Смекни!
smekni.com

Методические указания для курсового проектирования по дисциплине “ (стр. 3 из 18)

Контекстная диаграмма является верхним уровнем иерархии функци-ональной модели и представляет собой наиболее обобщенную схему функционирования предметной области.

Для декомпозиции функционального блока необходимо после его выделения щелкнуть ЛКМ по ярлыку в панели инструментов

. В появившемся диалоговом окне (рис. 4) следует выбрать методологию, в нотации которой будет выполняться его декомпозиция и количество блоков декомпозиции.

Рис. 4. Окно выбора методологий и количества блоков декомпозиции.

Щелкнув по клавише ОК, получают диаграмму декомпозиции первого уровня, которая содержит: выбранное выше количество блоков и ICOM-коды, то есть названия всех дуг контекстной модели. Необходимо дать названия блокам, подсоединить к ним по смыслу ICOM-объекты и построить требуемые соединительные (внутренние) дуги, присвоив им названия (рис. 5).

Если ICOM-объекты не используются на каком-либо уровне иерархии, то дуги, соединяющие эти объекты, можно поместить в туннель. Причем если в туннель помещен конец дуги (конец дуги помещается в квадратные скобки), то дуга и соответствующий ей ICOM-объект отсутствует на диаграмме-родителе. Если в туннель помещено начало дуги, то дуга и соответствующий ей ICOM-объект отсутствуют на диаграмме-потомке (дуга ВРАЧ на рис. 3).

Рис. 5. IDEF0-диаграмма второго уровня иерархии

Для того чтобы извлечь дугу из туннеля, необходимо курсор поместить между квадратных скобок, а затем вызвать щелчком ПКМ контекстное меню и выполнить команду Arrow Tunnel. В появившемся диалоговом окне извлечь дугу из туннеля.

Для перемещения объекта необходимо вначале его выделить, затем, при нажатой на нем ЛКМ, переместить указатель объекта, который при этом появится вместо курсора, в нужное место и отпустить ЛКМ.

При удалении объекта его необходимо выделить, а затем нажать на клавишу <Delete>.

Для редактирования графических параметров объекта его следует выделить. После этого установить указатель мыши на необходимый маленький квадратик и, удерживая ЛКМ, перемещать курсор до получения желае-мого графического состояния редактируемого объекта.

Для пропорционального изменения размеров функционального блока его следует потянуть за угловой квадратик.

У выделенного объекта можно изменять тип линий, толщину и цвет, а также его фон. Это делается с помощью верхней инструментальной панели стандартным для Windows-приложений способом.

Для редактирования имен объектов необходимо с ним совместить курсор, с помощью ПКМ вызвать контекстное меню и воспользоваться командой Name.

Для удаления какой-либо из диаграмм, ее необходимо открыть, выполнить команду Edit/Delete diagram и щелкнуть по кнопке Delete. Другой вариант удаления – выполнить команду Diagram / Diagram manager.

Для сохранения модели требуется выполнить команду File/Save. Если модель сохраняется впервые, то при выполнении этой команды откроется окно диалога Save Diagram As. В разделе “Имя файла” надо набрать на клавиатуре имя файла (рекомендуется давать имя файла латинскими буквами) и нажать <OK>.

Для создания в автоматическом режиме отчета по IDEF0-модели необходимо находиться на любой IDEF0-странице и выполнить команду Tools/Report. После этого открывается меню, в котором следует выбрать один из семи отчетов, а также тип, стиль и размер шрифта.

Рис. 6. Дерево узлов

Иерархия IDEF0-модели может быть представлена в виде дерева узлов. Для этого необходимо воспользоваться командой Node Tree diagrams в навигаторе, запускающей Мастер построения диаграммы (Node Tree Wizard), который позволяет задать необходимые опции для выбора нужного типа диаграммы.

3.2. Стоимостный анализ (Activity Based Costing, ABC)

BPwin предоставляет аналитику инструмент для оценки модели – сто-имостный анализ, основанный на работах (Activity Based Costing, ABC),с целью определить общую стоимость процесса. Стоимостный анализ основан на модели работ, потому что количественная оценка невозможна без детального понимания функциональности предприятия. Обычно ABC при-меняется для того, чтобы понять происхождение выходных затрат и облегчить выбор нужной модели работ при реорганизации деятельности пред-

приятия (Business Process Reengineering, BPR).

С помощью стоимостного анализа можно решить такие задачи, как определение действительной стоимости производства продукта, определение действительной стоимости поддержки клиента, идентификация работ, которые стоят больше всего (те, которые должны быть улучшены в первую очередь), обеспечение менеджеров финансовой мерой предлагаемых изменений и др.

