Смекни!
smekni.com

«Понятие “обратная связь”. Игры, направленные на получение обратной связи» (стр. 2 из 3)

Что чувствовал человек, сидя на «стуле презентации»?

Трудно ли, будучи кинорежиссерам определить роль, наиболее подходящую для каждого человека?

В каких случаях это удавалось достаточно легко, почему?

Дискуссия в ролях друг друга

Обратную связь можно получать различными способами. Один из таких способов заключается в изображении своего партнера по группе в определенной ситуации. Участнику, исполняющему роль другого, необходимо отразить не только его манеру поведения и речи, характерные жесты и особенности мимики, но и – в той или иной степени – систему взглядов, ценностные установки, стиль мышления. Сделать это далеко не просто и удаётся далеко не всем и не всегда. Чрезвычайно важным увидеть со стороны свои даже чисто внешние поведенческие проявления. «Неужели я так делаю?» - часто недоумевает человек, наблюдая за тем, как партнер демонстрирует какое-нибудь его характерное движение или традиционные особенности. Получая подтверждение, участник открывает нечто новое в себе и обогащает представление о своем физическом Я.

Вариант I. Группа делится пополам. Одна половина образует внутренний круг участников дискуссии, другая внешний круг наблюдателей. Каждый из участников дискуссии вытягивает карточку с именем кого-то из членов группы, сидящих во внутреннем круге. В этом упражнении ведущему нужно проследить, чтобы никому не досталась карточка с собственным именем – в противном случае эффективность игры несколько снизится.

Каждый из наблюдателей получает задание следить за одним из участников дискуссии чтобы определить, чью роль тот играет .

Ведущий задает тему дискуссии, которая может касаться любого вопроса.

Дискуссия может продолжаться 5-10 минут. По её завершению слово предоставляется наблюдателям. Те высказывают своё предположение относительно роли своего подопечного. Прежде чем сам исполнитель опровергнет или подтвердит это мнение, другие члены группы, включая участников дискуссии, выдвигают свои предположения, обосновывая их. После того, как участники дискуссии раскроют, кого они изображали, обсуждается успешность и точность исполнения ролей.

Затем участники дискуссии становятся наблюдателями, а те, получив карточки, начинают новую дискуссию в ролях друг друга.

Вариант II. Участники дискуссии играют не роли друг друга, а роли наблюдателей. Те, в свою очередь, следят за всеми игроками, пытаясь найти «себя».

Рекламный ролик.

- Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть способы презентации того или иного товара. Поскольку все мы – потребители рекламных товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что мы здесь собрались для того, чтобы создать свой собственный рекламный ролик для какого-то товара. Наша задача – представить этот товар публике так чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Всё – как в обычной деятельности рекламной службы.

Но один маленький нюанс – объектом нашей рекламы будут являться… конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из нас вытянет карточку, на которой написано игровое имя каждого из участников группы. Может оказаться, что вам попадется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать лишь одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого либо товара или услуги. Подумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть, холодильником? Или загородным домиком? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом?

Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и истинные достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого ролика – не более 2-х минут. После этого группа должна будет угадать, кто из её членов был представлен в этой рекламе.

При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам.

Время на подготовку – 10 минут.

Упражнение, как обычно, завершается обсуждением и рефлексией собственных переживаний каждого из игроков по поводу переживаний каждого из игроков по поводу представления его в рекламном ролике.

Самосуд.

Название этой игры совсем не означает самочинной расправы с человеком, заподозренным в преступлении, без ведома властей. Ближе к истине буквальное истолкование этого слова – суд над самим собой. Участники группы (добровольцам) предлагается взвесить на символических весах правосудия свои достоинства и недостатки. Заранее готовятся карточки, на каждом из которых написано по одному личностному качеству – положительному или отрицательному (всего 25-30 карточек). На большом листе ватмана ведущий делает символическое изображение весов. На правую чашу весов игроку предлагается складывать свои достоинства, которые он, как ему кажется, сумел продемонстрировать в группе за время тренинга, на левую – свои отрицательные черты, которые тоже проявились на тренинге.

