Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению курса Тематический план (стр. 5 из 7)

Психоаналитическая концепция человека (З. Фрейд). Структура личности: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Сексуальность и агрессивность как поведенческие доминанты человека. Сознательное и бессознательное в структуре психики индивида и в регуляции его поведения. «Аналитическая психология» К. Юнга. Неофрейдистское понимание человека. Идея соединения фрейдизма с марксизмом (Э. Фромм).

Социобиология – современная натуралистическая версия природы человека. Методология и теория биологического редукционизма. Социальный этологизм (К. Лоренц, Р. Ардри). Биологический вариант «общественного договора».

Философская антропология о природе и сущности человека (М. Шелер, М. Ландман, Г. Плесснер). Конкретно-научные основания и философские парадоксы в понимании человека. Проблематика философской антропологии: «собственно человеческое бытие», человек и животное, человек и бог. «Материальная этика» М. Шелера. Биологическая антропология А. Гелена. Культурно-философская (Э. Ротхакер, М. Ландман) и религиозная (Э. Хенгстенберг) антропология.

Смысл человеческой жизни. Религиозно-философская концепция смысла жизни. Материалистическая концепция смысла жизни. Проблема жизни, смерти и бессмертия. Теория ортобиоза (И. И. Мечников). Индивидуальный и социальный аспекты бессмертия. Ценностное понимание человеческой жизни и проблема счастья.

Тема 13. Личность как социальное измерение человека

Понятие личности в философии и гуманитарных науках. Персонализм – религиозно-философская концепция личности (Н. А. Бердяев, Э. Мунье). Личность как высшая ценность. Нравственное воспитание и свобода личности. Персонализация – движение личности к богу. Марксистская концепция личности. Личность как социальное качество человека.

Социализация индивида, формирование и развитие личности. Социальные факторы личностного развития человека. Поведенческие доминанты личности. «Коллективное бессознательное» как основа социальности человека (К. Юнг). Функциональная (ролевая) теория личности (Т. Парсонс, М. Вебер, Р. Мертон). Самоутверждение и самореализация личности (А. Маслоу, Э. Фромм).

Деятельностная концепция личности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Э. В Ильенков). Содержание и характер деятельности человека как факторы развития его личностных качеств. Творчество как способ развития личности. Влияние общественных отношений на формирование личности. Культура и развитие личности.

Человеческая индивидуальность. Философские основы понимания индивидуальности. Индивидуальность и индивидуализм (М. Штирнер, Ф. Ницше). Индивидуальность и «общественность» (К. Маркс, В. С. Соловьев). Индивидуализация как способ существования человека в мире и критерий его развития. Телесный, духовный и эмоционально-психологический аспекты индивидуальности. Индивидуальный «профиль» личности. Способности личности как выражение ее индивидуальности.

Свобода и ответственность человека. Современные концепции свободы. Феномен отчуждения человека (Г. Гегель, К. Маркс). Концепция «одномерного человека» Г. Маркузе. Перспективы преодоления отчуждения (Э. Фромм). Либерализм – идеология свободы человека. Социализм – идеология равенства социальных возможностей развития личности. Всестороннее развитие личности как социальный идеал. Современное общество и перспективы личностного развития человека.
Тема 14. Общество в историческом развитии

Философия как размышление об истории общества. Единство и многообразие исторического процесса. Проблема его закономерности и направленности. Универсалистский и полицентристский подходы к пониманию сущности исторического процесса. Современная христианская философия истории (Т. Геккер, Э. Бруннер). Неотомистская и протестантистская версии движущей силы истории. Позитивистская и неопозитивистская натурализация исторического процесса (О. Конт, Г. Спенсер, П. Барт). Абсолютизация иррациональной воли и индивидуальной свободы в понимании истории (А. Бергсон, Ж.-П. Сартр, Д. Хекстер).

Концепции и модели общественного развития: экономическая, культуроцентристская, философско-религиозная, антропологическая. Факторы, определяющие развитие истории. Движущие силы и субъекты исторического процесса.

Концепция формационного развития общества (К. Маркс). Способ производства материальных благ как основа общественной жизни. Развитие общества – объективный «естественноисторический» процесс смены общественно-экономических формаций. Поступательный характер исторического движения. Всемирная история как единый закономерный процесс движения человечества к совершенному общественному устройству.

Концепция стадийного развития общества. Теория «стадий экономического роста» (У. Ростоу). Теория традиционного, индустриального, постиндустриального общества (Р. Арон, Д. Белл, Д. Гэлбрейт, А. Тоффлер).

