Смекни!
smekni.com

«Грозы» (стр. 5 из 5)

Островский перекликается с нашей современностью постановкой и даже решением многих этических и социально-бытовых проблем. Не утеряла значения его борьба за душевную чистоту и красоту, за нравственную цельность и крепость, за высокое понимание морального долга. Не устарели также его суждения о добре и зле, понимание им противоположности между богатыми и бедными, эксплуататорами и эксплуатируемыми. Пьесы Островского, в особенности «Гроза», ставя и решая проблемы человеческого поведения, нравственности, долга, любви, как справедливо указывалось в нашей критике, выходят в своем значении далеко за пределы обрисованной в них эпохи и приобретают «общечеловеческое звучание и художественное бессмертие»1. Именно общечеловечностью содержания своих пьес, выраженного в блестящей форме, Островский приобрел в советскую эпоху широчайшую популярность. Разумеется, постановка пьес Островского в наши дни требует современного их прочтения. Это прочтение, враждебное вульгарно-социологическому и формалистическому, определяет необходимость сосредоточения внимания на том, что наиболее созвучно нашему времени, — на социально-психологической и этической проблематике. В процессе формирования нравственно совершенного, гармонически развитого человека, в преодолении своекорыстно-эгоистических пережитков прошлого, в борьбе за великую драматургию реализма Островский еще долго будет нашим союзником. Островский еще долго будет привлекать умы и сердца отечественных и зарубежных зрителей гуманистическим и оптимистическим пафосом своих идей, глубокой и широкой обобщенностью своих героев, добрых и злых, их общечеловеческими свойствами, неповторимостью своего оригинального драматургического мастерства. Пьесы Островского потому только и могут звучать современно сто лет спустя, только потому они и будут всегда волновать людей, что великий русский драматург, отражая своё время, сумел поставить громадные общечеловеческие проблемы, сумел облечь свое видение жизни в мастерскую художественную форму.

« ...Много красот живых осталось от Островского, но также одно глубинное великое поучение. Он - крупнейший мастер нашего бытового и этического театра, в то же самое время такого играющего силами, такого поражающе сценичного, так способного захватывать публику, и его главное поучение в эти дни таково: возвращайтесь к театру бытовому и этическому и вместе с тем насквозь и целиком художественному, т. е. действительно способному нощно двигать человеческие чувства и человеческую волю.»

¹ Ю. Оснос. В мире драмы. Статьи. М., «Советский писатель», 1971, с. 206. ² Луначарский А. В. Собр. соч. в 8томах.-М., 1963, - т. 1, с. 210.

ЛИТЕРАТУРА:

1. А. Анастасьев. «Гроза» Островского». – М.,1975. 2. А.И. Журавлёва, В.Н. Некрасов. Театр А.Н. Островского. – М.: Просвещение, 1986. 3 .В.Лакшин. Александр Николаевич Островский. – М.: 1976. 4. В.П. Медведев. Пьесы А.Н. Островского в школьном изучении. – Л.,1971. 5. А.И. Ревякин. Драматургия А.Н. Островского. – М., 1973 6. А.И. Ревякин. Искусство драматургии А.Н. Островского. – М., 1974. 7. Е. Холодов. Мастерство Островского. – М., 1963