Смекни!
smekni.com

«Астер» (стр. 4 из 10)

Искомым свидетельством закономерности, отмеченного выше, быстрого взлета амплитудных значений ПСВ у пациентов рабочей группы является их детальная согласованность с изменениями во времени, как минимум, еще трех показателей, характеризующих успешность предпринятого лечения. Наиболее важной деталью в них является констатация заметно более легкого откашливания мокроты пациентами рабочей группы (в сравнении с контролем) как раз в те первые дни лечения (до 5го дня включительно), когда активно нарастали числовые значения ПСВ. Важность ее состоит в том, что в сочетании с несколько более выраженным кашлем на том же отрезке времени легкое отхождение мокроты создает предпосылку для реального снижения сопротивления движению воздуха в просвете бронхов. Тем самым создается физическая основа для субъективного ощущения более легкого дыхания между приступами БА, что и отмечали у себя пациенты рабочей группы, особенно настаивая на этом (в плане сравнения с контролем) тоже с первых дней лечения. Таким образом, на базе выявленных в детальном анализе подробностей, создается довольно цельная картина последовательности взаимообусловленных событий, позволяющих констатировать, что применение микроволнового излучения аппарата «Астер» параллельно с проведением стандартной лекарственной терапии обострений БА средней тяжести реально способствует существенному ускорению процесса восстановления функции бронхов. Причем, существенно более полное восстановление проходимости бронхов (судя по приросту ПСВ) происходит, как минимум, вдвое быстрее, чем в случаях применения стандартной терапии.

Определяющим условием для инициации реальной последовательности событий, меняющих исходное состояние дыхательной системы, является, очевидно, значительное облегчение отхождения мокроты, ощутимое буквально со второго дня применения микроволнового воздействия. Прямым следствием ее ускоренного отхаркивания за счет активизации кашля является существенное облегчение дыхания у пациентов рабочей группы, реальность которого, помимо субъективных отчетов, обобщенные результаты которых отражены на соответствующем рисунке, подтверждается еще двумя аргументами, практически свободными от субъективного компонента. Во-первых, - достоверно меньшей потребностью в применении бронхорасширяющих препаратов, а во-вторых,- быстрым и весьма значительным ростом амплитудных значений ПСВ, достигающих уровня условного статистического оптимума уже к концу первой недели лечения.

Детальный анализ данных, полученных в контроле, показывает, что первые признаки накопления положительных тенденций в изменении состояния дыхательной системы (в пределах перечня показателей, которые регистрировались в исследовании) появились у пациентов, получавших стандартное лечение, только на пятый день их пребывания в стационаре. То есть, к тому времени, когда у пациентов рабочей группы основные проблемы затруднений дыхания, вызванные очередным обострением БА, в основном, были решены. Из этого следует, что термин «потенцирующее действие», использованный для интерпретации существа феномена, за счет которого происходит повышение эффективности стандартного медикаментозного лечения при его сочетании с микроволновым нетепловым фактором, слишком узок для эквивалентного отражения его (т.е., феномена) реального содержания.

Дело в том, что идея усиления эффективности лекарственного воздействия, заложенная в этом термине, предусматривает в строгом его смысле [9], достижение более выраженного клинического результата на путях интенсификации практически той же совокупности регуляторных и метаболических процессов, развертыванием которой в целостном организме достигается, собственно, базовый результат. Иначе говоря, по внешней манифестации, потенцирование некоторым образом сопоставимо с увеличением дозировки тех же препаратов. Логично ожидать, что накопление различий между контролем и результатами наблюдений в рабочей группе, должно происходить при этом относительно монотонно, как следствие разного темпа изменения числовых значений попарно аналогичных показателей, характеризующих состояние дыхательной системы пациентов обеих групп.

Реально же, у пациентов, которые пользовались аппаратом «Астер», реабилитация системы дыхания, исходно стесненной обострением астматической симптоматики, происходила не с более высоким темпом (что отвечало бы сути потенцирования базовых механизмов), а с опережением во времени, как минимум, на 4 – 5 суток по отношению к манифестации первых признаков действенности медикаментозной терапии. Достижение такого рода эффектов фармакологическими средствами обычно реализуется не увеличением дозировок, а применением других лекарственных препаратов, с иной фармакокинетической схемой их метаболизма, то есть, за счет вовлечения в восстановительный процесс иных (или дополнительных) регуляторных механизмов. Из этого следует, что в действительности суммарный эффект применения микроволнового излучения аппарата «Астер» базируется на существенно более богатом по содержанию феномене, в сравнении с линейным потенцированием лечебного действия базовых лекарственных препаратов. Причем расширение лечебной эффективности за пределы феномена потенцирования происходит, очевидно, за счет вовлечения в восстановительный процесс тех естественных механизмов, которые составляют, вероятно, определенный регуляторный резерв организма, не достаточно активируемый или вовсе не активируемый лекарственным воздействием. Исходя из этого, есть основание полагать, что введение в повседневную клиническую практику комбинированного метода, сочетающего в себе стандартную терапию с применением аппарата «Астер» резонно осуществлять не по банальной схеме освоения дополнительного лечебного приема, а по специальной программе, нацеленной на разработку принципиально новой технологии лечения БА.

Принципиальная разница между совершенствованием стандартного метода посредством введения в его структуру дополнительного приема и разработкой новой технологии состоит в том, что в первом случае усилия нацелены на получение «более выраженного» клинического результата, а во втором – на то, чтобы конечный результат был «качественно лучшим», по существу. Ощутить глубину различий между этими, на первый взгляд, идентичными, по сути, устремлениями, можно, в частности, на примере результатов, полученных в данном исследовании. Анализируя, в целом, кривые, отображающие изменения разных показателей состояния дыхательной системы пациентов рабочей и контрольной групп, нетрудно заметить, что наиболее выраженные различия между ними имеют место, вплоть до 10 дня пребывания в стационаре, а к моменту окончания наблюдений, имеющимися различиями, по статистическим меркам, вполне допустимо пренебречь. Однако с учетом того, что пациенты рабочей группы, имея практически оптимальную проходимость бронхов (по данным ПСВ), 2/3 срока пребывания в стационаре почти не испытывали затруднений дыхания вне приступов БА и, кроме того, при более легком отхождении мокроты употребляли меньшее количество бронхолитиков, конечный результат их лечения обретают совершенно иную окраску. В частности, меньшая выраженность кашля, видится при этом, как закономерное следствие лучшего очищения бронхов от мокроты, которая в основной массе, при условии облегченного ее отхаркивания, была выведена в течение первых 5 дней лечения, за счет усиленного кашля. Равно также, относительно меньшее число дневных приступов болезни представляется вполне закономерным итогом довольно продолжительного поддержания бронхиального дерева в условиях удовлетворительной проходимости при отсутствии заметных затруднений свободного дыхания, что очевидно, тоже допустимо классифицировать, как «лучшее» состояние, в сравнении с состоянием дыхательной системы пациентов контрольной группы. Таким образом, по совокупности признаков, уместно констатировать, что за счет комбинирования стандартной медикаментозной терапии с применением аппарата «Астер» для лечения обострений БА в условиях стационара, были достигнуты лучшие результаты лечения в сравнении с результатами изолированного применения стандартной терапии.

С позиций здравого смысла, ориентир на получение лучшего, а не сильнее выраженного результата более адекватен задачам лечения любого заболевания вообще и хронических заболеваний, в особенности. В последние полтора десятка лет, по мере повышения во врачебной среде интереса к «качеству жизни» пациентов, как основному критерию эффективности лечения, эта позиция обретает черты новой медицинской парадигмы [8], в противовес прежним ориентирам на динамику отдельных показателей, характеризующих выраженность того или иного процесса из определенной совокупности событий, индуцированных лечебными мероприятиями. Однако для выработки суждений об эффективности лечения именно БА (за исключением ситуаций, безусловно требующих госпитализации), с учетом недостаточной изученности ее патогенеза и обширного многообразия его индивидуальных вариантов, альтернативы этому подходу, попросту, нет. В связи с этим, исследование возможности повысить качество лечения обострений БА в амбулаторных условиях за счет применения аппарата «Астер» изначально было спланировано таким образом, чтобы за относительно короткое время наблюдений у пациентов могла сформироваться вполне отчетливая и объективно мотивированная оценка динамики собственного состояния. Стержневыми аспектами этого плана были регулярные (с интервалом 2 недели) врачебные осмотры пациентов с одновременным заполнением ими АСТ тестов и анализ содержания дневников самоконтроля.