Смекни!
smekni.com

МетодическИе Указания к практическим занятиям по курсу актуальные проблемы современной литературы для студентов специальности 030601 «Журналистика» (стр. 11 из 14)

Электронная библиотека портала КМ.РУ – http:// www.lib.km.ru

Электронная библиотека художественной литературы – http://www.e-kniga.ru

Русская виртуальная библиотека – http://www.rvb.ru

Также для подготовки к семинару рекомендуется обратиться к стихотворениям и поэтическим сборникам следующих авторов:

Быков Д. Стихи // http://mephisto.pisem.net/POEMS/Bykov/Poems/index.htm

http://grustno.hobby.ru

Девять измерений: Антология новейшей русской поэзии / Сост.: И. Кукулин. М.: НЛО, 2004.

Еременко А. Стихи // Знамя. 1992. № 1; Новые стихи // Знамя. 2005. № 1.

Добавление к сопромату. М., 1990; Горизонтальная страна. М.,1997.

Opus magnum. М., 2001.

Жданов И. Место земли. М.,1991; Неpазменное небо. М.,1990.

Фоторобот запретного мира. СПб., 1998.

Кальпиди В. Аутсайдеpы: проект книги стихов и поэтических текстов. Пеpмь, 1990.; Меpцание. Пеpмь,1995.

Кенжеев Б. Ангел от Иоанна. Стихи // Знамя. 2003. № 2;

Гроза над Средней Азией. Стихи // Знамя. 2004. № 4;

Новые стихи // Октябрь. 2004. № 3.

Кибиров Т. Стихи // Дружба народов. 1991. № 6; 1993. № 3; 1994. № 4.

Знамя. 1992. № 6; 1993. № 11; 1994. № 10; 1995. № 9; 2002. № 1.

Новый мир.1991. № 9;

Сантименты: Восемь книг. Белгоpод, 1994.

Шалтай-Болтай. Свободные стихи. М., 2002.

Красная книга маркизы: Венок на могилу всемирной литературы. М., 1995.

Некрасов Вс. Стихи из журнала. М., 1989; Из опубликованного (стихи) // Вестник новой литературы. 1990. Вып. 2; Справка. М., 1991.

Парщиков А. Фигуpы интуиции. М., 1989;

Выбpанное. М., 1996.

Пpигов Д.А. Каталог меpзостей. Рукописная книга. Москва, 1991.

Произведения // Театр. 1993. № 1,3.

Пятьдесят капелек крови: Сборник поэтических и графических работ. М., 1993;

Книга о счастье (в стихах и диалогах) // Знамя.1994. № 8.

Сборник предуведомлений к разнообразным вещам. М., 1996.

Рубинштейн Л. Из неизданного. Всюду жизнь. Сонет 66 // Литературное обозрение. 1989. №10.

Всё дальше и дальше. М.,1995;

Регулярное письмо. СПб., 1996.

«Я здесь» // Знамя. 1996. №6.

Русская поэзия на рубеже XX-XXI веков. Подборка материлов //НЛО.1995.№16.

Сапгир Г. Стихи // Новый мир.1992.№2.; Новый мир.1993. № 2.;

Дружба народов. 1994. № 9;

Летящий и спящий. М., 1997.

Седакова О. Стихи // Новый мир. 1990. №5.; Знамя. 1991. №6.; Знамя. 1992. №8.
Дружба народов. 1993. №11.; Знамя. 1996. №2.

Шварц Е. Дикопись последнего времени. СПб, 2001.[25]

Non dolet. Стихи // Знамя. 2001. № 8.

Кольцо Диоскуров. Стихи // Знамя. 2003. № 6.

Каждый доклад включает в себя следующие пункты:

1. Сведения о творческом пути автора; специфике поэтического объединения, к которому может быть причислен поэт, месте стихотворения в его творчестве.

2. Условия понимания и истолкования текста выбранного стихотворения (Какие моменты текста обращают на себя внимание? Каким образом они складываются в целостную содержательную картину?)

3. Образный строй, ведущее лирическое настроение произведения.

4. К классической или к авангардной эстетике тяготеет автор анализируемого стихотворения в понимании феномена человеческой личности? Каков масштаб изображения лирических состояний? С какими категориями (Эпоха / Природа / Бытие …) соотносится человек и его внутренний мир в изображении поэта?

5. К классической или авангардной эстетике тяготеет произведение по используемым поэтическим приемам?

Для подведения итогов работы на практических занятиях №19-20 к общему обсуждению предлагаются вопросы:

- Насколько меняется круг тем современной лирики сравнительно с эпохой 70-х гг. ХХ в. / с эпохой Серебряного века / с русской поэзией XIX века?

- Вырабатывает ли современная поэзия новые художественные приемы, изобразительно-выразительные средства – по сравнению с отечественной лирикой Серебряного века?

- Можно ли говорить о каких-либо преобладающих темах, жанрах, направлениях современной лирики?

- Каковы образы автора и предполагаемого читателя современной лирики?

- Каковы новые формы бытования лирики (по сравнению с эпохой Серебряного века) в современной культуре? Определяют ли они каким-то образом тематику, стилистику, формы общения поэта и читателя в современной поэзии?

Научно-критическая литература:

1. Бессонова М. Мифы русского авангарда в полемике поколений (От Малевича до Кабакова) // Вопросы искусствознания. 1993. № 1.

2. Генис А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени. – Таллин, 1996.

3. Иванова Н. Постсоветская литература в поисах новой идентичности // Знамя. 1996. № 4.

