Смекни!
smekni.com

История Ребольского погоста (XVI век – 1922 год) (стр. 19 из 35)

В итоге мы теряем неизвестно при каких обстоятельствах еще 326 человек.

Это составляет уже не менее 20% населения Ребольского погоста.

Но и это не все.

В 1883 году. По данным Черняковой, в Ребольском погосте проживало 1437 человек (без военных), в 1892-1525, в итоге население Ребольского погоста. По данным Черняковой, выросло в указанный период на 88 человек.

По нашим данным, за период с 1881-1892 год в Ребольском приходе родились 431 человек. Умерли –143 человека, и прирост составил 288 человек.[119] ..

То есть население Ребольского погоста в период с 1884 по 1892 гол выросло на 288 человек, и, соответственно, в 1884 году оно должно было ославлять 1250 человек, но за год до этого, если верить Чернаковой. Оно составляло 1437 человек.

За год население погоста вдруг неожиданно падает на 187 человек или на 14%.

В итоге. Если доверять Чернаковой, можно прийти к выводу. Что в ее период с 1850 по 1892 годы из Ребольского погоста исчезло неизвестно в каком направлении 653 человека или почти половина населения погоста. Здесь мы можем говорить либо о недостоверности данных Чернаковой, либо о недостоверности метрических книжн. как исторического источника.

Какова бы ни была погрешность метрических книг как исторического источника, как бы ни путались в них имена и возраста и даже населенные пункты, они не могут быть настолько неверны.

А данные Черняковой, которые даже не подтверждены конкретными ссылками на документы, вызывают все больше сомнений.

Погрешность в 653 человека – дело нешуточное, ибо 653 человека – это почти половина населения погоста на данный период, то есть население погоста должно было уже к этому времени составить не менее 2 тысяч человек и в обозримы исторический период, то есть еще до 1922 года, удвоится. Если не утроится за счет естественного прироста. Что сняло бы всякие вопросы о том, откуда взять демографические ресурсы на заселение и освоение территорий.

Естественно. Чтобы оправдать подобно несоответствие. Можно выдвинуть какие угодно доводы, вплоть до того, что ребольцы массово покидали свою родную землю и бежали в неизвестном направлении, но для этого периода. По нашему мнению, еще нельзя говорить о ребольском приходе.. тем более столь масштабном.

Еще один повод усомниться в данных Черняковой – сопоставить данные о численности населения Ребольского погоста в 1892 и 1905 годы.

В 1892 году население Ребольского погоста составило 1525 человек. К 1902 году оно. По нашим данным, выросло, до 1794 человек [120].

По данным «Списка населения мест Олонецкой губернии на 1905 год» (Петрозаводск: Олонецкая Губернсккая Типография,1907), населения Ребольского погоста составило на 1905 год. С учетом сявщенников, 2111 человек.

Имея данные о приросте населения за 1904 год [121]. мы приходим к тому, что население Ребольского погоста к 1903 году составило 2067 человек, а за два года до этого, по данным Черняковой, оно составляло 1794 человека.

Таким образом. Чернякову можно понять, что в период с 1902 по 1904 год население Ребольского погоста неожиданно выросло на 273 человека, что противоречит самому смыслу тех демографических тенденций, которые имели в место вот период времени в Ребольском погосте.

В итоге население Ребольского погоста выросло неожиданно более чем на 250 человек за два года.

Здесь мы сможем говорить о том. Что либо неверны данные «Списка населенных мест Олонецкой губернии», либо неверны данные Черняковой.

Здесь. Думается нам, ответ однозначен.

В итоге мы можем сделать на основании сопоставления этих данных выводы, а именно, что данные Черникой недостоверны, либо недостоверны в некоторых случаях.

Здесь можно допустить лишь достоверность данных 1879 и 19054 годов. Которые зеты из «Списка населенных мест Российской империи».

В таком случае те люди, которые «пропадают» между 1862-1878 годом, «появляются» в 1905 году.

Возможно и так. Это можно объяснить феноменом скрытого старообрядчества, которое могло существовать и заставлять скрываться часть людей. Но об этом у нас нет сколько-то определенных сведений, чтобы говорить что-то определенное.

В итоге мы можем сделать на основании этих сопоставлений определенные выводы, а именно. Что, вероятно, данные Черняковой недостоверны и занижают реальную численность населения Ребольского погоста на 200-250 человек, а такая страшная погрешность, как 653 человека. Кажется нам вовсе недопустимой и искажающей всякую историческую действительность.

Если же допустить достоверность данных Черняковой, то вырисовывается следующая картина.

В 1854-1855 годах в Ребольском погосте недосчитались 140 человек.

За период 1861-1878 годов погост теряет при непонятных обстоятельствах еще 326 человек.

В 1883-1884 годах население теряет еще 187 человек.

В итоге количество неучтенных потерянных людей составило 653 человека.

