Смекни!
smekni.com

к ниму (стр. 3 из 5)

Наиболее выигрышным представляется создание нескольких экспозиционных уровней, рассчитанных на разную целевую аудиторию.

4. Центральная экспозиция (экспозиционное ядро), расположенное в рекреационной зоне кафедры зоологии и экологии.

5. Дидактические экспозиции, расположенные в учебных аудиториях

6. Динамическая экспозиция - выставки, развернутые в иных помещениях факультета, а в перспективе и института.

На первом этапе проектирования главными являются отношения центральной и специализированных экспозиций, наиболее ярко демонстрирующих различные формы организации музейно-коммуникативных процессов.

Центральная экспозиция является ядром всей музейной системы и призвана тем самым раскрыть основное содержание экспозиционного замысла. На выбор ее проблематики существенное влияние оказывает история формирования коллекций научно-учебного зоологического музея. Она строится вокруг смонтированных стационарно диорам, раскрывающих особенности зоогеографического деления Северной Евразии и является своеобразным и эмоциональным центром всей экспозиции, наиболее зрелищные экспонаты сконцентрированы именно в этой части музея. Она же и служит основной площадкой для проведения экскурсий со школьниками. В центральной экспозиции, кроме того отражены и основные дидактические разделы – систематический, экологический, эволюционный. Она служит своеобразных зрелищным дайджестом всего музея. Ознакомление с ней является минимально достаточным для того, что бы составить впечатление о музее в целом.

Дидактическая экспозиция, смонтированная в учебных аудиториях, служит, прежде всего, для обеспечения учебного процесса. Она разделена на экспозиции, отвечающие курсам лекций и семинарских занятий, преподаваемых на биолого-химическом факультете МПГУ. Это прежде всего зоология позвоночных и беспозвоночных (систематическая и морфологическая часть экспозиции), эволюционное учение (коллекции пород домашних животных, географических вариаций окраски, межвидовых гибридов и т.п.), экология. Целевой аудиторией этой части экспозиции являются студенты и преподаватели, использующие экспонаты во время учебных занятий. Ее развитие видится в расширении целевой аудитории и включении дидактической экспозиции в экскурсионный маршрут. Это возможно при условии придания экспозиции большей наглядности, что затруднено использованием музейных экспонатов в контрольных мероприятиях во время преподавания основных предметных курсов на факультете. Расширение возможностей дидактической экспозиции возможно при условии демонстрации ряда фондовых коллекций, как то коллекции влажных препаратов и остеологической коллекции.

Развитие динамической экспозиции пока происходит на стадии планирования. Естественно, что транспортировка крупногабаритных экспонатов за пределы музейной территории и монтирование экспозиций в других помещениях проблематично в условиях работы небольшого музея. Поэтому это направление музейной деятельности видится прежде всего в рамках создания передвижных тематических выставок, отражающих околонаучные коллекции. Это могут быть экспозиции различных знаков почтовой оплаты, с изображением животных, выставки специализированной литературы, произведений художников-анималистов сотрудничающих с музеем..

Каждая из составных частей экспозиции обладает определенной автономностью, но при этом она увязана в общий зоологический контекст всей музейно деятельности. Провозглашаемая автономность отделов, является дополнительным резервом углубления экспозиционной специализации. Отделы экспозиции содержательно интегрируются друг в друга в рамках единого подхода, определяемого нами как естественно-научный. Принятие такого подхода вводит нас в круг: а) общих научно-культурных воззрений на природу, б) универсалий науки с достаточно устойчивой семантикой. Они необычайно продуктивны с музейной точки зрения прежде всего потому, что изначально вырабатывались с целью классификации накопленных материалов. Кроме того, будучи нацелены на раскрытие механизмов научных процессов, они задают внутреннюю структуру экспозиционных разделов, одновременно, связывая их друг с другом.

Концепция развития внешних связей музея

Существовавшая ранее система внешних связей сформировалась в предшествующие десятилетия, когда музейные контакты развивались преимущественно в вертикальном направлении. Основными партнерами музея были «вышестоящие» организации, представленные Музеем истории МПГУ и административные учреждения МПГУ. Горизонтальные связи музея ограничивались контактами с городскими научыми учреждениями, прежде всего Зоомузеем МГУ.

Смысл предлагаемой нами перспективной модели развития общественных связей музея заключается в следующем. С одной стороны, она позволяет сформировать целостное представление о возможностях развития внешних связей научно-учебного зоологического музея. С другой стороны, определив составляющие элементы системы, направления и режимы ее функционирования, она обеспечивает необходимое структурирование общей картины. Новая модель развития системы внешних коммуникаций музея - это своеобразный инструментарий для выявления и привлечения к решению музейных проблем дополнительных ресурсов: интеллектуальных, информационных, организационных, финансовых и др.

Прежде всего необходимо сформулировать место вузовских музеев в общей системе современной музейной деятельности. Они изложены выше, но повторим основные положения. Основной особенностью университетского музея является его непохожесть на классические государственные музеи. Экспозиция представляет собой собрание законченных учебных пособий по определенной тематике на основе самых современных научных воззрений, отражают дискуссионные моменты альтернативных гипотез.Новая концепция образования в России уделяет важное внимание единой системе непрерывного образования, охватывающей все звенья этой системы — дошкольные и внешкольные учреждения, средние и высшие учебные заведения. Научно-учебные музеи играют особую роль в системе непрерывного и дополнительного образования для любых возрастных и профессиональных категорий посетителей. Они могут являться звеном, определяющим непрерывность образовательной системы. Таким образом, научно-учебные музеи находятся на стыке образовательного процесса, направленного на приобретение определенных профессиональных навыков студентами, научного процесса, где важнейшим является получение результатов определенных тематических исследований и культурологического, непосредственно музейного процесса, направленного на сохранение, систематизацию и экспонирование музейных ценностей.

Системообразующими элементами модели внешних связей научно-учебного зоологического музея являются государственные, общественные, частные институты, находящиеся с ним во взаимодействии. Основным режимом работы системы можно считать «партнерский». Партнерский режим работы предполагает наличие у музея и контактирующей с ним организации:

а) общей цели (отсюда возможность совместной целенаправленной деятельности в рамках двусторонних или многосторонних целевых, комплексных и т.п. программ и проектов);

б) общих проблем (отсюда возможность эпизодического или долговременного объединения усилий и ресурсов, направленных на преодоление этих проблем);

в) технологической зависимости, то есть невозможности осуществления функций одной организации без своевременного получения результатов деятельности другой (отсюда возможность кооперации);

г) обоюдной или односторонней заинтересованности в тех или иных взаимных услугах (отсюда возможность обмена, в том числе купли-продажи этих услуг).

Исходя из степени функциональной близости, первым системообразующим элементом модели внешних связей научно-учебного зоологического музея выступают другие музеи города. Это прежде всего Зоологический музей МГУ, Государственный Дарвинский музей, Тимирязевский музей, а так же другие в том числе и вузовские музеи соответствующей направленности (такие как вузовский музей Ветеринарной академии им. Скрябина). Режим партнерства, предполагающий совместные акции, распространяется на все существующие виды музейной деятельности, используя разнообразные варианты.

- Выставочное. Переживаемый сегодня значительной частью музеев период подъема выставочной деятельности вызван как сложностями, связанными с обновлением стационарной экспозиции, так и необходимостью решения проблемы привлечения посетителей. Актуальность этого направления для научно-учебного зоологического музея обусловлена прежде всего отсутствием собственных выставочных площадей. Предполагается развитие таких форм, как: совместные выставки, в т.ч., стационарные, и передвижные.

- Информационное. Значимость информационного обмена в современных условиях не нуждается в доказательстве. Развитие партнерства может выражаться в организации совместных конференций; взаимоучастии в конференциях, семинарах, лекциях, обсуждении работ друг друга, в работе Ученого и других советов; использование информационного потенциала других музеев для научной деятельности научно-учебного зоологического музея, создание единой компьютерной коммуникационной системы тематических музеев города как высший уровень информационного обмена.

- Экспертное. Актуальность этого направления обусловлена постепенной утратой в музейной среде профессиональных навыков работы с музейным предметом, извлечения содержащейся в нем информации. В этой области научно-учебный зоологический музей может проводить различные музейные экспертизы, благодаря своей структурной связи с одной из ведущих зоологических кафедр г. Москвы – кафедры зоологии и экологии биолого-химического факультета МПГУ..

Другой вариант моделирования партнерских отношений научно-учебного зоологического музея с музеями города может основываться на программном подходе, предполагающем набор дифференцированных программ для разных социальных групп. Тогда «музейные связи» встраиваются в каждую конкретную программу взаимодействия с другими учреждениями. Такая форма работы наиболее перспективна при взаимодействии со школьными музеями г. Москвы..