Смекни!
smekni.com

к ниму (стр. 2 из 5)

- Модели и муляжи

- Коллекции беспозвоночных, включая собрание раковин моллюсков

- Собрание построек животных (гнезда птиц и насекомых)

- Коллекция яиц птиц

- Следы жизнедеятельности животных (гипсовые отпечатки следов)

4. Наглядность экспонатов: точный отбор явлений и закономерностей и конструирование экспонатов в соответствии феноменологическим подходом, который рассматривает явления с точки зрения их возможностей отражать внутреннюю сущность, закономерность

5. Максимальная вариативность использования экспонатов с целью повышения дидактических возможностей экспозиции в применении к учебному процессу студентов различных курсов, изучающих различные дисциплины, а так же привлечения самых различных категорий других посетителей музея. Все это подразумевает не только возможность оперативной смены экспозиции, используя модульный подход, но обеспечение целого спектра возможностей работы с каждым экспонатом, разноуровневых вопросов и заданий, разных вариантов научной работы. Это означает фактически наличие целого пакета текстов-инструкций в дополнение к каждому разделу экспозиции, которые могли быть использованы в изучении зоологических и общебиологических дисциплин.

6. Комплексность деятельности музея: сочетание хранительской, образовательной, популяризаторской, методической, конструктивно-технологической, публицистической работы музея.

7. Доступность музея: большая часть его экспонатов, которые используются во время лабораторных работ студентов должны быть рассчитаны на длительное и, возможно, не слишком аккуратное обращение. Это в свою очередь подразумевает особые требования к хранительской работе, которая призвана обеспечить прочность и сохранность экспонатов (их «рукоупорности» (термин Перельмана).

8. Открытость: возможность посещения музея всеми желающими; доступность Интернет-ресурсов, аккумулирующих наработки музея в области проектирования экспонатов и музейного дела; активное участие в выставках и взаимодействие с родственными организациями и коллективами.

9. Популяризация достижений науки среди разновозрастных категорий посетителей– в этом и состоит одно из основных назначений музея.

10. Постоянное обновление экспозиции: регулярное добавление в нее новых экспонатов; расширение возможностей старых.

Функциональная модель развития музея

Использование теории музейной коммуникации в качестве основы для построения перспективной функциональной модели развития научно-учебного зоологического музея позволяет по-новому сформулировать концептуальную модель этого учреждения, определить в конечном итоге те целевые ориентиры, которыми музей мог бы руководствоваться в своем развитии.

Представление о научно-учебном зоологическом музее кафедры зоологии и экологии как о важном элементе коммуникационной инфраструктуры всего Московского педагогического государственного университета, являющегося лидером педвузов страны и университетом, включенном в систему инновационных институтов России может быть развернуто в виде следующей “идеальной” функциональной модели.

Учебно-научный зоологический музей - это:

1. Пространство коммуникации (благоустроенная, приспособленная для обслуживания как можно большего круга коммуникантов, оснащенная необходимыми материально-техническими средствами и профессиональным сервисом коммуникационная площадка)

2. Место встречи субъектов коммуникации (доступное: а) для тех, кто владеет информацией и заинтересован в ее распространении, и б) для тех, кто в этой информации нуждается). Реализация этого подхода возможна при существовании соответствующих кружков студентов и школьников (действуют на базе кафедры), проведение тематических семинаров с использованием материалов музея (проводятся и планируются), расширение экскурсионной база (проводятся мероприятия по оптимизации)

3. Коммуникационный узел (место приема, обработки, сортировки, хранения, и методического использования в научном и учебном процессе биологической информации)

4. Средство коммуникации (носитель специфической, основанной на предметном материале, универсальной знаковой системы, легко совместимой с большинством других знаковых систем)

5. Инструмент синтезирования на основе комплекса знаковых систем коммуникации (сочетание систем вербального, визуального, электронного и др. видов передачи информации) (планируется)

6. Особого рода канал коммуникации (система экспозиций и выставок, дополняемая другими каналами коммуникации (библиотека, конференции, лекции, клубные формы работы, каналы электронных коммуникаций) (планируется увязка всех этих элементов в единую систему, в настоящее время все эти формы работы существуют не взаимосвязано для экскурсионных групп, для студентов эта система коммуникации уже задействована и функционирует)

Приведенная «коммуникационная» модель позволяет более определенно очертить круг задач, которые в обозримом будущем предстоит научно-учебному зоологическому музею. Эти задачи имеют концептуальный характер и могут служить ориентирами для дальнейшей детализации концепции развития музея по основным направлениям его деятельности.