Даже с учетом отсутствия у нас некоторых метрических книг нельзя допустить столь огромное количество потерь.

При этом неким чудом выглядит этот демографический взрыв в 1902-1904 годах.

Можно допустить, что 273 человека, которые пополнили число ребольцев в названный период. Это те самые пропавшие в период 1882-1883 годов, но это кажется сказкой.

Поэтому мы не отказываемся от использования данных Черняковой в научных целях, но отказываем им в том доверии, какое они могли иметь в случае их полной достоверности.

НО в данной работе мы, за отсутствием собственных данных, привлекаем данные Черняковой для реконструкции основных качественных показателей демографических процессов, происходивших в Реболах в 1851-1861, 1884-1892, 1893—1901 годах.

В основу вычисления основных коэффициентов положены методики современной демографии, данные экстрактов метрических книг Ребольского погоста и данные Черняковой о численности населения Ребольского погоста.

Для 1851 -1861 годов для Ребольского погоста характеры низкий уровень рождаемости – 24,6 промилле, низкий уровень смертности -13,96 промилле, средне-низкий уровень приросте естественного населения – 10,7 промилле.

Уровень рождаемости и смертности довольно низки и, прямо сказать, очень нехарактерны для рассматриваемой эпохи.

В остальной Карелии в это время уровень рождаемости и смертности был в два раза выше.

За этот период в Ребольском погосте родилось 388 человек, умерло – 219, прирост населения составил 169 человек.

На 10 умерших в Ребольском погосте рождалось 18 человек.

Этот период характерен стагнацией и ниже среднего уровнем человекооборота – главный показатель репродуктивной активности человеческой популяции.

Для девятилетия 1884-1892 года характерно повышение репродуктивной активности населения.

В этот период рождаемость достигла уровня 38, 3 промилле, смертность составила 16.2 промилле. Естественный прирост более чем удвоился и составил 22, 1ромилле.

В этот период на 10 умиравших в Ребольском погосте рождалось 24 человека.

При этом в период с 1884-1888 годов рождаемость достигала 44,3 промилле. А смертность была равна 14,3, то есть в течение пяти лет рост населения ежегодно составлял в Ребольском погосте 3% в год, что было очень высокими темпами для того времени, естественно .было во многом нетипично, и, скорее всего, являлось исключением.

В следующие четыре года рождаемость падает до 31,6 промилле. Смертность вырастает до 18,5 и естественный прирост сокращается в 2,5 раза до 13, 1.

В этот период за девять лет в Ребольском погосте родилось 483 человека, умерло – 205 человек и естетственный прирост составил 278 человек.

Период 1893 -1901 годов характерен более низкой рождаемостью, более высокой смертностью.

Рождаемость в этот период составила 36,5 промилле, смертность – 17, 4 промилле, естественный прирост населения -19,1.

В период с 1905 по 1920 годы (без 1907, 1918 годов) в Ребольском погосте родилось 978 человек, умерло -559, прирост составил 419 человек.

В итоге население Ребольского погоста к 1921 году достигло не менее 2,5 – 2,7 тысяч человек.

Население погоста росло быстро и закономерно.

Не прервись это закономерное развитие к 1922 году. Неизвестно, какой численности достигли бы ребольцы.

Особый интерес представляет вопрос о брачности, ее тенденциях, вопрос о роли стереотипов предпочтительности при выборе спутника жизни в патриархальной аграрной среде, о формировании эндогамного брачного района и являлся ли таким брачным эндогамным районом Ребольский погост.

Особым вопросом является вопрос о том, насколько далеко проживали друг от друга невеста и жених до своего вступления в законный брак.

Этот вопрос напрямую связан с постановкой проблемы тенденций и внутренних закономерностей брачности как своеобразного социального процесса.

Нами сразу отметается тезис о том, что брак в патриархальной среде мог быть предметом случайности, как это есть теперь в современном нам социуме, где брак, как и процесс подбора партнера, является предметом скорее случайности и территориальной обусловленности, чем итогом целого комплекса социальных, территориальных, конфессиональных и этнических факторов, что и играло, в конце концов, в патриархальном обществе свою роль.

Мы утверждаем, что брак в изучаемой нами группе населения являлся результатом совпадения всех необходимых условий.

Для карела ребольца условиями заключения брака являлись принадлежность его партнера к православной конфессии, карельская этническая принадлежность и во многих случая знание семьи партнера.

Сельская группа, проживавшая на территории Ребольского погоста, была немногочисленной и сбитой и консолидированной вековыми связями группой, в которой каждая семья знал каждую семью. Эти семьи были объединены не только общностью местопроживания, аграрным трудом, торговой деятельностью. Но и сознанием общности своего происхождения от выходцев с перешейка, памятью об изгнании своего народа шведами и финнами – лютеранами с исторической земли,. Духовным основанием Ребольской земли был культ первоверховного апостола Петра. праздник во имя которого справляли каждый год в главном храме Ребольского погоста.