Смекни!
smekni.com

Внучке Катеньке -педагогу XXI века посвящаю (стр. 42 из 62)

Если интереса к предмету нет, мастерская направляет действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы ребята сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознать возможность решения проблемы - могучее средство для стимулирования интереса.

Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Социоконструкция. Важнейшим элементом технологии мастерских является групповая работа (малые группы выделяются в классе, образуются из учащих -

ся разных классов, часто возникают стихийно, по инициативе ребят). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие психологических качеств детей (экстраи интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд частичных задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем ребята свободны в выборе метода, темпа, поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

Социализация. Всякое выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно настоять, чтобы в отчете были задействованы все. Выступать за группу ответственно и почетно. Каждому хочется, чтобы его группа выступила хорошо. Это заражает всех. Работа в малых группах в отличие от фронтальной работы с классом позволяет использовать уникальные способности ребят, дает им возможность самореализоваться. Она в большей мере, чем индивидуальная и фронтальная работа с классом, позволяет учесть и включить в работу различные способы познания у каждого из ребят.

Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого слова озарение, инсайт, понимание. Понимание всякое: себя, других, науки. Разрыв - это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученых, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.

Творчество. Мастерская дает ученикам творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания». В какой же мере на мастерской предоставляется возможность использовать свое дерзновение, в какой мере мастер требует от него послушания? Каковы их пропорции на мастерской? Принять задание мастера - акт послушания ученика. Но в выполнении задания свобода творчества, ребята сами выбирают путь его осуществления, и одна версия не исчерпывает всего задания. Мастер не получает запланированных им дома ответов, а иногда результат выполнения задания учениками приводит к разрыву цепей, сковывающих самого мастера.

Позиция ведущего мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий.

Проводя мастерскую, мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать разум, мысль ребенка, сделать их активными, разбудить в нем то, что скрыто даже для него самого, понять и устранить то, что ему мешает учиться. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить

воображение ребенка, создать такую атмосферу, чтобы он проявил себя как творец. Мастер мягко, демократично, незаметно руководит работой ребят.

Форма мастерской как психологический тренинг помогает добраться до самого тайного в человеке, вызвать из него то, что он и не желал бы показывать; в этом состоит опасность действий мастера.

Удивительная миссия мастера: разблокировать способности человека, разобрать завалы в самом человеке и в окружающем его мире, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой.

Примечание. Близкими к технологиям мастерских являются:

- студии А.Н.Тубельского (разновозрастные формирования детей, занимающихся в свободном режиме под руководством учителя весьма высокой квалификации);

- погружения (по Г.К.Лозанову, И.П.Иванову, М.П.Щетинину) - занятия в урочной и внеурочной форме по одной учебной дисциплине продолжительностью от одного до нескольких учебных дней. Режим полного погружения предполагает выезд в дом отдыха или пионерский лагерь на срок от одной до трех недель, ибо не обходимо создать соответствующую атмосферу «интенсива», которая не исчерпывается учебным процессом, а позволяет включить в сферу педагогического действия многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности;

- цикловым метод обучения, когда учебный год строится по предметным циклам.

Литература

1. Белова Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску // Частная школа. - 1997. -№1.

2. Окунев А. Как учить не уча. - Спб.: Питер-Пресс, 1996.

3. Педагогика наших дней / Сост. В.П.Бедерханова. - Краснодар, 1989.

4. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. - Спб, 1995.

X. Природосообразные технологии

Природосообразностъ - педагогический принцип, согласно которому воспитатель в своей деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка (Я. А. Каменский, И.Г. Песталоцци, А.В. Цистервег). В различное время и различными авторами принцип природосообразности трактовался по-разному, порождал различные течения в педагогике: фатализм, натурализм, свободное воспитание, педоцентризм и др.

В современном понимании принцип природосообразности требует соответствия образовательной технологии природным закономерностям, означает необходимость экопсихологического подхода, обращения к этническим культураобразующим истокам личности.

10.1 Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)

В слове скрыта самая великая энергия, известная

на Земле - энергия человеческого духа.

Ф.Абрамов

Кушнир Алексей Михайлович - главный редактор журналов «Народное образование», «Школьные технологии», кандидат психологических наук.

Разрабатывает природосообразный подход в обучении. В качестве иллюстрации возможностей этого подхода внедрил в массовую практику природосообраз-ную модель обучения грамоте, показавшую двухтрехкратное превосходство над аналогами (традиционное, развивающее) по техническим параметрам чтения и письма, и десятикратное превосходство по информационно-содержательной емкости. Эффективность обусловлена опорой на интегральные процессы целостной психики. Обращение к целостности человеческой психики и личности, отказ от формирования, развития, тренировки и т.п. каких бы то ни было отдельных процессов и функций позволили реализовать в современном учебном процессе тысячелетние традиции народной педагогики.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: частнопредметная + общепедагогическая.

По философской основе: антропософская, природосообразная.

По основному фактору развития: психогенная + социогенная.

По концепции усвоения: гештальт + ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: мотивационно-личностный комплекс, ЗУН + СУД.

По характеру содержания: воспитывающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления познавательной деятельностью: самоуправление.

По организационным формам: природосообразная, разновозрастная, индивидуальная.

По подходу к ребенку: ребенок - взрослый - единый субъект жизнедеятельности.

По преобладающему методу: диалогическая, развивающая.

По направлению модернизации: возврат к народной педагогике, природо-сообразность

По категории обучаемых: массовая.

Целевые ориентации

• Воспитание читателя и более широко — воспитание автономной самообучающейся личности.

• Создание психоинтеллектуальной базы для широкого использования в по следующем обучении глубинных процессов воображения, интуиции, инсайта и др.

• Развитие прежде всего эйдетического чтения - способности видеть в воображении пространство и события читаемого произведения одновременно с чтением.

• Достижение максимальной разницы между темпом чтения вслух и про себя. Отрыв чтения от артикуляции.

• Отказ от промежуточных - учебных и подготовительных - моделей чтения. Изначальное формирование развитого чтения как процесса понимания текста через узнавание известных слов как целостных образов.

Технологическая карта развития навыка чтения

1. Узнавание и называние букв.

2. Узнавание звуков в звучащих словах, идентификация звуков и букв.

3. Репродукция «близких» слов по зрительным образцам с помощью готовых моделей - кубиков с буквами, алфавитных касс и т.п.

4. Репродукция слов по зрительному образцу с помощью продуктивных приемов - аппликация, лепка, рисование, «печатание» и т.п.

5. Репродукция актуальных сообщений по зрительному образцу с помощью «печатания».

6. Репродукция актуальных сообщений по звучащему образцу со зрительной опорой.

7. Наблюдение за громким чтением учителем коротких завершенных текстов (пословицы, поговорки, анекдоты) на экране, плакате, сопровождаемым показом учителем читаемой строки рукой или указкой.