Смекни!
smekni.com

Общие положения о договоре поставки 5 (стр. 9 из 15)

При доказывании убытков имеют место случаи, когда следует доказать вину поставщика-изготовителя в дефектах поставленной продукции. Такие ситуации бывают при поставках особых, специфических товаров, например электронной продукции, поскольку вывести из строя ее можно неправильной эксплуатацией. В данном случае необходимо учитывать не только положения ч.1 ст.65 АПК РФ о том, что каждое лицо доказывает те обстоятельства, на которые ссылается, но и правила ст.476 ГК РФ, согласно которой обязанность доказывания тех или иных обстоятельств покупателем или поставщиком поставлена в зависимость от гарантийного срока на изделия. Суды данное обстоятельство не всегда учитывают[42].

В ряде случаев покупатель не доказывает вину поставщика в поставке некачественной продукции вследствие того, что не заявляет в процессе ходатайства о проведении экспертизы по качеству продукции.

Обращают внимание сложности, связанные с доказыванием упущенной выгоды. В соответствии с п.4 ст.393 ГК РФ при определении упущенной выгоды учитываются предпринятые для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления. По поводу упущенной выгоды в п.11 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ"[43] указывается, что размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено. В частности, по требованию о возмещении убытков в виде неполученного дохода, причиненных недопоставкой сырья или комплектующих изделий, размер такого дохода должен определяться исходя из цены реализации готовых товаров, предусмотренной договорами с покупателями этих товаров, за вычетом стоимости недопоставленного сырья и других затрат, связанных с производством. Однако существует и упрощенный характер доказывания упущенной выгоды, поскольку ее размер должен быть не меньше, чем доходы нарушителя, полученные в результате неисполнения обязательства (абз.2 п.2 ст.15 ГК РФ). Некоторые авторы указывают на неоправданность применения данной нормы к отношениям купли-продажи и поставки, а данную меру называют отдельной (специфической) карательной формой ответственности, которой больше присущи штрафные черты, нежели черты компенсационности[44].

Действительно, поставщик может не поставить покупателю продукцию, но продать ее другому хозяйствующему субъекту по более выгодной и высокой цене. При этом у покупателя может не возникнуть вообще никаких убытков (как реальных, так и неполученной прибыли). Ведь то, что нарушитель договора поставки получил определенные доходы, не означает автоматических потерь другой стороны. Однако установленная законодателем презумпция равенства упущенной выгоды по отношению к дополнительному доходу нарушителя, вызванному правонарушением, упрощает процедуру доказывания убытков, когда реальные убытки и неполученные доходы потерпевшему практически нельзя доказать. Под упущенной выгодой законодатель имел в виду потенциальные, возможные доходы потерпевшего. Кроме того, нельзя исключить и тот факт, что покупатель собирался перепродать поставленный ему товар по цене выше оговоренной, например по цене, по которой продал его поставщик-нарушитель другому покупателю[45].

Наконец, невзыскание такой упущенной выгоды может привести к тому, что нарушитель не только не будет наказан за правонарушение, но и получит прибыль, которую можно расценивать как неосновательное обогащение (ст.1102 ГК РФ). Поэтому общий вывод, который можно сделать из изложенного, состоит в целесообразности и необходимости применения такого упрощенного доказывания размера упущенной выгоды в отношениях поставки товаров исходя из презумпции ее равенства доходу нарушителя[46].


Глава 3. Заключение и прекращение договора поставки

3.1. Условия договора поставки

Договор поставки должен заключаться как сделка с участием юридического лица в простой письменной форме (ст. 161 ГК). В качестве формы договора может выступать документ, выражающий содержание договора и подписанный соответствующими лицами. Письменная форма и длительный порядок заключения договора предопределяют процедуру согласования разногласий при этом. Нужно также иметь в виду, что предложения каждой из сторон могут направляться другой в соответствии со ст. 434 ГК в виде писем, телеграмм, сообщений телетайпной, электронной или иной связи, позволяющих достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору[47].