Цивилизационные концепции истории. Основные значения понятия «цивилизация». Культура как основа развития общества. Своеобразие, уникальность и равноценность культурных миров. Концепция локальных цивилизаций (Н. Я. Данилевский, П. А. Сорокин). Концепция культурно-исторического круговорота и ритмической повторяемости циклов развития истории (О. Шпенглер). «Дерево цивилизаций», теория «вызова и ответа» А. Тойнби. «Ценностный сдвиг» как «мутагенный фактор» в жизни цивилизации. «Генетический код» цивилизации. Абсолютизация уникальности и неповторимости культур в рамках теории цивилизаций. Теория цивилизаций и проблема единства исторического процесса.

Восток и Запад – основные исторические типы цивилизаций. Культурные матрицы основных типов исторических изменений.

Традиционализм – культурный стиль восточных цивилизаций. Устойчивость и корпоративный характер общественных структур. Обожествление природы, самоограничение активности по отношению к среде, предметно-образный стиль мышления – характеристики восточного человека.

«Техногенная» цивилизация как результат «мутации» традиционного общества. Инновация как включение нового в систему культуры. Творчество – важнейшая универсалия европейской культуры. Динамизм западного общества. Развитие рационалистического мышления и теоретической науки, технико-технологического прогресса. Либерализм как нормативно-ценностная база единой западной цивилизации. «Социальный атомизм» западного общества. Собственность как основа власти. Человек как субъект, активно преобразующий мир, условия своего бытия. Культ разума, новизны, моды, сенсации. Потребительский идеал западного общества.

Проблема смысла истории. Основные концепции смысла истории: восхождение человека к свободе (Г. Гегель), развитие человека посредством социальных преобразований (К. Маркс), религиозно-нравственное возрождение человека (Ж. Маритен).

Проблема выбора исторического будущего человечества. Социокультурная специфика цивилизаций и глобальный характер истории. Идеология и политика глобализма – путь к унификации культур и к безраздельному господству западного цивилизационного типа.

Культурное многообразие и самоценность культур. Проблема синтеза культур и цивилизаций. «Диалог культур» – способ выработки новой системы верований, ценностей, традиций.

Тема 15. Человек в информационно–техническом мире

Понятие информационно-технического мира. Техника как элемент информационно-технической системы общества. Философия техники, ее предмет и проблематика. Техника как вид деятельности человека. Техника в контексте человеческой культуры. Техника в социальном и аксиологическом измерениях: техника как производительная сила общества (К. Маркс), «политическая интенциональность» техники (Г. Маркузе), «техника как идеология» (Ю. Хабермас), человек в технической цивилизации (Х. Шельский). Техническое знание, его специфика и роль в обществе.

Проблема информации в современном обществе. Информация как объект философского и конкретно-научного исследования. Содержание информационного процесса. Сознание, отражение, информация. Идеальное и информация. Проблема объективности информации. Виды информации. Социальная информация. Информация и научная картина мира. Человечество на пути к информационному обществу.

Информация и знание. Научное знание. Критерии, эталоны и идеалы научности. Формы реализации научного знания: научный факт, закон, теория, гипотеза. Методы научного познания. Наука как система знания, деятельности и социальный институт. Социокультурные детерминанты развития науки. Исторические этапы становления и развития науки.

Рациональность — сущностная характеристика научного знания. Оппозиции «рациональное-эмпирическое», «рациональное-иррациональное» в истории философии и современной философской мысли. Модели научной рациональности: индуктивистская (Р. Карнап), дедуктивистская (К. Поппер), эволюционистская (С. Тулмин). Типы рациональности. Рациональность и обыденное сознание.

Рациональность: знание и реальность. Онтологический и гносеологический аспекты рациональности. Рациональность и социальное познание. Рациональность и гуманитарное познание. Рациональность и социальные ценности.

Рациональность как принцип западной цивилизации. Традиционная и рациональная культуры. Теория «формальной рациональности» (М. Вебер). Виды рационального действия. Рационалистическая личность и ее социальные ориентации и установки. Возможность рационально организованного общества (концепции неоконсерватизма, либерализма, марксизма).

Тема 16. Кризис техногенной цивилизации и глобальные

проблемы современности

Философский подход к изучению глобальных проблем. Философия глобальных проблем как особая философская дисциплина, ее проблематика и предмет. Понятие и типология глобальных проблем.