Лейдерман Н. Траектории экспериментирующей эпохи // Вопросы литературы. 2002. №4

Практическое занятие №21: Традиции русского классического театра и варианты их обновлений в современной драматургии (по пьесам Н. Садур / Н Коляды / Л. Петрушевской – произведения по выбору студентов).

1. Творческий путь, творческие интересы Н. Садур, особенности восприятия и оценки ее драматургии критикой, читательской, зрительской аудиторией.

Определите целевую аудиторию, тип ожидаемой зрительской реакции для драматургии Н. Садур (на примере пьесы «Нос»)

2. Проблематика пьесы, специфика характеров персонажей, обоснованность действия и тип его обоснованности (внешними обстоятельствами, внутренней логикой персонажей…), тональность, художественные итоги пьесы «Нос».

3. Реалистические и нереалистические начала в пьесе: в каких эпизодах имеет место каждое из этих начал, как сочетаются они между собой в художественном пространстве пьесы (образуют каждое отдельную сферу, продолжают друг друга…), какими отношениями связаны реалистические и нереалистические мотивы пьесы между собой (причинно-следственными, ассоциативными…), какова их художественная нагрузка в пьесе?

4. Символика жеста, звука, мизансцены, костюма в пьесе Н. Садур.

5. Какой драматургической традиции (традициям) следует Н. Садур? Как связана эстетика пьесы с ее художественным замыслом?

Научно-критическая литература

1. Пави П. Словарь театра. М., 1991.

2. Сальникова Е. Возвращение реальности // Современная драматургия. 1997.№ 4.

3. Громова М.И. Русская драма на современном этапе (80-90-е годы). М., 1994.

4. Громова М.И. Русская современная драматургия. М., 1999.

Практическое занятие №22: Жанр антиутопии в современной литературе: философская антиутопия как вариант жанра. Культура и Человек, Культура и История в художественном анализе Т.Толстой (роман «Кысь»).

1. Причины популярности жанра антиутопии в современной литературе; тематические разновидности жанра.

2. Город Федор-Кузьмичск как мир-слепок с тоталитарного государства: формы жизнеустройства и проявления власти в нем.

3. Население города как народ-слепок с жителей тоталитарного государства: система ценностей, формы быта, особенности мировоззрения.

Мысль Т. Толстой о парадоксальной приверженности людей к существованию в условиях тоталитаризма; сравните данный мотив романа с пафосом антиутопии 70-90-х гг. («Кролики и удавы» Ф. Искандера), с художественными итогами более поздних антиутопий.

4. Бенедикт как двойственный персонаж: черты «человека массы» и черты индивидуализма в его личности.

5. Сюжет о жажде чтения как событийная основа книги. Объясните парадоксальность ситуации: тяга к духовной жизни ведет к деградации героя (прокомментируйте этапы «падения» Бенедикта, характер восприятия им произведений художественной литературы, объяснение, данное ситуации резонером романа – Никитой Ивановичем).

6. Прокомментируйте художественные итоги романа: насколько, с точки зрения Т. Толстой искусство (художественная литература) может быть вместилищем нравственности и культурного потенциала нации? личности? При каких условиях она способна выполнять эту роль?

Научно-критическая литература

1. Генис А.: Рисунок на полях: Т. Толстая // Звезда. 1997. № 9.

2. Пискунова С., Пискунов Вл. Уроки Зазеркалья // Октябрь. 19888. № 8.

Практическое занятие №23: Исторический роман в современной литературе. Человек и История, Истинные и ложные ценности человеческого мира пред лицом истории (по роману Г. Владимова «Генерал и его армия».

1. Творческий путь Г. Владимова, место романа «Генерал и его армия» в творчестве писателя.

2. Роман Г. Владимова как повествование о «цене победы» (фактическая сторона II Мировой войны в художественном анализе писателя).

3. Советский Союз как страна парадокса в в художественном анализе Г. Владимова: необъяснимое в Большой политике и душе советского человека; носители повествовательной точки зрения в связи с этими мотивами, художественная нагрузка их выбора.

4. Традиции Л. Толстого (роман «Война и мир») в романе Г. Владимова: стилистика и проблематика повествования.

5. Феномены свободы и зависимости, их соотношение в частной и общественной жизни как центральные вопросы романа. Проанализируйте основные сюжетные линии текста (Кобрисова, Донского, Сиротина, Шестерикова, особистов) с точки зрения сочетания в них тяги к свободе и тяги к зависимости. Прокомментируйте характер итогового выбора каждого из героев.

Научно-критическая литература:

1. Архангельский А. Строгость и ясность // Новый мир. 1989.№ 7.

2. Аннинский Л. Рок. Судьба. Участь // Георгий Владимов. Генерал и его армия. Долог путь до Типперэри. М., 2006.

Практическое занятие №24: Психологическая проза в современной литературе: пути создания образа личности, традиционное и новое во взгляде на человека (по повести Л. Петрушевской «Время ночь»).

1. Творческий путь Л. Петрушевской. Место психологической прозы в ее творчестве: специфика проблематики, причины обращения к теме внутреннего «я» современника.

2. Сходство в тематике и композиции повести Л. Петрушевской «Время ночь» и «городской прозы» 70-90х гг. («Предварительные итоги» Ю. Трифонова).

3. Разница в пафосе и художественных итогах произведений Ю. Трифонова и Л. Петрушевской. «Время ночь» как повествование об искаженной жизни и искаженных человеческих отношениях; характер и причины, масштаб искажений в художественном анализе писателя.