Смекни!
smekni.com

Механизмы совета Европы по защите прав человека (стр. 10 из 15)

В контексте рассматриваемой проблемы могут представлять интерес некоторые сентенции под заголовком «Темы дня»:

«Премьер-министр сообщила, что недавно читала Библию, возможно потому, что была уязвлена замечанием епископа Дарема, что ее политика «безнравственна». По-видимому, она пропустила полностью часть Нового завета, например следующие тексты:… (Я ссылаюсь только на место в Библии, где они могут быть обнаружены). Все эти тексты, помещенные в статье, на которые я ссылаюсь, противоположны по содержанию «созданию богатства, рассматриваемого в качестве христианской обязанности».

Как было упомянуто в «Гардиан», для миссис Тэтчер «Десять Заповедей и Нагорная Проповедь являются достойными уважения изречениями, но они в большей мере касаются не прав, а обязанностей».

Более позднее предложение бывшего британского премьер-министра было упомянуто в еженедельнике «Гардиан»13 под заголовком «Runnymede или Страсбург?». Соответствующий отрывок приводится ниже:

«Но с политической точки зрения к тому же она откровенно является интервенционистом. Во время переговоров на высшем уровне между Востоком и Западом с участием 35 государств, проводившихся этой осенью, она предлагает, чтобы была согласована новая Великая хартия вольностей, распространяющаяся на всех европейских граждан (в том числе граждан СССР), основные права которых мы на Западе считаем не требующими доказательств. Речь идет о свободе слова и мысли, вероисповедания, свободе участвовать в подлинно демократических выборах, владеть собственностью, поддерживать национальный статус и свободе от страха перед сверхмогущественным государством».

Автор этой статьи выдвигает практическое предложение: «Не заводить любовную интрижку» с Великой хартией вольностей. Вместо этого стремиться ввести страны Востока в защитные и обеспечиваемые правовой санкцией структуры Совета Европы, предоставив им доступ к европейской Комиссии по правам человека и суду в Страсбурге».

Такое предложение уже было сделано лордом Скармэном, бывшим лордом-судьей Апелляционного суда и председателем Юридической комиссии14. Еще в 1974 г. он предложил инкорпорацию Европейской конвенции по правам человека в английское право, а также дальнейшую конституционную реформу, направленную на создание процедуры судебного контроля, с тем чтобы «предоставить гражданину быстрый доступ в суды, наделенные полномочием применять и проводить в жизнь Конвенцию». Ныне он осознает, что «пришло время начать процесс конституционной реформы»15. Лорд Маккэй, лорд-канцлер, который, как указывается в интервью с Бернардом Левином, из «соображений справедливости» не будет поддерживать Билль о правах, заявил: «Вы вынуждены управлять существующей системой с тем грузом, который она несет с собой, в то время как производите изменения. Вы не можете позволить себе остановить все и построить совершенно новое, а затем, так сказать, перенести».

Не может быть никакого сомнения в том, что такая реформа олицетворяет прогресс, но, как уже было сказано, Европейская конвенция не упоминает об экономических и социальных правах человека.

Этот недостаток, относящийся к правам человека в экономических и социальных сферах, свойствен не только Соединенному Королевству; он обнаруживается также в других государствах – членах ЕС. Однако он в определенной степени исправлен Европейской социальной хартией, которая была ратифицирована подавляющим большинством государств – членов ЕС[11].

В Преамбуле к ЕСХ заявляется, что целями Совета Европы выступает «осуществление идеалов и принципов, которые являются… общим наследием (государств-членов), и содействие их экономическому и социальному прогрессу, в частности, путем обеспечения и дальнейшего развития прав человека и основных свобод». Основные экономические и социальные права – «социальные права» упомянуты в Преамбуле специально – должны быть рассмотрены как права человека. Далее, в ч. 1 настоящей Хартии устанавливаются общие принципы развития юридических прав трудящихся, которые правильно классифицируются как социальные права человека. Примерами служат: «право на труд», «право на справедливые условия труда», «право на справедливое вознаграждение», право «всех трудящихся и работодателей… на заключение коллективных договоров». Все эти права перечислены в качестве фактически юридико-политических обязательств подписавшихся государств. Следует также упомянуть дополнительный протокол к Европейской социальной хартии, и в частности п. 2 ч. 1, согласно которому «трудящиеся имеют право на то, чтобы их информировали и с ними консультировались в рамках предприятия».

Существуют разнообразные дополнительные доказательства, подтверждающие то, что основные экономические и социальные права, строго говоря, образуют часть общих прав человека. Так, во Введении к тексту»… Европейская социальная хартия и дополнительный протокол к ней», изданному Советом Европы (Страсбург, 1988), мы читаем: «Европейская социальная хартия является неотъемлемой частью Конвенции по правам человека в сфере экономических и социальных прав».

