Смекни!
smekni.com

Стоимостная безопасность предпринимательской деятельности (стр. 5 из 7)

Как именно?

Давайте разберёмся.

Международные стандарты оценки определяют рынок как систему, в которой товары и услуги переходят от продавцов к покупателям посредством механизма цен. Рынок – это не место, где расположены лотки с редиской или компьютеры в офисах.

Основа рынка, сама его суть – это сделка.

И чем более активно совершаются сделки (будь то с редиской или акциями предприятий), тем более развитым считается рынок. Нет сделок – нет рынка.

Другие критерии оценки рынка, пот мнению Автора, не существенны.

К концу 90-х годов в России стало почти нормой привлекать к участию в предполагаемой сделке оценщиков, которые должны обосновать стоимость конкретной сделки. В доброй половине оценок, которые проводил Автор, Предприниматель так или иначе пытался навязать свое мнение о стоимости. А так как оценочная деятельность достаточно конфиденциальна, то Автору что-то надо было решать по этому поводу самому. Надо было либо смириться с самим фактом порочности профессии, либо разобраться, а, разобравшись, Автор понял, что не следует спешить относить каждую оценку, перед которой Заказчик «рассуждал» о стоимости, к заказной, а такого рода «заказную» оценку к вселенской мерзости.

В научно-методической литературе по оценке Автор, за восемь полных лет работы, ответов на эти вопросы так и не встретил, поэтому пришлось находить ответ в собственной практике. А на практике Автору каждый раз ещё перед оценкой приходилось убеждать Предпринимателя (Заказчика), что оценщик – это его (Предпринимателя) помощник по вопросам стоимости оцениваемой собственности. Следовательно, уже из-за одного этого обстоятельства оценщик применит (обязан применить) весь свой профессиональный опыт, чтобы содействовать сделке. Но при этом Оценщик должен недвусмысленно заявить Предпринимателю, что ни при каких обстоятельствах не должны пострадать ни профессиональный, ни морально-нравственный имидж эксперта.

Эксперт-оценщик всем своим поведением должен показать, что он не на стороне Предпринимателя и не на стороне его контрагента по предполагаемой сделке, а что Оценщик на стороне самой сделки, то есть Предпринимательства, как инструмента, создающего всё сущее на этой земле.

Если же у оценщика хватило профессионализма рассмотреть в предполагаемой сделке, в которой он участвует как эксперт, некий не добрый умысел, но не хватает профессионализма «выправить» сделку, используя механизм независимого экспертного мнения о стоимости, то оценщику следует отказаться от такой оценки, благо, что международные стандарты оценки предоставляют достаточно формальных поводов для такого отказа.

Каждый профессиональный оценщик должен принять для себя за правило – ещё на этапе первичной беседы или во время опросов, уточняющих задание Предпринимателя на оценку, он непременно обязан уяснить для себя контуры имеющегося или предполагаемого предпринимательского механизма. Для себя Автор называет этот процесс – определение места возникновения ценности. А уяснив место и характер возникающей ценности, оценщику сложнее ошибиться в последующем при определении численного значения величины этой самой «оцениваемой ценности», будь то недвижимость, бизнес и, особенно, объекты интеллектуальной собственности.

Описанный выше «начальный этап» в работе оценщика является самым трудным и профессионально ответственным этапом во всей деятельности оценщика.

Именно этот этап, когда выясняется, что именно необходимо и наиболее целесообразно для предполагаемой сделки, – обывательски воспринимается за желание сделать со стороны Оценщика то, что хочет Предприниматель.

Уважаемый Читатель согласится, что «то, что хочет один из контрагентов» и «то, что нужно для сделки» – «совсем две разные вещи» – как сказали бы в Одессе.

Автор давно решил для себя эту проблему, считая, что основное предназначение оценочной практики – выполнять большой социальный заказ по приведению в соответствие реального уровня ценности имущества с ценами реальных сделок с этим имуществом. Это длительный и профессионально трудный процесс, так как от сделки к сделке Оценщику необходимо терпеливо и настойчиво «позиционировать» не столько себя, сколько саму профессию оценщика как, если не единственного, то основного «посредника» между реальным уровнем ценности имущества и ценами, по которым совершаются в итоге реальные сделки с этим имуществом.

Между этими двумя экономическими категориями – стоимость и цена проходит «надлежащая для рынка» профессиональная деятельность оценщика.

