Смекни!
smekni.com

Копейский городской округ (стр. 9 из 9)

Годы прошли, века минули. Порос окаменевший великан буйным ельником, сосновым раздольем, кедровым весельем, лиственничной красой. И никому теперь и в голову не придёт, что эти горы когда–то живым Змеем – полозом были.

А время текло и текло. Люди осели на склонах гор. Каменным поясом назвали полоза. Опоясал он как – никак нашу землю, хоть и не всю.

Почему на территории Челябинской области много озёр? (3200)

О происхождении многоозёрья ходит такой сказ.

Было у богатыря Семигора, хозяина Ильменских гор, волшебное хрустальное зеркало. Глянешь в него и видишь, что на земле, на воде и в воздухе делается. А неподалёку от Семигора жила завистливая старушонка-колдунья. Юрмой звали.

Ох, как хотелось Юрме зеркало такое иметь! Забралась как – то Юрма в горную кладовую Семигора. Утащила она его зеркало, когда хозяин спал. Проснувшись,

хватился Семигор, что нет зеркала, и в погоню. Видит воровка - нагоняет её богатырь, не уйти от расплаты, и бросила чудо-зеркало. Упало оно на скалы.

Только и брызнули осколки, осыпали леса. Каждый осколок в голубое озеро превратился. С тех пор сверкают в них, переливаются бесчисленные хрустальные озёра.

А старуху Юрму богатырь Семигор в гору каменную превратил.

Об открытии каменного угля.

Залютовал как – то старик Салкын – Мороз! Снегу горы навалил, солнце тучами укрыл, птиц и зверьё заморозил. К людям подбираться стал. Собрались башкиры – старики и говорят:

-Салкын всё убил. Птиц и зверей убил, пчёл наших погубил. А что делать башкиру без пчёл, птиц и зверя? Надо у Солнца камень солнечный просить. Кто пойдёт?

Вышел тут Тугай – батыр в середину круга:

-Я пойду! Пойду и найду солнечный камень.

Пришёл к Солнцу. Лежит Солнце в чёрной яме, вокруг ямы вьюги да бураны вертятся. Хуже псов цепных сторожат. Никуда Солнце не выпускают.

-Я Тугай-батыр. Старики меня за прислали. Совсем худо стало, лютует Салкын. Дай солнечный камень!

-Камня не жалко, храбрый батыр, погубит тебя Мороз, не простит смелости твоей.

-Стариков и детей спасать надо, зачем о себе думать? – говорит Тугай-батыр.

Подаёт ему Солнце камни блестящие.

-Бери, сколько унесёшь! Набросай в огонь – тут и Морозу конец!

Побежал Тугай-батыр обратно. Все солнечные камни раздал, один маленький камень остался. Русского мужика Афоньку Коркина встретил – последний отдал.

Идёт себе Тугай-батыр налегке. Налетели на него вьюги да метели, завертели, закружили, сам Мороз от злобы лютой в ледяной столб Тугай-батыра превратил. Хотел было на людей накинуться – не даёт камень солнечный, огнём – жаром пышет. Зашипел Мороз да и растаял. И всё вокруг растаяло.

Заплескалось озеро на том месте Тугаево – Тугайкуль.

Легенда об острове Вера на озере Тургояк.

Вера была из тех, кому предназначено страдание. Не обычный для всех путь сулила ей судьба, а особый, отрешенный. Мать она не знала, та умерла при родах. Отец был богат, но нрава крутого. После смерти жены прокутил он свой капитал, да ещё в долгах остался. В счёт долга потребовал сосед – бобыль в жёны красавицу дочь.

Когда Вера отказалась выходить за старого бобыля, отец избил её в ярости, а затем куда – то увёз.

В те года на берегу Тургояка стоял женский монастырь. Бревенчатый мрачный дом за высоким забором казался покинутым его обитателями. Но на стук из ворот

вышли старушки. «Сдаю вам на вечное проживание свою бывшую дочь», - отрёкся от Веры отец и укати обратно.

Что было делать Вере? Она молилась. И работала. Шила, стирала, мыла полы, пилила дрова, колола их. Очень уставала, но в усталости находила отрешение от дум.

И вскоре пошёл слух, что Вера – прорицательница, ясновидящая. И стали к монастырю приходить люди со своим горем. Всех Вера выслушивала, душой проникалась, для всех находила доброе слово. И вроде помогали людям её молитвы.

Но годы шли. Стала Вера слаба здоровьем. Память пропадала. Ночами кошмары мучили, в припадках корчилась.

И однажды Вера исчезла. Искали её в озере и в лесах – не нашли. Три года минуло, и однажды рыбаки приплыли к острову, чтобы поставить сети на мелководье, наловить рыбы.

Не успели мужики поставить сети, вдруг подул ветер, налетела гроза. Настоящая буря. Стали мужики искать скалу какую, чтобы укрыться от ненастья. Шли они вглубь острова, и вдруг повеяло дымком. Остановились мужики, перекрестились и вдруг увидели перед собой женщину. Чтобы успокоить их, Вера назвалась.

Привела она мужиков в свою пещеру. Горел огонь, кипел чай. Пахло сухим берёзовым листом.

Весть о том, что Вера жива, быстро облетела округу. И с тех пор раз в году, а именно 16 августа, на остров Веры съезжались паломники. День был выбран не случайно, это день её ангела.

Сотни людей приезжали на лошадях к тому месту, где за мелким проливом стоял заросший лесом остров. Люди привозили Вере запасы одежды, обуви, продуктов. Сотни людей, с младенцами на руках, входили в мелкую воду и шли навстречу Вере, и она всех осеняла крестным знамением. Пришельцы проводили на острове весь день. Молились, разговаривали. На закате Вера провожала гостей. Так было много раз.

Но однажды Вера не вышла к людям. Послали на остров несколько мужиков. Придя к жилищу Веры, они увидели её мёртвой. Она лежала у входа в пещеру.

Похоронили Веру недалеко от пещеры. Ещё несколько лет они являлись на остров, чтобы поклониться кресту над могилой Веры.

Озеро Зюраткуль.

Эта невысокая, чуть вытянутая горка возвышается недалеко от Каменного мыса. Вершина у неё почти плоская. А на пологих склонах стоят ели и пихты.

Был у Салавата Юлаева храбрый воин Хасан. Назначил его батыр сотником и велел вести джигитов в бой. Но окружили Хасанову сотню солдаты на берегу озера Йораткуль. Жестокая и неравная была битва. Всех джигитов порубили. Самого Хасана тяжело ранили, и он упал с коня. Очнулся Хасан – никого нет в

живых, только чёрные вороны кружат над телами его братьев. Похоронил их с честью и поклялся не покидать их могил до конца своей жизни. Долго ещё прожил Хасан, женился, вырастил детей и внуков, как и завещал, его похоронили

рядом с его павшими когда – то в бою джигитами. С тех пор озеро и стали называть Зюраткулем, то есть Могильным озером, а место захоронения – Хасановым холмом или Хасановой горкой.

А песня Хасана про джигитов славных до сих пор жива:

Йораткуль, сердце – озеро!

Шумом волн своих вечным

Убаюкивай друзей павших.

Будь же отныне озером Могильным,

Озером павших – Зюраткулем!

Озеро Тургояк.

Шёл по лесу отряд пугачёвцев, долго шёл, петлял в горах. Отступали они из – под Кундравов после тяжёлого боя. По нашим – то местам вёл их проводник – башкир.

Долго тянулся мрачный лес, но вот сосны расступились и пред ними сверкнуло озеро. И так неожиданно оно появилось, что шедший впереди башкирец воскликнул: «Турго – як!» - «Стоп, нога!»

Много времени пронеслось над голубой гладью этого озера, а название так и осталось – Тургояк.

Река Миасс.

Пугачев послал в разведку русского и башкира. Вот вышли они к берегу незнакомой реки. Возвратились они. Пугачев их спрашивает: «Как называется река?» «Никак», - ответили разведчики. «Тогда сами назовём, - воскликнул атаман. – Кто первый увидел реку?». Заспорили первооткрыватели: «Ми», - кричит башкир. «Азъ», - твердит русский. «Не спорьте, - засмеялся Пугачёв, - пусть река так и называется «Миазъ» - в честь вас обоих». Так и пошло.

Теперь уж и не оторвать в слове «Миасс» башкирский слог от русского слога. Навеки слились.

Как Яик стал Уралом

Почти, два года бушевала пугачевская вольница на берегах Яика. Воды реки обагрились кровью многих тысяч убитых. Крестьянская война под предводительством Пугачева закончилась жестоким поражением восставших. В 1775 г. императрица Екатерина II, желая уничтожить в народе память о крестьянской войне, приказала переименовать Яик в Урал, а Яицкий городок — в Уральск. Так своеобразно была наказана река.

Название реки Яик и созвучные с ним Даикс, Даих, Ягак и т д. встречаются уже около двух тысяч лет. Сейчас трудно сказать, что означало слово «Даикс» во времена Птолемея, когда в бассейне Урала еще кочевали ираноязычные племена сарматов. Русская же форма «Яик» впервые встречается в русской летописи 1229 г. Ее считают производной от общетюркской основы «Жаик» со значением «широкое русло реки» или «широко разливающийся».

О происхождении названия Урал есть множество противоречивых версий. Для реки оно является вторичным, производным от названия Уральских гор, где она берет начало. Не выдерживает, например, критики ставшее широко распространенным мнение, что «Урал» означает «пояс», откуда и пошло употребляемое в народе название Урала — Каменный Пояс. Слова «Урал» со значением «пояс» попросту нет в тюркских языках. Ошибочна, вероятно, версия о происхождении названия Уральских гор от имени героя башкирской легенды Урал-батыра, который совершал подвиги, воздвигая на месте поверженных врагов горы. Имя башкирского богатыря, скорее всего, вторично от названия гор. Заслуживает внимания попытка вывести название Урал от мансийского слова «ур», означающего гору, возвышенность, увал, водораздел.