Смекни!
smekni.com

Меры уголовно-процессуального принуждения (стр. 4 из 7)

Размер залога определяется следователем и судом с учетом тяжести преступле­ния, личности обвиняемого, личности залогодателя и вероятности ненадлежащего поведения обвиняемого.

Сумма залога, как правило, не должна быть меньшей, чем причиненный пре­ступлением ущерб и сумма заявленного гражданского иска.

В законе говорится, что деньги и ценности вносятся в депозит суда (ст. 99 УПК). Думается, однако, что они должны вноситься в депозит того органа, который избрал меру пресечения. Это особенно справедливо в случаях, когда дело, не дойдя до суда, прекращается на предварительном следствии. Деньги может внести сам залогодатель. Ценности передаются на хранение в учреждения Центрального банка РФ. До­кумент о принятии ценностей приобщается к делу.

Закон установил, что залогодатель утрачивает залоговую массу (она обращается в доход государства) лишь при неявке обвиняемого по вызовам дознавателя, следователя, прокурора, суда. Необходимо установить, что залог должен предупреж­дать все виды ненадлежащего поведения обвиняемого, для предотвращения которо­го вводятся меры пресечения (ч. 1 ст. 89 УПК).

Процедура применения залога достаточно сложна, что служит одной из причин довольно редкого применения этой меры пресечения. Сначала надо собрать данные о личности залогодателя и характере его взаимоотношений с обвиняемым. Затем необходимо получить согласие обвиняемого и залогодателя на применение данной меры пресечения. После этого обвиняемый и залогодатель должны быть вызваны к дознавателю, следователю, в суд. Дознаватель или следователь должны вынести по становление об избрании в качестве меры пресечения залога, которое санкционируется прокурором. Суд об избрании этой меры пресечения выносит определение. В постановлении (определении) необходимо указать сумму залога, фамилию и другие-данные о личности залогодателя, а также изложить мотивы, которыми руководству­ется следователь или суд, избирая именно эту меру пресечения.

Как и при отобрании подписки о невыезде, а также применении поручительства обвиняемый должен дать следующие обязательства: 1) своевремен­но являться по вызовам; 2) сообщать о перемене места жительства или временном отъезде; 3) не скрываться от следствия и суда; 4) не препятствовать установлению истины; 5) не совершать новых преступлений; 6) не уклоняться от исполнения при­говора. Обвиняемый должен быть предупрежден, что в случае нарушения этих обя­зательств будет применена более строгая мера пресечения, а залог будет обращен в доход государства. Все изложенное, касающееся разъяснения сущности дела зало­годателю и получения у обвиняемого обязательств, должно фиксироваться в протоколе получения залога.

Обращение залога в доход государства в случае ненадлежащего поведения об­виняемого производится на основании определения суда, к подсудности которого относится данное уголовное дело (ст. 323 УПК).

Экономические и социальные преобразования в нашей стране обеспечили усиление материальных стимулов правомерного поведения, к которым относится и залог.

5. Наблюдение командования воинской части

Рассматриваемая мера пресечения может быть применена к лицам, проходя­щим службу по призыву, а именно: солдатам, сержантам и старшинам Вооружен­ных Сил, погранвойск, учреждений ФСБ, войск МВД. Под наблюдение командова­ния могут быть переданы военнообязанные, находящиеся на учебных сборах.

Наблюдать за военнослужащим можно, как правило, при условии, что он находится на казарменном положении. Однако в условиях военного времени, в боевой обстановке, при выполнении особых заданий офицеры и прапорщики могут быть в отдельных случаях переведены на казарменное положение. В такой ситуации при­менение наблюдения командования в отношении этих военнослужащих вполне оп­равданно.

Данная мера пресечения не может быть применена к рабочим и служащим Воо­руженных Сил, поскольку они не являются военнослужащими и не находятся на ка­зарменном положении.

Процедура избрания этой меры пресечения состоит в вынесении мотивирован­ного постановления (определения) с указанием в нем передаваемого под наблюде­ние лица и воинской части, где будет осуществляться наблюдение. Постановление военного следователя (определение военного суда) должно быть направлено или передано командиру соответствующей воинской части, о чем делается отметка на его первом экземпляре, приобщаемом к делу. Командиру части сообщается о сущ­ности дела, по которому избрана данная мера пресечения. Об установлении наблю­дения командир части письменно сообщает следователю или суду (ст. 100 УПК).

Лица, переданные под наблюдение командования, лишаются на это время права ношения оружия, не назначаются в караул и другие ответственные наряды, находятся под постоянным наблюдением своих начальников и лиц суточного наряда, не направляются на работы вне части в одиночном порядке, не увольняются из части, не отлучаются из подразделения без разрешения своих начальников.