На практике иногда возникают сложные ситуации в процессе заключения и исполнения договоров поставки в связи с тем, что участники гражданского оборота заключают договоры на основе так называемых прайс-листов. Арбитражная практика в этих случаях не признает прайс-листы публичной офертой, а заявку - акцептом, так как в прайс-листах нет существенных условий, в них лишь дается информация о товарах, предлагаемых к продаже. Из этих документов не усматривается воля поставщика заключить договор с любым заинтересованным лицом[48].

На этапе заключения договора и согласования разногласий работа юриста начинается с момента, когда у потенциального поставщика появляется конкретный покупатель и поставщик вступает в стадию предварительных переговоров. При этом, как справедливо подчеркивается в литературе, юрист должен решать вопросы выбора вида договора, формы его заключения, структуры договора, формирования конкретных условий договора, а также соотношения сроков поставки и оплаты, выбора эффективных средств обеспечения исполнения обязательств. Именно по этим направлениям целесообразно выдвигать и согласовывать разногласия между поставщиком и покупателем.

Поскольку ГК не содержит в себе каких-либо предписаний о структуре договора, на практике возник ряд сложностей, связанных со способом формирования условий договора. Для придания четкости и стройности договору поставки арбитражная практика предлагает примерные образцы, содержащие в себе как минимум следующие разделы: предмет договора, качество и комплектность товара, сроки и порядок поставки товара, цена и порядок расчетов за товар, тара и упаковка, имущественная ответственность и заключительные положения[49]. Эту структуру также можно принять за основу при формировании разногласий.

Статья 507 ГК РФ содержит в себе процедурные указания и предписание о сроках совершения определенных действий. Необходимость их установления вызвана тем, что договор поставки призван обслуживать значительную часть товарооборота, который, разумеется, нуждается прежде всего в стабильности и предсказуемости действий контрагентов. Поэтому для ответа на деловое предложение именно законом установлен единый для всех срок. По истечении этого срока для той стороны, которая не выполнила указанных в статье требований, могут наступить неблагоприятные последствия в виде обязанности возместить убытки своему контрагенту. Такие убытки, в частности, могут выразиться в изменении цен в сторону увеличения за время ведения переговоров. Убытками могут быть признаны расходы стороны, направившей извещение о согласии заключить договор с предложением о согласовании его условий, если они понесены в связи с подготовкой и организацией исполнения данного договора, предпринятыми по истечении 30-дневного срока со дня получения лицом, направившим оферту, акцепта на иных условиях[50].

Условия поставки, предусмотренные диспозитивными нормами § 3 гл. 30 ГК, если они иначе не определены в договоре, также становятся условиями договора и не нуждаются в воспроизведении в его тексте. Не нуждаются в воспроизведении в договоре и императивные нормы ГК.

Для договора поставки, особенно заключенного на длительный срок, важно четко определить количество и ассортимент подлежащих поставке товаров, их качество и комплектность, сроки и порядок поставки, цену и др.

Количество товаров, подлежащих передаче, как существенное условие договора определяется сторонами в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении. Вместе с тем стороны могут установить лишь порядок определения количества. Поэтому в договоре поставки, заключенном на год или на несколько лет, стороны могут указать объемы поставок (количество) на весь срок действия договора либо установить порядок определения количества товаров, подлежащих передаче в течение каждого года или даже полугодия, квартала[51].

Количество определяется в договоре поставки по каждому наименованию товара и по каждой позиции ассортимента с соблюдением правил, установленных ст. 455 ГК.

Ассортимент товаров хотя не отнесен ГК к существенным условиям договора поставки, имеет важное значение. Стороны определяют ассортимент с учетом правил, установленных ст. 467 ГК. Приоритет при определении ассортимента предоставлен заказу (предложению) покупателя. В соответствии с деловыми обыкновениями стороны указывают ассортимент, как правило, в спецификации. Деловой практике известны два способа определения ассортимента в годовых и долгосрочных договорах поставки. Стороны могут определить групповой ассортимент на год и установить при этом порядок и сроки согласования развернутого ассортимента в дальнейшем либо возможно установление соглашением сторон ассортимента товаров на весь срок действия договора с включением в него условий о порядке и сроках внесения изменений в согласованный ассортимент.