РФ; лицензии или любые предоставляемые ими права могут, переданы полностью или частично одним юридическим лицом другому юридическому лицу не иначе как после получения последним новой лицензии); от 21.02.1992 г. «О недрах»[49], права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения лицензии на пользование недрами; и другие законы.[50]