6. Принудительное помещение лица

в медицинское учреждение

Необходимость стационарного психиатрического или иного медицинского об следования обвиняемого (подозреваемого) возникает в тех случаях, когда картина заболевания сложна и правильный диагноз может быть поставлен лишь при условии более или менее длительного пребывания обвиняемого (подозреваемого) под наблюдением врачей-экспертов. В зависимости от характера предполагаемого заболевания обвиняемый (подозреваемый) может быть помещен в психиатрическое или иное медицинское учреждение (больницу, клинику, госпиталь).

Вопрос о помещении обвиняемого (подозреваемого) на обследование в медицинское учреждение решается следователем одновременно с назначением экспертизы. Помещение указанных лиц в стационар без экспертизы или с последующим ее назначением не допускается.

Если обвиняемому (подозреваемому) избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то он может быть помещен лишь в такое медицинское учреждение, где есть необходимые условия для осуществления этой меры. Если же медицинское учреждение, в которое помещается обвиняемый (подозреваемый), не приспособлено для содержания арестованных, мера пресечения в виде заключения под стражу должна быть отменена или заменена другой.

Обвиняемые (подозреваемые) помещаются в психиатрические учреждения для определения их психического состояния, выявления душевных болезней, времен­ных расстройств психики и решения вопроса об их способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими, а также способности адекватно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

Человек может быть принудительно помещен в медицинское учреждение в уго­ловно-процессуальном порядке только после возбуждения уголовного дела и лишь теми должностными лицами и органами, которые управомочены на это законом. Такое правомочие имеют следователь (ст. 188 УПК), прокурор (п. «в» ст. 211 УПК), орган дознания по делам, по которым предварительное следствие необязательно (ч. 1 ст. 120 УПК).

Статья 188 УПК помещена в разделе о предварительном расследовании. Но из этого не следовало бы делать вывод, что суд лишен права помещать подсудимых в медицинские учреждения. Ведь суду предоставлено право назначать медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизу (ст. 288 УПК), а ее проведение в ряде слу­чаев было бы невозможно без помещения подсудимого в медицинское учреждение.

Помещение обвиняемого в психиатрическое учреждение недопустимо, если ему инкриминируется преступление, не наказуемое лишением свободы (по делам частного обвинения).

Постановление о назначении судебно-психиатрической экспертизы с направле­нием обвиняемого (подозреваемого) на стационарное обследование в психиатриче­ское учреждение санкционируется прокурором, если лицо, направляемое на экс­пертизу, до этого не содержалось под стражей в порядке меры пресечения. Санкция прокурора нужна и в отношении задержанных. Прокурор санкционирует не назна­чение экспертизы и не вопросы, поставленные перед экспертом, а сам принудитель­ный акт помещения обвиняемого (подозреваемого) в медицинское учреждение.

Помещение лица на экспертизу в психиатрическое учреждение — разновид­ность лишения свободы, приравниваемая к аресту (время пребывания лица в таком учреждении засчитывается в срок содержания под стражей). Поэтому данное про­цессуальное действие может быть проведено только по судебному решению, санк­ционирующему постановление дознавателя, следователя, прокурора о помещении лица в психиатрическое учреждение (ст. 22 Конституции РФ). Но в соответствии с п. 6 «Заключительных и переходных положений» Конституции РФ этот порядок не действует до принятия нового уголовно-процессуального законодательства, како­вым может быть не только кодекс, но и отдельный закон.

Сфера принуждения в уголовном процессе зависит и от установленного зако­ном круга лиц, которых можно помещать в медицинское учреждение. УПК относит к числу этих лиц обвиняемого. Если же имеются данные о психическом заболева­нии лица, препятствующем предъявлению обвинения, его не привлекают в качестве обвиняемого (ст. 404 УПК).

Но если все же лицо было привлечено в качестве обвиняемого и помещено в ме­дицинское учреждение, то обвинение может быть предъявлено не через двое суток (ст. 148 УПК), а значительно позже, после завершения стационарной экспертизы, если будет признано, что обвиняемый вменяем.

На стационарную судебно-психиатрическую экспертизу во многих случаях по­мещаются обвиняемые, заключенные под стражу в порядке меры пресечения. Эта мера в данном случае не отменяется и не изменяется. Однако следователь может и изменить меру пресечения при помещении лица в медицинское учреждение (осо­бая необходимость в этом возникает при помещении лиц в психиатрические учреж­дения, где нет условий для осуществления меры пресечения в виде заключения под стражу).