Общие задачи

1. Расширение временных и территориальных рамок коммуникационного пространства музея (может быть достигнуто за счет расширения экспозиционных площадей, что обеспечивается увеличением витринного фонда, а так же расширение уже существующей деятельности по использованию коллекций музея в работе спецкурсов, факультативов, кружков, проведение экскурсий и проработка возможностей проведения выездных лекций с демонстрацией части экспозиции).

2. Расширение состава субъектов коммуникации (может быть достигнуто за счет расширения экскурсионной и кружковой деятельности в рамках музея).

3. Расширение спектра видов средств коммуникации (в перспективе –увеличение доступности материалов музея для широкого круга посетителей за счет применения современных компютерных технологий) .

4. Техническое обустройство каналов коммуникации .

5. Организационная оптимизация процессов коммуникации.

Задачи по основным направлениям развития музея

1. Задачи в области комплектования и хранения фондов.

а) разработка системы постоянно пополнения фондов музея, обеспечивающей как пополнение классическими для зоологических музеев экспонатов, так и нетрадиционными (в том числе мультимедийными) разработками:

б) обеспечение условий для поддержания и совершенствования научнообоснованной системы хранения зоологических дериватов;

в) формирование современных коммуникативных возможностей на музейной площадке;

г) расширение спектра носителей информации (мультимедиа).

2 Задачи развития экспозиционно-выставочной деятельности.

а) определение основных субъектов научно-образовательного диалога, происходящего на площадке музея;

б) выявление их ценностных позиций и ориентаций (аксиологический аспект коммуникации);

в) формирование основных локусов научно-образовательного содержания;

г) формирование сбалансированной системы экспозиционной и неэкспозиционной коммуникации в музее, определение места и роли:

• стационарной экспозиции,

• временных выставок (собственных, привозных («гостевых»), передвижных, немузейных и т.д.),

• иных форм научно-образовательного взаимодействия - традиционных и нетрадиционных для музейного дела.

д) развитие инновационных методик экспозиционно-выставочной деятельности.

3. Задачи развития системы внешних связей (музей и его партнеры по научно-образовательной деятельности).

а) определение места и роли Музея в системе других музеев

б) фиксация необходимых связей Музея с другими музейными, образовательными и иными учреждениями, заинтересованными расширения или создания коммуникативных связей;

в) определение принципов взаимодействия Музея со средствами массовой информации;

д) привлечение к работе Музея добровольных помощников и энтузиастов.

4. Задачи оптимизации внутримузейной межпрофессиональной коммуникации (организационно-управленческий аспект).

а) расширение состава участников музейной деятельности;

б) оптимизация механизмов взаимодействия между ними;

в) определение новых принципов управления и регулирования межпрофессиональной коммуникации.

5. Задачи межинституциональной коммуникации.

Определение актуальных задач и принципов взаимодействия с другими учреждениями:

а) на местном уровне;

б) на региональном уровне;

в) на межрегиональном уровне;

г) на международном уровне.

Концепция развития системы экспозиций

Работа над экспозицией научно-учебного зоологического музея не сводится к модернизации существующей экспозиции. Речь идет о серьезной реорганизации экспозиционно-выставочной деятельности и всей системы музейной информационной коммуникации.

При создании концепции реорганизации экспозиции необходимо увязать между собой решение нескольких разнопорядковых задач.

1. Адаптация к экспозиционным нуждам аудиторных и рекреационных помещений.

2. Развитие разнонаправленного музея - одновременно научной и учебной направленности.

3. Учет и максимальное использование презентационной функции музея.

4. Создание экспозиции динамического характера, нацеленной на постепенное развертывание заложенных в ней принципов.

Разноплановость перечисленных задач закономерно подводит к мысли о создании многоуровневой экспозиции. Такая экспозиция оказывается не только мобильной, но и способной к саморазвитию.

Структура экспозиций музея предполагает их иерархию, взаимозависимость и четкое распределение функций. Отдельные экспозиции увязываются в единую систему коммуникации, обмениваются между собой информацией, расширяя и дополняя ее.