Смекни!
smekni.com

«детский сад №42 комбинированного вида» (стр. 5 из 6)

Различают следующие театрализованные игры: игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионеткам.


Глава 3 Практический опыт и рекомендации по вопросу работы с детьми с ОНР посредством театрализованной деятельности

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей с ОИР, посещающих специализированный детский сад, игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом.

Однако неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная память, слабость мотивации и контроля, трудности при ориентировке в пространстве, недостаточность движений, недостаточное развитие познавательной деятельности, нечеткая дефференцированноcть словаря, нарушение умственного строя речи, трудности усвоения логико-грамматических конструкций, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, несформированность эмоционально-волевой сферы, свойственные детям с нарушением речи. Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость; детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности. Все эти факторы должны учитываться при организации игр.

В систему коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо включать игры игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. И как показывает практическое наблюдение, особая роль принадлежит театрализованным играм.

Цель работы воспитателя с детьми с ОНР посредством театрализованной деятельности, прежде всего, заключается в том, чтобы сформировать качественную сторону речевой деятельности ребенка. Через театрализованную деятельность возможно:

1.Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения.

2.Автоматизацировать поставленные звуки в спонтанной речи, сформировать просодическую сторону речи (интонационная выразительность, плавность, темп, ритм).

3. Продолжать представление о воспитывать гуманные чувства. Формировать честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости, посредством многих специальных упражнений помочь детям снять напряженность, зажатость, помочь научиться владеть своим телом.

4.Создать творческую коммуникативную среду, в которой проявляется общественная сущность человека, формировать его эмоциональную и волевую культуры.

5.Показать детям, что театральный спектакль является моделью творческого общения, а само общение выступает как творчество.

Тематика театрализованных игр очень разнообразная, например: наш детский сад, семья; времена года; труд людей и т.д. При выборе игр необходимо руководствоваться рекомендациями программы коррекционно-развивающего обучения, предложенную учителем-логопедом, индивидуальными возможностями каждого ребенка, практической значимостью тематики для группы в целом.

В дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.

Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не, только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы ­ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру!

Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев. Младших дошкольников это привлекает прежде всего из-за возможности переодеться, а значит - измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Между тем музыкальный руководитель принес в группу новый сценарий спектакля. Круг замкнулся, и самостоятельной творческой театрализованной игре места в нем не осталось.

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки практико-ориентированной педагогической технологии.

Специальное обследование речи детей с ОНР, состояние общей и речевой моторики, дополненное данными психоневрологического осмотра, а так же длительное динамическое наблюдение позволяют выбрать результативные формы работы с детьми,

Наблюдение за детьми имеющими нарушения речи группы оздоровительной направленности Детского сада № 42 в течение нескольких лет и использование авторской технологии показали следующее:

-появление комплекса компонентов общепознавательного развития; желание воспринимать новую информацию, умение сравнивать, обобщать, умение планировать простейшую деятельность, адекватное отношение к неудачам, стремление преодолевать трудности, расширение кругозора;

- развитие личной моторики проявляется в умении детей выполнять задания все более возрастающей трудности в процессе театрализованной деятельности (кукловождение, пальчиковый театр, изготовление атрибутов);

-повышение адекватности невербальных решений; так если в начале работы дети реагируют только на персональное обращение, то впоследствии они хорошо понимают обращение ко всей группе, даже если они невербального плана;

- развитие речевой активности; к концу первого года обучения высказываются по собственной инициативе, демонстрируя высокую речевую активность, умение отвечать на вопросы, умение строить предложения, стремление к правильному произношению звуков, более высокое развитие фонематического слуха;

- формирование монологических умений; в начале работы с группой 30% детей дают односложные, несвязные ответы, 20% содержательные, но грамматически неоформленные высказывания с частыми повторами; в ходе работы по программе 73% детей приобретают способность к связному, развитому повествованию.

- повышение устойчивости внимания; выражается в устойчивом росте увлеченности детей театрализацией, которую они демонстрируют в ходе индивидуальных и групповых занятий;

- наличие благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в группе, что является одновременно и результатом работы и необходимым условием для позитивного развития ребенка; особенно показательным является здесь положительное, доверительное отношение детей к взрослым, которые находятся рядом, дружественные отношения детей друг к другу.

В театрализованных играх есть сюжетный замысел и ролевые действия.

Необходимо иметь ввиду, что дети сразу не могут в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимых в творческих играх. Воспитатель должен показать детям действия персонажей, имитируя ролевые движения. Дать детям почувствовать интонации построенные на контрастах. Особое внимание при этом уделять анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах, явлениях, их назначении, выявлению отличительных признаков предметов, которые «оживают» в театрализованных играх, различать их цвета, формы, величины. Постепенно творческая активность детей возрастает. В игровой форме необходимо уточнять с детьми определенные движения и положение органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука. В этом большую помощь оказывает музыкальный руководитель, где помощью логоритмики подбираются звуковые образы (звукоподражание) развиваем слуховое восприятие, темп, речевое дыхание. С помощью потешек, скороговорок, стихотворений уточняется звук в словах, фразах.

Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. При различном интонировании слов (громко, быстро, медленно, радостно, грустно) у детей развиваются мелодико-интонационная выразительность плавность речи.

Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах. Например, как разговаривают три медведя, как обращается к 12 месяцам падчерица и мачехина дочка. Упражнения проводили так: говорили за какой-нибудь персонаж (девочка, медведь), а дети угадывали сказку. Далее они сами с помощью интонации загадывали друг другу подобные загадки. В повседневной жизни, в общении, игре мы упражняли детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: «здравствуйте» (радостно, угрюмо, приветливо, доброжелательно, небрежно), «до свидания» (с сожалением, огорчением или надеждой на скорую встречу), «возьми» (небрежно, неохотно, приветливо, с желанием порадовать).