Смекни!
smekni.com

Кража как форма хищения (стр. 10 из 17)

Теперь рассмотрим каждый квалифицирующий признак ст. 158 УК РФ (в редакции Федерального закона от 08.12.2003 года № 162-ФЗ) в отдельности.

3.1 Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (п. а ч. 2 ст. 158 УК РФ)

Согласно ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Она должна обладать общими признаками соучастия: в нее входят не менее двух лиц, действующих совместно, умышленно и согласованно. Применительно к краже это означает, что сговор на совершение кражи должен иметь место до начала совершения преступления, хотя бы и непосредственно перед началом его по внезапно возникшему умыслу. По форме сговор может быть письменным, устным, с помощью жестов, мимики, молчаливого согласия. Для вменения анализируемого квалифицирующего признака необходимо, чтобы группа лиц по предварительному сговору носила элементарный характер, т.е. образовывалась для совершения преступления, после которого группа может распасться и институт соучастия прекратить свое действие. Этим данная группа отличается от организованной группы, которая выступает в качестве особо квалифицирующего признака хищения. Так, Ковалев А.Г. и Курганский А.Б., находясь в квартире последнего, решили обворовать квартиру, расположенную напротив. Реализуя совместный преступный умысел в действие Ковалев А.Г. и Курганский А.Б. 17. 07. 2004 г. около 1 час. 30 мин. незаконно проникли в кв. 137 д. 31 по ул. Ударная г. Бийска, откуда тайно похитили имущество Цитцер Н.В. Действия Ковалева А.Г. и

Курганского А.Б. Приобским районным судом были квалифицированы как кража, совершенная группой лиц по предварительному сговору, совершенная с незаконным проникновением в жилище, т.е. по ч. 3 ст. 158 УК РФ.[30]

Уточним, что правоприменительной практике известны случаи, когда в одном (единичном) преступлении имеют место несколько квалифицирующих признаков деяния, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 158 УК РФ. Содеянное квалифицируется по ч. 3 ст. 158 УК РФ, и по ней определяется наказание. При этом сочетание нескольких квалифицирующих признаков кражи не есть совокупность преступлений, ибо отсутствует множественность самих деяний.

Сговор о совершении кражи должен происходить как бы «заранее», т.е. до начала совершения преступления. Но в практике встречаются случаи того, что лицо пыталось совершить кражу в одиночку, но оно при этом терпит неудачу. Однако для достижения поставленной цели такое лицо вступает в сговор с другим лицом, чтобы вновь предпринять попытку хищения. В этом случае сговор считается предварительным.

Если же речь идет о соучастии с разграничением видов соучастников (соисполнитель, пособник, подстрекатель), то группы лиц в смысле ч. 2 ст. 158 УК РФ не будет.

Поскольку закон в качестве квалифицированного вида кражи указывает на соучастие в форме соисполнительства по предварительному сговору, что предполагает совместный умысел на совершение преступления, все участники группы должны обладать признаками субъекта. Поэтому, если в составе группы один участник является субъектом, а остальные ввиду малолетнего возраста или невменяемости субъектами не являются, группы по предварительному сговору не будет. В этом случае единственный субъект будет отвечать по ч. 1 ст. 158 УК РФ и по совокупности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления (ст. 150 УК РФ), если он привлек к совершению кражи лиц, не достигших 14-летнего возраста. При этом надо иметь в виду, если лицо, являющееся субъектом преступления, заставив совершить кражу малолетнего, само не принимало участия в краже, оно отвечает за кражу как исполнитель путем посредственного причинения, использовав малолетнего как орудие преступления.[31]

При совершении кражи по предварительному сговору группой лиц каждый из соучастников несет ответственность за это преступление в полном объеме похищенного, причем независимо от того, какая «упала» ему лично доля.

3.2 Кража, совершенная с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище (п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ)

Анализ работы органов предварительного следствия и суда по конкретным уголовным делам показал, что к числу наиболее сложных вопросов в деятельности следователей и судей, ведущих борьбу с преступными посягательствами на чужое имущество, относятся уголовно-правовые вопросы квалификации краж, совершенных с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище.

Незаконное проникновение в помещение либо иное хранилище при совершении кражи признано законодателем обстоятельством, повышающим общественную опасность данного преступления. Этот признак заменил имевшееся в УК РСФСР 1960 г. понятие кражи с применением технических средств. Незаконное проникновение - понятие более широкое по сравнению с понятием «применение технических средств», так как может совершаться и без применения таких средств. Указанное квалифицирующее обстоятельство характеризуется следующими признаками: 1) незаконность; 2) проникновение; 3) помещение либо иное хранилище. Все эти признаки требуют анализа для правильного применения закона.

Незаконным проникновением считается вторжение в помещение без согласия собственника, владельца или иного лица, ведающего соответствующим помещением. Так, проникновение ночью в магазин путем взлома замка или выбивания стекла витрины будет незаконным, а проход в магазин в рабочее время под видом покупателя и затем пребывание ночью незамеченным в подсобном помещении незаконным признано быть не может.

Под проникновением следует понимать вторжение в жилище, помещение или иное хранилище с целью совершения кражи. Оно может совершаться как с преодолением препятствий так и беспрепятственно, а равно при помощи приспособлений (например, крюков, магнитов, щипцов и т.д.), позволяющих виновному извлекать похищаемые предметы без входа в соответствующее помещение (жилище, хранилище). Проникновением должно признаваться и появление в помещении путем использования обмана, в том числе и подложных пропусков, например, под видом сантехника, почтальона, курьера и т.д.

Проникновение - не самоцель, а способ получить доступ к хранящимся ценностям, которые виновный намерен похитить. Проникновению поэтому всегда предшествует формирование умысла на хищение в жилище, помещении или ином хранилище чужого имущества. В силу этого, если виновный вошел в квартиру с иными благими намерениями и целями и умысел возник уже после этого, который он затем реализовал, в содеянном отсутствует комментируемый квалифицирующий признак хищения.

Сложившаяся следственно-судебная практика квалификации хищений свидетельствует о том, что под помещением применительно к рассматриваемому квалифицирующему признаку следует понимать строение или сооружение независимо от форм собственности, предназначенное для временного нахождения людей или размещения материальных ценностей в производственных или иных служебных целях. Оно может быть постоянным или временным, стационарным или передвижным.

Под хранилищем понимают хозяйственные помещения, обособленные от жилых построек, участки территорий, магистральные трубопроводы, иные сооружения независимо от форм собственности, которые оборудованы ограждением либо техническими средствами или обеспечены иной охраной и предназначены для постоянного или временного хранения материальных ценностей. Иное хранилище - это место, специально предназначенное для хранения имущественных ценностей, не являющиеся ни жильем, ни помещением. Иным хранилищем может признаваться и территория, находящаяся под открытым небом, если она обнесена забором, оградой или специально охраняется. Так, нередко товар, который сложно поместить в закрытое хранилище (лесоматериалы, удобрения, уголь и т.п.), размещается на территории предприятия или в специально отведенном месте. Если же указанные признаки отсутствуют (например, завезенный на железнодорожную станцию уголь свален на открытом участке), хищение нельзя квалифицировать как совершенное из (иного) хранилища.

О проникновении может идти речь (п."в" ч. 2 ст. 158 УК РФ), только когда оно было противозаконным и направленным на хищение чужого имущества.

Кражи, совершенные с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище представляют повышенную опасность, так как, преступник посягает на имущество, как правило, наиболее ценное, в отношении которого объективно обеспечены более надежные меры сохранности (сигнализация, ограждение). Не отвечают понятию хранилища неогражденные или неохраняемые площадки, используемые для складирования материальных ценностей кабины, салоны автомашин, находящихся на неохраняемых платформах, так как они не создают преграды для достаточно свободного доступа к находящемуся там имуществу. Так, действия Пальчикова Ю.А., который 20.08.2004 г. из автомобиля ВАЗ-2107, находившегося у д. 45 по ул.Васильева г.Бийска тайно похитил имущество Орехова Е.Е. Приобским районным судом г.Бийска Алтайского края были квалифицированны по ч. 1 ст. 158 УК РФ, так как автомобиль как было сказано выше не является ни помещением, ни хранилищем, соответственно отсутствует и незаконное проникновение.[32]

3.3 Кража, совершенная с причинением значительного ущерба гражданину (п."в" ч. 2 ст. 158 УК РФ)

Причинение значительного ущерба гражданину представляет известную трудность для квалификации.