Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению курса Тематический план (стр. 3 из 7)

Философия сознания. Сознание и бытие. Созерцательный и деятельностный подходы к изучению сознания. Сознание и предмет сознания. Идеальность сознания. Формы бытия идеального. Конкурирующие концепции идеального в современной философии. Активность сознания и источники этой активности. Сознание как творчество. Сознание и отражение. Сознание и мозг. Информационный подход к изучению сознания. Структура сознания. Психика, сознание, мышление. Волевые, эмоциональные, познавательные аспекты сознания. Чувственные формы сознания, рассудок, разум. Рациональное и иррациональное. Сознательное, подсознательное, бессознательное.

Происхождение сознания: философский и естественнонаучный аспекты. Проблема происхождения сознания в марксистской философии.

Проблема самосознания. Самосознание, самопознание, соотнесенность «Я» с мифом и самим собой. Становление человеческого «Я». Самонаблюдение и самооценка.

Сознание и общение. Виды и типы общения, их роль в становлении и развитии сознания. Сознание и язык. Язык как знаковая система и средство общения. Естественный и искусственный языки. Аналитическая, феноменологическая, экзистенциалистская программы анализа языка (Л. Витгенштейн, М. Хайдеггер). Семиотика. Семиотика как отрасль философского знания.

Функции сознания. Сознание как акты интериоризации и экстериоризации. Продуктивные и репродуктивные возможности сознания. Коммуникативная, интегративная, программирующая функции сознания. Функция передачи социального опыта. Сознание и общество. Индивидуальное и общественное сознание.

Тема 6. Познание, его возможности и границы

Проблема познаваемости мира. Агностицизм. Скептицизм как предтеча и основание агностицизма. Классические формы агностицизма (Д. Юм, И. Кант). Проблемы, поставленные агностицизмом: границы познания, абсолютное и относительное в познании, познаваема ли сущность вещей, существует ли принципиально непознаваемые феномены, критерий познаваемости реальности. Современные концепции гносеологического скептицизма и гносеологического оптимизма.

Гносеология как наука о всеобщих определениях познания. Гносеология и когнитивная психология. Способы обоснования познаваемости мира: апелляция к самоочевидности, практическое подтверждение, логическая согласованность. Категории и понятия гносеологии. Принципы гносеологии как идеи, организующие и направляющие познавательный процесс. Закономерности познания.

Знание. Знание и действительность. Знание и информация. Знание «по истине» и «по мнению». Парадоксы знания. Предметность знания. Виды знания: опосредованное и непосредственное, объективное и субъективное, абсолютное и относительное. Типы знания: научное, художественно-образное, философское.

Познание. Познание как отражение (материализм), понимание и интерпретация (герменевтика), «установление выгодных отношений с объектом» (прагматизм), откровение (философско-религиозные концепции). Познание как постижение сущности объектов, интенция сознания на сущность. Познание как социокультурный феномен.

Отражение и познание. Отражение как познание, познание как отражение. Критика теории отражения в западной философии: отражение как упрощенная и донаучная концепция познания (неокантинианство, прагматизм). Познавательное и непознавательное отражение. Категории теории отражения (адекватность, чувственное отражение, идеальное воспроизведение и т.д.), категории теории познания (истина, чувственное познание и т.д.). Отражение и творчество. Гносеологический образ. Образ и язык.

Познание и диалектика. Диалектика как теория познания (марксизм). Проблема совпадения диалектики, логики, теории познания. Противоречивость познания. Качественные и количественные параметры познания.

Практика и познание. Практическое освоение мира. Практика как онтологическая категория. Объект и субъект практики. Основные определения практики. Диалектика опредмечивания и распредмечивания в процессе практики. Объективное и субъективное в практике. Практика как гносеологическая категория. Функции практики в познании.

Объект и субъект познания. Объект и предмет познания. Современные представления об объекте познания: идеализированные объекты, ненаблюдаемые объекты, теоретические конструкты. Проблема индивидуального и коллективного субъекта познания. Диалектика субъекта и объекта познания.

Процесс познания. Уровни и формы познания. Познание как деятельность. Познавательные процедуры: абстрагирование, обобщение, генерализация, идеализация, классификация и т.д. Структура процесса познания: понимание, интерпретация, постижение, представление, определение познаваемой реальности.

Истина — центральная гносеологическая категория. Многообразие концепций истины: классическая концепция истины (истина как соответствие знаний действительности), когерентная теория истины (самосогласованность, непротиворечивость знания), прагматическая концепция (истина как полезность), операционалистская концепция (истина как результат оперирования понятиями), неопозитивистская концепция (истина — опытная подтверждаемость), конвенционалистская концепция (истина как результат соглашения), семиотическая теория истины (истина как формализованное знание). Объективность истины. Абсолютная и относительная истина. Конкретность истины. Проблема априорной истины. Истина и заблуждение. Проблема критерия истины в философии. Логические критерии истины. Практическое подтверждение истины.

Современная эпистемология, ее школы, направления, проблемы.

ЧАСТЬ II. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Тема 7. Социальная философия как наука

Человек, общество и их взаимосвязи — объект исследования социальной философии. Социальная философии в структуре обществоведческих, антропологических и культурологических дисциплин.

Многообразие подходов в изучении объекта социальной философии: философско-антропологическая концепция, психоаналитическая ориентация социальной теории, функциональный подход в объяснении социальных явлений, органическая школа в социальной философии, историко-материалистическая концепция.

Основные парадигмы современной социальной теории: натуралистический редукционизм — концепция сведения социального к природному (французские материалисты, Л. Фейербах, Г. Спенсер, современный американский натурализм); социальный детерминизм (К. Маркс); культурный детерминизм (Д. Мид, Т. Парсонс). Концепция формальной рациональности — модель современного общества и перспектив его развития (М. Вебер). Методологические ориентации социальной философии: описание социальной реальности; объяснение и понимание социальных процессов; преобразование социальной действительности. Концепция радикального социального действия (теория социальной революции и классовой борьбы К. Маркса, негативная диалектика Г. Маркузе).

Проблема предмета социальной философии. Перспективы нахождения инварианта социально-философского знания. Социально-всеобщее как принцип обнаружения предмета социальной философии. Основные определения (свойства) социально-всеобщего: экстенсивное (количественное) определение всеобщего; интенсивное (качественное) определение всеобщего; всеобщее как предельная сущность социальной реальности; всеобщее как процесс восхождения от абстрактного к конкретному в познании общества; всеобщее как соотносительное с системой социально-философских категорий. Проблема закона и категорий социальной философии. Социальная философия как наука, изучающая качественное своеобразие человека и общества, их генезис и перспективы развития в их всеобщих определениях.

Структура социальной философии: философия истории, социология, методология социального познания, философская антропология.

Тема 8. Общество как система деятельности

Деятельность как социальная субстанция – всеобщая основа и фундаментальный способ человеческого бытия. Специфицирующие признаки деятельности: продуктивность, социальность, сознательная целесообразность. Деятельность как программируемое и социально направляемое преобразовательное действие субъекта. Теория социального действия (М. Вебер, В. Парето, Т. Парсонс). Объективно-предпосылочная, субъективно-регулятивная и целереализующая структуры индивидуальной деятельности. Общественный характер человеческой деятельности.

Детерминанты человеческой деятельности. Потребность как всеобщее основание социальной активности (Демокрит, П. Гольбах, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Маслоу). Влечения, желания, стремления как формы проявления потребностей. Системный характер детерминации человеческой активности. Стимулы и интересы как объективные побудительные силы деятельности субъекта. Мотивационные основания деятельности. Теория установки (Д. Н. Узнадзе). Идеальное программирование человеческой деятельности. Понятие сознательной цели. Целеполагание и целеосуществление. Решение – мысленная модель оптимального пути достижения цели. Сознательно-волевой характер целенаправленной активности.

Деятельность как всеобщий способ взаимодействия общества и природы. Понятие природной среды. Естественные условия и предпосылки существования и развития общества. Понятия биосферы и географической среды. Народонаселение и его динамика. Материальное производство. Производительные силы общества. Производительная и потребительная деятельность. Материальное потребление – способ воспроизводства материальной структуры субъекта. Материальная и духовная деятельность общества.

Деятельность как способ развития человека. «Осваивающая» деятельность и становление сущностных сил субъекта. Репродуктивная и творческая деятельность. Знания, умения, навыки, способности как внутренние возможности совершения деятельности субъектом. Интериоризация и развитие задатков индивида. Творческая деятельность – способ развития способностей субъекта.