Смекни!
smekni.com

Внучке Катеньке -педагогу XXI века посвящаю (стр. 52 из 62)

По Г.С.Алътшуллеру

В методике имеют место как индивидуальные, так и коллективные приемы.

К последним относятся: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.

Мозговая атака (брейнсторминг), как метод коллективного генерирования идей решения творческой задачи был предложен А.Ф. Осборном. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.

Основной принцип и правило этого метода — категорически запрещается критиковать предложенные участниками идеи, при этом всевозможные реплики, шутки поощряются. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии, который должен умело направлять ход дискуссии, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, использовать шутки, реплики.

Наиболее оптимальной по численности считается группа от 7 до 15 человек. Большую группу делят на подгруппы. Желательно, чтобы у участников был разный уровень образования, разные специальности, однако рекомендуется соблюдать баланс между участниками разного уровня активности, характера и темперамента.

Отбор идей производят специалисты-эксперты, которые осуществляют их оценку в два этапа. Вначале из общего количества отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом отбирается самая оптимальная, с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.

По И.П.Иванову

Мотивом деятельности детей в КТД является стремление их к самоутверждению, самовыражению. Широко используется игра, состязательность.

Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта.

Главной методической особенностью КТД является субъектная позиция личности.

Оценивание

Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий.

В системе И.П.Волкова разработаны творческие книжки школьника. Это документ, в котором отмечаются все самостоятельные (а не только творческие) работы, выполненные сверх учебной программы, соответствующие определенным нормам, например: 10 фотографий, 5-8 рисунков, письменные работы (рефераты, конспекты) объемом не менее 15 тетрадных страниц, музыкальный концерт длительностью не менее 10 минут и т.д. При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и учитывается при поступлении в другие учебные заведения.

Примечание. В литературе имеется немало примеров технологий частно-методического уровня с акцентом на развитие отдельных творческих способностей ребенка. Это прежде всего системы музыкально-творческого образования - Д.Б Кабалевского, В В Кирюшина, художественного воспитания - Б.М.Иеменского, формирования литературного творчества - В А.Левина, театрального творчества - ЕЮ Сазонова и др.

В зарубежной литературе описан ряд поисково-исследовательских моделей обучения, близких по целям и методам отечественным технологиям творческого развития. Модель Дж. Шваба делает акцент на исследовательских методах и процедурах в изучении естественных наук, модель Дж. Зухмана - на обучении сбору данных и построении гипотез.

В основе модели «Синектика» лежит ряд представлений об иррациональной природе творческой деятельности и предположение о возможностях ее целенаправленного построения (побуждение к поиску метафорических, символических аналогий). Специфической чертой данной модели является то, что поисковая деятельность строится как принципиально совместная (элементы КТД, мозговой штурм, отношения ответственной зависимости).

Литература

1 Альтов Г. И тут появился изобретатель. - 2-е изд. - М., 1987.

2. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М., 1973.

3. Ллътшуллер Г. С. Как научиться изобретать. - Тамбов, 1961.

4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М., 1979.

5. Альтшуллер Г.С, Селюцкип Л.Б. Крылья для Икара. - Петрозаводск: Каре лия, 1980.

6. Бершадская Н.Р. Литературное творчество учащихся в школе. - М., 1986.

7. Библер B.C. Мышление как творчество. - М.. 1975.

8. Воробей Ю.Д. Дидактика художественного творчества. - М., 1984.

9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.

10. Глюцер В.И. Дети пишут стихи. Книга о детском литературном творчестве. - М , 1964.

11. Голъдентрихт С. С. О природе эстетического творчества. - М., 1977.

12. Грибов ЮЛ. Психолого-педагогические условия развития творческого вы ражения учащихся и учителей / / Вопросы психологии. -1989. - №?2.

13. Ефимов B.C. и др. Возможные миры, или Создание практики творческого мышления. - М.: Интерпракс, 1994.

14. Иванов Г.И. Формула творчества, или Как научиться изобретать. - М.: Просвещение, 1994.

15. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1992.

16. Кабалевский J.E. Как рассказывать детям о музыке. - М., 1977.

17. Киртшип В.В. Музыкальные мифы. Кн. 1-5. - М., 1992

18. К.ырин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.

19. Кплояина П.П. Структуры и механизмы творческой деятельности. - М., 1983.

20. Кругликов Г.И.. Симоиенко B.J.. Цырлин М.Д. Основы технического творчества. - М., Народное образование, 1996.

21. Кудрявцева Т.В. Психология технического мышления. - М., 1975.

22. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. - М., 1970.

23. Леви В. Нестандартный ребенок. - М., 1983.

24. Левин В.А. Воспитание творчеством. - М.: Знание, 1977.

25. Левин В.А Когда маленький школьник становится большим читателем. - М., 1994. 26 Лук А.Н Психология творчества. - М.. Наука, 1979.

27. Майданов Л.С. Процесс научного творчества. - М., 1983

28. Мюллер И. Эвристические методы в инженерных разработках (методы нужно проверять). -М., 1984.

29. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника / / Педагогика. - 1996. - №3

30. Неменский Б.У1. Мудрость красоты. - М., 1986.

31. Петрович Я., Цуриков В. Путь к изобретению. - М., 1986.

32. Полуянов Ю. Воображение и способности. - М.: Знание, 1982.

33. Пономарев Я.Л. Психология творчества. - М.: Педагогика, 1976.

34. Развитие творческой активности школьника / Под ред. A.M. Матюшина. - М.: Педагогика, 1991.

35. Разумовкский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. - М., 1975.

36. Родари Дж. Грамматика фантазии: введение в искусство придумывания историй. - М., 1978.

37. Сазонов Е.Ю. Город мастеров /V Педагогический поиск. - М.: Педагогика, 1987.

38. Саламатов Ю. Как стать изобретателем. - М.: Просвещение, 1990.

39. Селевко Г.К. Развивать интерес к рационализации и изобретательству // Вечерняя средняя школа. -1961. - №4.

40. Селевко Г.К. Творческие задания как метод обучения // Вечерняя средняя школа. -1962. - №2.

41. Селевко Г.К. формирование творческого мышления // Сборник тезисов на учно-практической конференции. - Омск, 1986.

42. Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. - М.: Знание, 1988.

43. Эсаулов А.Ф. Проблема решения задач в науке и технике. - Л., 1979.

11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)

Лучший подарок для будущего - прошлое.

Якиманская Ираида Сергеевна - доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории РАО.

В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое значение придается такому фактору развития, который в традиционной педагогике, а также в развивающих системах Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова почти не учитывался, игнорировался - субъектному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социо-культурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.

Субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).

Классификационная характеристика

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: прагматическая

По основному фактору развития: психогенная

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.

По ориентации на личностные структуры: информационно-операционная (ЗУН + СУД).

По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная. По типу управления познавательной деятельностью: система малых

групп.

По организационным формам: классно-урочная, индивидуально-дифференцированная.

По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая. По направлению модернизации: альтернативная. По категории обучающихся: массовая.

Акцент целей

• Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.

• Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребенка.

• Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

Гипотезы

• Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта.

• Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития.

• «Вектор развития» строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию.

• Ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.

Особенности содержания

Технология личностно ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.