И именно между этими двумя экономическими категориями находится то, что включает (должно включать) в себя понятие профессиональная объективность оценщика собственности.

Практикующий оценщик должен постоянно расширять свой профессиональный диапазон, чтобы быть способным удовлетворять разного рода имущественные потребности рынка, оставаясь при этом высоким профессионалом, достойным уважения со стороны Рынка.

Грань, отделяющая высокопрофессиональную деятельность, направленную на обеспечение сделки, и деятельность по предоставлению Клиенту угодной стоимости, не отражающей уровня ценности имущества, очень размыта и спрятана у человека на уровне общей жизненной мотивации.

Выполнение оценщиком большого, социального заказа – безоговорочное благо.

Выполнение оценщиком мелочного заказа по манипулированию численным выражением ценности имущества – безоговорочное зло.

Даже в связи с вышеизложенным Автор никогда не спешил в своей оценочной практике быть Павликом Морозовым, считая, что как у каждого Предпринимателя, так и у каждого «купленного» им оценщика есть свой Бог и именно Он им будет судьёй, а не некий эксперт по вопросам стоимости.

Процесс совершенствования оценочной практики – постоянен и основывается на предпосылке о том, что квинтэссенцией рынка является Предприниматель (Управляющий). Всё в оценочной практике, что идёт вразрез с требованиями позитивной предпринимательской деятельности, не является надлежащей оценочной практикой. Всё, что нравственно для предпринимательской деятельности – нравственно и для оценочной деятельности.

И дай Бог Автору «до пенсии» выполнять этот большой социальный, рыночный заказ.

§ 3. Здравый смысл – самое краткое определение понятия оценка собственности:

Автор считает целесообразным тезисно рассмотреть ещё один важный для стоимостной безопасности аспект – здравый смысл.

Как стоимостная безопасность является инструментом информационно-экономической безопасности предпринимательской деятельности, так здравый смысл является инструментом стоимостной безопасности.

Здравый смысл является универсальным инструментом в подавляющем большинстве областей человеческой деятельности.

Необходимо всегда помнить, что, какие бы финансовые показатели не использовались для характеристики бизнеса, все они отражают практическую ситуацию, и для исследования и понимания этой практической ситуации требуется уникальное свойство, дарованное человеку природой, – здравый смысл.

Так, например, за отчетом о затратах стоит реальное производство товаров или услуг, предназначенных для продажи. Вот почему первый вопрос, который необходимо задать при изучении любого отчета о затратах, можно сформулировать так: «Имеет ли эта информация практический смысл?» То есть:

· Могло ли данное количество материалов пойти на производство этих товаров?

· Могло ли такое количество денег быть затрачено на рабочую силу при оказании этой услуги?

· Если показанные запасы товаров в магазине настолько велики, возможно ли было распродать оставшуюся часть за данный период?

· И так далее.

Оценщику, особенно призванному обеспечивать безопасность на своём небольшом, но чрезвычайно важном «участке фронта», всегда необходимо помнить о том, что подложная или ошибочная финансовая информация противоречить логике.

Причём не какой-то там логике «второго прядка», а обычной, бытовой логике.

Каждый, кто занимается финансовым анализом, всегда должен осознавать, что для оценки финансовых данных в первую очередь необходимо опираться на здравый смысл. Но далеко не всегда бухгалтер или эксперт по финансам обладает этим бесценным качеством. Чтобы в полной мере использовать здравый смысл для интерпретации информации, крайне важно привлекать к этому делу практиков.

Любой человек, занимающийся бизнесом и изучающий финансовую информацию, в первую очередь должен проверять её своим практическим опытом на соответствие действительности.


Здравый смысл всегда был и будет наиболее важным критерием оценки при интерпретации финансовых данных.

Всякий раз, когда информация отражена неправильно, независимо от того, результат ли это мошенничества, небрежности или чего-то ещё, ошибку всегда можно выявить, если обращать внимание на тот факт, что информация противоречит элементарной логике и здравому смыслу.

Можно даже сказать, что как менеджеры, так и оценщики, не имеющие финансовой или коммерческой жилки, представляют реальную опасность для предприятия, поскольку не умеют пользоваться здравым смыслом и не имеют никаких практических навыков. Они относятся к финансовой информации так, будто она является прерогативой исключительно финансовых экспертов, тогда как фактически финансовая информация составляет самую суть бизнеса. Она отражает деятельность предприятия, и ее истолкование и применение требуют от: