Смекни!
smekni.com

федеративное устройство россии (стр. 2 из 9)

Однако выде­ляется круг вопросов, которые не могут быть решены без участия центральной власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятель­ностью приобретают и определённую политическую самостоятельность, и это их отличает от административно-территориальных обра­зований унитарного государства. Федерации делятся на два вида: национально-государственные и административно-территориальные. В основе национально-государственной федерации лежат национальные факторы, и поэтому она имеет место в многонацио­нальном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государ­ственности и т. д., могут иметь место и культурные автономии. В основу административно-территориальной федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют историче­ские традиции, языковые, иные культурные факторы.

Наряду с вышеназванными основными формами государственного устройства (унитарной и федеративной) выделяют также и конфедеративную.

Конфедеративная форма государственного устройства – это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определённых целей (экономических, военных, полити­ческих, социальных и др.), позволяющая создать наиболее благо­приятные условия для деятельности этих государств. Эти цели мо­гут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении пре­следуют, прежде всего, экономические цели, причём эти цели отно­сятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного об­ращения и т. д. Конфедерация в отличие от федерации – это, как правило, союз государств, но вместе с тем представляющий некое государственное образование, объединение. Субъекты конфедерации являются полностью самостоятель­ными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их доброволь­ного объединения. Существует множество других форм территориального устройства страны (протекторат, уния, содружество, сообщество и др.), но они не столь распространены, как унитарная, федеративная и конфедеративная формы, поэтому мы не будем подробно рассматривать их в работе.

§ 2. Федерализм: появление, основные черты и признаки.

В течение многих веков история политической мысли концентрировалась на проблеме образования национального государства, которое было бы независимо от Римского Папы, порождало одну нацию и обеспечивало сильную центральную власть. На формирование национального государства в XVI –XVII века значительное влияние оказали три великих философа – Иоханнес Альтузиус, Боден и Томас Гоббс.[4] Боден, родившийся на 27 лет раньше Альтузиуса, был создателем идеала абсолютного и неделимого суверенитета. В рамках такой концепции не может быть законным никакое право меньшинства, никакое территориальное распределение полномочий или даже разделение власти.

Родоначальником учения о федерации считается Иоханнес Альтузиус (1561-1638), разработавший "федеральную теорию народного суверенитета" на основе принципа союза или согласия. Альтузиус одним из первых исследователей природы федерализма обозначил проблему сохранения отдельных социально-экономических и культурно-религиозных сообществ (как сегментов общего образования) в пределах целостного государства. Согласно этой теории федерация учреждалась в результате иерархического возвышения новообразованного союза над меньшими по размеру союзами – начиная с семьи вплоть до государства.[5] Первой федерацией традиционно считаются Соединенные Штаты Америки. Время образования – конец XVIII века. Тогда же появился и сам термин «федерализм».

Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. Входящие в состав федерации государственные образования называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенции. В состав современных федераций входит различное число субъектов: США – 50, Австралийского Союза – 6, Канады – 10, Австрии – 9, Бельгии – 3, ФРГ – 16, Швейцарии – 23, Пакистана – 4, ОАЭ – 7, Малайзии – 13, Нигерии – 21, Коморских островов – 3. Самое большое количество субъектов входит в состав Российской Федерации – 83.

Федеративные государства отличаются следующими признаками:

1. В федеративном государстве кроме общефедеральной конституции, как правило, субъекты федерации имеют свои конституции или иные акты, определяющие их статус.

2. Субъекты федерации наделяются правом принятия законов, которые действуют на его территории и должны соответствовать федеральному законодательству.

3. Субъекты федерации в ряде стран имеют свою правовую и судебную систему. Например, в 50 штатах США действует своя судебная система. В России действует единая правовая и судебная система.

4. Территория федеративного государства не составляет единого целого в политико-административном отношении. Она представляет собой совокупность территорий субъектов федерации и иногда территорий центрального подчинения.

5. В федеративных государствах характерно наличие двойного гражданства, которое закрепляется в конституциях. В некоторых федерациях (Индия, Малайзия) признают только союзное гражданство, так же как и в России.

6. Для большинства федераций характерна двухпалатная структура союзного парламента.

7. В зарубежных странах субъекты федерации не являются суверенными государствами. По конституциям республик, входящих в РФ, они провозглашаются суверенными и за некоторыми из них закреплено право свободного выхода из федерации.[6]

Несмотря на то, что на практике первые государственные образования по федералистскому способу стали образовываться лишь с конца XVIII века, эволюция идей, легших в основу понятия «федерализма», имеет достаточно солидную историю. Первоначальную основу идей федерализма составило осмысление взаимоотношения человека и государства, когда субъектом федералистских отношений выступает еще не территориальный элемент, а сам человек. Томас Гоббс делит историю государства на две стадии: первая – это естественное состояние («человек человеку волк», война всех против всех); вторая – стадия, когда реализуется золотое правило христианской этики: не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой. На этой стадии происходит самоограничение естественного человеческого эгоизма, возникает общественный договор и гражданское общество, в котором часть прав отчуждается в пользу верховной власти, а государство становится морально воспитующим фактором цивилизации.

Современные представления о федерализме включают в себя

следующие неотъемлемые черты:

1. Разделение властей по горизонтали на законодательную, исполнительную, судебную и по вертикали на федеративную и региональную. Разделение это не может быть одним на все времена и представляет собой процесс, то есть подвергается периодической корректировке в установленном законом порядке.

2. Наличие уровня местного самоуправления, без которого федерализм существовать не может. Естественно, что в основе всего лежат права человека, именно их обеспечение является той целью, ради которой существует федерализм, и тем фактором, который обеспечивает содержание и смысл федерализма.

3. Однородность субъектов федерации – среди них не могут одновременно находиться, например, республики и монархии. В то же время это не значит, что субъекты федерации абсолютно тождественны во всех отношениях. Они могут существенно различаться по территории, численности населения, уровню экономического развития и соответственно иметь, например, разное представительство в законодательной власти. Но юридически они всегда равнозначны. Обеспечение этой равнозначности есть особый предмет техники федерализма, что сопровождается непрерывным процессом преодоления асимметричности субъектов, свойственной в той или иной мере практически любой федерации.

4. Федерация только тогда стабильна, когда она демонстрирует свое преимущество по сравнению с независимым существованием ее субъектов. Для этого федерация должна достаточно интенсивно и динамично развиваться. Одним из направлений такого развития является регионализация, являющаяся непременным спутником и диалектическим дополнением федерализма. Возникновение регионов, объединяющих субъекты федерации по историческим, этническим, экономическим или геополитическим основаниям, представляет собой углубление принципа федерализма и позволяет применить его с наибольшей эффективностью, обеспечивая субъектам федерации наилучшие условия развития.[7]

Федерализм не является сугубо внутригосударственным явлением, он получает все большее распространение в межгосударственных отношениях. Классическим примером здесь может служить Организация Объединенных Наций. Сильны федералистские тенденции в современной Европе (Европейский союз, Совет Европы, возникновение единой валюты евро, шенгенские соглашения и др.) и в Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Широко используется принцип федерализма в развитии отношений между государствами на постсоветском пространстве. В условиях поляризации современного мира, ведущей к обострению международных отношений, компромиссность федерализма становится едва ли не единственным способом и условием предупреждения и смягчения противоречий и сохранения человечества. Федерализм становится ведущей тенденцией в развитии современной государственности и приобретает глобальный характер.[8]