Кроме того, имея в виду содействие глобальному подходу к правам человека в Совете Европы, Генеральный секретарь Совета передал отдел по Европейской социальной хартии, преобразовав его в секцию, директорату по правам человека и, таким образом, объединил в едином директорате деятельность, относящуюся к гражданским, политическим и социально-экономическим правам. Данный подход вновь был подтвержден в документе Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в июне 1990 г., в котором наравне с гражданскими и политическими правами подчеркивалось первостепенное значение экономических, социальных и культурных прав.

Наконец, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г., согласованный в ООН (Прил. П.), может быть здесь упомянут. В ФРГ он вступил в, силу 3 января 1976 г.

Этот пакт налагает обязательства на государства, являющиеся его сторонами, но не предоставляет индивидуальным лицам права против государств. Экономические и социальные права, которые уместны в рассматриваемом контексте, упоминаются в ст. 6, 7, 8 и 9. В данных статьях стороны признают право на труд (ст. 6), право на справедливые и благоприятные условия труда (ст. 7), право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые (ст. 8, в которой упоминается право на забастовку, но не право на локаут) и право на социальное обеспечение (ст. 9). В ст. 3 стороны обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользоваться всеми экономическими, социальными и культурными правами, предусмотренными в настоящем пакте. Каждая сторона берет на себя обязательство принимать меры к тому, чтобы постепенно достичь полного осуществления этих признаваемых в пакте прав и гарантировать, что они будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации (п. 2 ст. 2).

Преамбула к пакту представляет специальный интерес для настоящего исследования. В п. 1 и 2 указывается, что равные и неотъемлемые права всех членов человеческой семьи вытекают из присущего человеческой личности достоинства и что признание человеческого достоинства и этих равных неотчуждаемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. П. 3 представляет экономические, социальные и культурные права наравне с гражданскими и политическими правами, подтверждая тем самым, что они рассматриваются как единое целое.

Исследовав мнения государств – членов ЕС в отношении основных политических обязательств, относящихся к правам человека, теперь следует обратиться к вопросам об экономических и социальных правах человека. Бывший президент Горбачев в своих беседах с бывшим президентом Рейганом сознательно настаивал на признании основных социальных прав. Как мы видели, общие права человека, включая экономические и социальные права, совершенно верно рассматриваются в качестве надлежащей основы исследования правового положения трудящегося. Для тех, кто поддерживает свободную рыночную экономику, этот исходный пункт должен быть очевиден, если они действительно исходят из модели социального философа Адама Смита, который в своей работе «Исследование о сущности и причинах богатства народов» предложил идею такой экономики. Модель Адама Смита фактически основывается на праве человека на свободу и равенство. Что касается правового положения трудящегося, для Смита само собой разумелось, что «продукт труда есть естественно заработанная рабочим награда за его труд», т.е. он является соответственной заработной платой в обмен на труд. К сожалению, «Хартия Сообщества об основных социальных правах трудящихся» не содержит ссылку на Европейскую социальную хартию Совета Европы, и в частности на Преамбулу, которая указывает на общие права человека и его социальные права как на политическую цель. При изучении исторического развития неизбежно возникает вопрос: почему в наши дни основные принципы, опираясь на которые Адам Смит развивал свою модель, до сих пор не изучены и не приняты во внимание в той мере, в какой они являются частью «европейской истории» и «общим наследием»?

Вопрос, поднятый этой Хартией, будет исследован в следующих главах, которые написаны исходя из условий ФРГ. Но с точки зрения рассматриваемых проблем они могут быть вполне отнесены к другим государствам – членам ЕС.

Главы 2, 3 и 4 были опубликованы в ФРГ в 1986, 1985 и 1988 гг. соответственно. Между тем в ЕС произошли изменения, которые отражены в гл. 1 и 5. Перемены, имевшие место в индивидуальных государствах-членах, не получили освещения в этих основных исследованиях. Самые последние события в восточноевропейских странах также не могли быть включены и получить детализированную оценку в гл. 5, поскольку не были доступны соответствующие материалы. Что касается конституций СССР и ГДР, может быть отчасти спорным положение о «смерти» коммунизма и социализма, провозглашаемое популярной в настоящее время пропагандой. Мои замечания здесь в отношении этих конституций восходят к общим корням коммунизма и социализма советского типа, который с практической точки зрения может быть и, как я полагаю, должен быть оспоримым. Но социализм и коммунизм останутся предметом обсуждений с точки зрения мировой политики.