Рис. 7. Настройка единиц измерения валюты и времени

При проведении стоимостного анализа в BPwin сначала задаются единицы измерения времени и денег. Для задания единиц измерения следует вызвать диалог Model Properties (меню Model/Model Properties), вкладка ABC Units (рис. 7).

Затем описываются центры затрат (cost centers). Для внесения центров затрат необходимо вызвать диалог Cost Center Dictionary (меню Dictionary / Cost Center (рис. 8). Каждому центру затрат следует дать подробное описание в окне Definition. Для отдельной модели задается один набор функциональных центров.

Для задания стоимости работы (для каждой работы на диаграмме декомпозиции нижнего уровня) следует щелкнуть ПКМ по работе и на всплывающем меню выбрать Costs (рис. 9). Во вкладке Costs диалога Activity Properties указывается частота проведения данной работы в рамках общего процесса (окно Frequency) и продолжительность (Duration). Затем следует выбрать в списке один из центров затрат и в окне Cost задать его стоимость. Аналогично назначаются суммы по каждому центру затрат, т.е. задается стоимость каждой работы по каждой статье расхода.

Рис. 8. Диалог Cost Center Dictionary

Общие затраты по работе рассчитываются как сумма по всем центрам затрат. При вычислении затрат вышестоящей (родительской) работы сначала вычисляется произведение затрат дочерней работы на частоту работы (число раз, которое работа выполняется в рамках проведения родительской работы), затем результаты складываются. Если во всех работах модели включен режим Compute from Decompositions (в окне Activity Properties), подобные вычисления автоматически проводятся по всей иерархии работ снизу вверх.

Рис. 9. Задание стоимости работ в диалоге Activity Cost

4. Построение ER-диаграммы

4.1. Общие сведения о методологии IDEF1X

Методология IDEF1X представляет собой семантическое моделирование данных и применяется для построения информационной модели в виде ER-диаграммы (рис. 10), которая представляет структуру информации, необходимой для поддержания функции производственной системы или среды.

Основными конструкциями ER-диаграммы являются:

1. Предметы (сущности), к которым относятся данные. Они изобража-ются блоками.

2. Отношения между этими предметами, которые изображаются с по-мощью линий, соединяющих эти блоки.

3. Характеристики этих предметов, изображаемые именами атрибутов внутри блоков.

Рис. 10. ER-диаграмма

Сущность представляет собой множество реальных или абстрактных предметов, обладающих общими атрибутами или характеристиками. Отдельные элементы этого множества называются экземпляром сущности. Объект (предмет) может быть представлен в нескольких сущностях. Кроме этого, экземпляр сущности может представлять собой комбинацию существующих объектов.

Сущность является независимой от идентификаторов, если каждый экземпляр сущности может быть однозначно идентифицирован без определения его отношения с другими сущностями.

Сущность является зависимой от идентификаторов, если однозначная идентификация сущности зависит от ее отношения к другим сущностям.

Независимая сущность рисуется прямоугольником. Зависимая сущность рисуется прямоугольником с закругленными углами.

Каждой сущности присваиваются уникальное имя, которое помещается над блоком.

Имя является грамматическим оборотом существительного в единственном числе (у существительного могут быть прилагательные и предлоги).

Сущность может иметь список синонимов и псевдонимов, и все они должны быть приведены в глоссарии модели.

Одна и та же сущность может быть изображена на любом числе диаграмм, но на каждой конкретной диаграмме она должна быть представлена только один раз.

Правила, связанные с сущностями:

1. Каждая сущность должна иметь уникальное имя.

2. Сущность обладает одним или несколькими атрибутами, которые либо принадлежат сущности, либо указываются через отношения (внешние ключи).

3. Сущность обладает одним или несколькими атрибутами, которые однозначно идентифицируют каждый экземпляр сущности (первичные и альтернативные ключи).

4. Каждая сущность может обладать любым количеством отношений с другими сущностями модели.

5. Если внешний ключ целиком используется в качестве первичного ключа или его части, то сущность является зависимой (от идентификатора), и наоборот, если используется только часть внешнего ключа или вообще не используются внешние ключи, то сущность является независимой от идентификатора.

Отношениe родитель-потомок – это связь между сущностями, при которой одна сущность, называемая родительской, и может быть связана с произвольным (в том числе и нулевым) количеством экземпляров второй сущности, называемой сущностью-потомком. Каждый экземпляр сущности-потомка связан в точности с одним экземпляром сущности-родителя. Таким образом, экземпляр сущности потомка может существовать только при наличии сущности-родителя.