Карточки с качеством можно крепить к листу с помощью магнита, если рисунок помещается на металлической доске, или с помощь кусочков скотча. Удобно, когда карточками служат листочки, имеющие клейкую поверхность с одной стороны.

Процедура проведения такова: игроки выбирают поочередно карточки с положительными и отрицательными качествами, громко зачитывает надпись и крепит карточки к листу с изображением весов правосудия. Остальные участники по сигналу ведущего демонстрируют своё решение (согласны они с решением игрока или нет): рука с поднятым верх большим пальцем означает согласие, рука, опущенная вниз большим пальцем – отрицание. Выбранный заранее “судебный секретарь” ведет подсчет и фиксирование голосов “за” и ”против” каждого качества в специальном протоколе.

Ведущий предупреждает всех участников о необходимости в этом упражнении быть предельно искренними, отказаться от соблазна “поглаживаний” основного игрока. Если подчеркивать только его достоинства и “ в упор невидеть” недостатков, то упражнение теряет свой первоначальный смысл и превращается в экзотическую форму преподнесения комплементов. Вряд ли человек, отважившийся на “самосуд”, ожидает этого. Стоит впрямую спросить об этом самого игрока. Готов ли он получить правдивую картину мнений о его качествах? Способен ли принять искренние, хотя, возможно, и нелицеприятные обратные связи? Как правило, если уж человек решился на участие в этом упражнении, то для него важна честная оценка того, насколько он сам верно видит себя в группе.

Игрок, осуществляющий “самосуд” в праве остановить в любой момент, даже после первых двух карточек, и уступить своё место другому добровольцу. Когда желающих больше не будет (возможно, он окажется один, давить на участников ни в коем случае нельзя), игроки делятся своими чувствами.

Упражнение довольно жёсткое, но оно может дать очень многое основному участнику. В любом случае, решившись на “самосуд”, он уже совершил смелый поступок и потому – победитель. Даже если получил подтверждение проявлению им отрицательных качеств. Он “выстрадал истину” и достоин уважения. Ведущему есть смысл сказать об этом в конце обсуждения игры.

Страшноватый суд

Эта игра во многих чертах сходна с двумя предыдущими в основном за счет той же игровой формы – суда. Ну и, разумеется, за счет того, что относится к классу игр на получение обратной связи.

Не стоит проводить игры «Самосуд» и «Страшноватый суд» подряд. Лучше, если они пройдут в разные дни.

Тема суда является чрезвычайно благодатной на тренинговых занятиях, так как даёт возможность участникам давать обратную связь чуть в более широких границах, чем позволяет обычное требование безоценочности. Поскольку это тоже небольшое «нарушение безоценочности» происходит всё же в рамках увлекательных игровых процедур, то оно воспринимается участниками без особых болезненных эффектов. Игру «Страшноватый суд» можно проводить в нескольких вариантах.

Вариант I. Группой выбираются самые авторитетные участники для исполнения ролей Сатаны, Архангела и Бога. Именно они будут говорить о достоинствах и недостатках, сильных и слабых сторонах каждого. Остальные члены группы (только по желанию!) становятся «прибывшими душами», подлежащими оценке и суду (заметим, что этот эвфемизм «прибывшие души» предпочтительнее, чем «души умерших»). Задача Сатаны – как можно больше народу утащить к себе в ад, а задача Архангела – обеспечить населению райские кущи. То, насколько убедительнее их аргументы, и служит основанием для решения Господа. Для облегчения жизни участника, играющего роль Сатаны, которому всё время приходиться выискивать что-то негативное в других членах группы (это эмоционально нелегко), можно на каждой новой душе Сатане и Архангелу меняться ролями.

Вариант II. Все участники группы образуют четверки, в которых распределяют роли черта, ангела, Бога и «прибывшей души». Задачи и функции игроков такие же, как и раньше. Только после принятия решения о направлении «души» в рай или ад участники меняются, ролями. За 4 хода каждый игрок побывает в каждой роли.

Любой из описанных вариантов игры должен завершаться общегрупповым обсуждением.

Стул откровений