Смекни!
smekni.com

Программно целевое планирование в сфере культуры. Раздел (стр. 2 из 6)

Рис.1. ОБЩАЯ СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

1.3. Программно-целевое планирование в сфере культуры. Программно-целевое планирование в сфере культуры на протяжении последних десяти лет осуществлялось в форме федеральных целевых программ. Включенные в эти программы проекты и комплексы мероприятий направлялись системных проблем в области культурного развития России, связанных с созданием реальных условий для сохранения культурного наследия страны, развития традиционных художественных направлений и свободного художественного экспериментаторства, укрепления единого культурного пространства, внедрения новых технологий создания и распространения культурных благ, обеспечения доступности художественных ценностей для граждан и повышения уровня удовлетворения их духовных потребностей.

Определенный шаг на этом пути сделан и за первые три года реализации Федеральной целевой программы «Культура России (2001-2005 гг.)». В период 2001-2003 гг. общие ресурсы Федеральной целевой программы составили 8,8 млрд. руб. (без инвестиций). В том числе средства федерального бюджета - 6,7 млрд. руб., региональных бюджетов - 1,1 млрд. руб., и внебюджетных источников - 1,0 млрд. руб.

Финансовые ресурсы, направленные на сохранение культурного наследия, обеспечили возможность ежегодного проведения реставрационных, консервационных и противоаварийных работ более чем на 500-х объектах федерального значения. При этом в 2001-2003 гг. был завершен полный комплекс ремонтно-реставрационных работ на 29 объектах, среди которых: главный дом-дворец усадьбы Грибоедовых (Смоленская обл.), музей-заповедник М.Ю. Лермонтова (Ставропольский край), дом-усадьба Г.Р. Державина (С.-Петербург), Кавалерийские корпуса в музее-заповеднике «Царицыно» и другие объекты федерального значения. За счет средств ФЦП отреставрировано также свыше 1000 экспонатов из собраний 136 музеев России.

Наряду с культурным наследием большое место в Федеральной программе занимает поддержка искусства. Выделенные на эти цели средства создали дополнительные возможности для активизации культурного обмена и несколько повысили уровень доступности искусства для населения различных регионов страны. Только в 2003 году за счет средств ФЦП было проведено 39 выставочных мероприятий, 31 фестиваль народного творчества, 7 международных и всероссийских музыкальных конкурсов, 34 музыкальных и 24 театральных фестивалей. Большой резонанс и высокую общественную оценку получили «Пасхальный фестиваль», «Звезды белых ночей», международный Чеховский фестиваль в Москве, театральные фестивали «Золотая маска», «Балтийский дом», «Новая драма» и «театр NET », Московский кинофестиваль и кинофестиваль «Кинотавр». Восстановлены «Всероссийские филармонические сезоны», в рамках которых прошли 57 концертов в 23 городах России.

ФЦП стала существенным фактором возрождения отечественного кинематографа. За три года реализации этой федеральной программы на российских киностудиях созданы 114 игровых, 993 неигровых и 57 мультипликационных фильмов. Более 300 кинотеатров России оснащены современным кинопроекционным и звуковоспроизводящим оборудованием, в кинопрокате оказана поддержка 79 национальным фильмам. На международных фестивалях и в рамках проведения других зарубежных акций состоялось более 800 сеансов российских фильмов.

Ресурсы ФЦП обеспечили частичное преодоление существующего отставания музеев, библиотек и архивов России в использовании современных информационных технологий и создании электронных продуктов культуры. Дальнейшее развитие получила общероссийская информационно-библиотечная компьютерная сеть «Либнет». Создан национальный центр этой сети, база данных которого составляет более 4 млн. библиографических записей. В федеральных и центральных региональных библиотеках число автоматизированных рабочих мест возросло с 6,4 тыс. до 10,3 тыс. Более 90% этих библиотек имеют теперь доступ в Интернет. При публичных библиотеках организовано свыше 1200 центров правовой информации, услугами которых только в 2003 году воспользовались 2,5 млн. чел. Развивается сеть региональных и межрегиональных центров консервации документов, формируется система автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации. В центральную базу данных включено около 500 тыс. описаний фондов государственных и муниципальных архивов.

Принятые меры позволили приступить к формированию электронного государственного каталога «Музейный фонд Российской Федерации» и обеспечить ежегодное введение в него более 3,5 млн. записей, а также начать реализацию международного проекта «Собрания российских провинциальных музеев в мировых информационных сетях». В два раза возросло число музеев имеющих доступ в Интернет. Однако темпы и масштабы информатизации отрасли существенно отстают от требований времени.

Реализация федеральной подпрограммы «Поддержка полиграфии и книгоиздания в России» позволила только в 2003 г. поддержать издание 725 названий социально значимых книг, в том числе литература для детей и юношества, учебники для высших учебных заведений, книги к 200-летию Ф.Ю.Тютчева, издание к столетию со дня рождения М.А.Шолохова, литература к 60-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.

В рамках инвестиционной программы завершено строительство и введено в эксплуатацию 18 объектов, среди которых новое здание Большого театра, первая очередь Российской национальной библиотеки в С. Петербурге, объекты государственного музея-заповедника «Петергоф», фондохранилище Эрмитажа.

При этом практика формирования и реализации ФЦП свидетельствуют о необходимости внесения корректив в процесс ее построения. Отсутствие общего взгляда на культуру как на единый комплекс, мозаичность программных мероприятий и распыление программных ресурсов требуют изменения идеологии построения программы и определения ее структуры.

Приведенные итоги и практика реализации двух предыдущих Федеральных целевых программ в сфере культуры демонстрируют несомненное влияние ФЦП на культурную жизнь страны и дают основания для признания программно-целевого метода в качестве одного из наиболее значимых инструментов государственной культурной политики.

Раздел II

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ

ФЦП «КУЛЬТУРА РОССИИ (2006-2010 гг.)»

Концепция основывается на фундаментальном значении отечественной культуры в жизни народов Российской Федерации. Она рассматривает культуру не только как один из ключевых институтов общественного сознания, но и как систему ценностей, формирующих идентичность нации, единство российского государства, влияющую на все сферы гражданского бытия, как важную часть мирового культурного наследия и духовного потенциала.

2.1. Особенности ФЦП в период 2006-2010 гг. Развитие информационных потребностей и расширение информационного сектора экономики в условиях стандартизации и унификации политических, экономических и социальных институтов — генеральная линия эволюции современного общества и фоновая составляющая культурной деятельности в ближайшем и отдаленном будущем. Именно в данном контексте и в условиях двух цивилизационных трендов - глобализации и формирования информационного общества, разработана Концепция федеральной целевой программы «Культура России (2006-2010 гг.)».

Ее важнейшей особенностью является выраженная направленность на внедрение норм информационного общества — реформирование сферы культуры в направлении мировой тенденции информационного развития, связанного не только со структурными сдвигами в производстве и потреблении товаров и услуг, но и с соответствующими изменениями в стратегических установках общества в отношении повышения значимости интеллектуального труда, ценности образования и престижности культурного развития человека. Осуществление множества конкретных проектов, обеспечивающих развитие этих базовых институтов, а также трансплантацию других институциональных норм и форм деятельности организаций культуры в условиях глобализации - основная направленность ФЦП «Культура России (2006-2010 гг.)».

2.2. Принцип субсидиарности . Системообразующим критерием формирования ФЦП «Культура России (2006-2010 гг.)» является субсидиарный характер ее построения. В соответствии с ним и с учетом действующего законодательства о полномочиях субъектов Российской Федерации в состав целевых установок ФЦП включаются только те цели, которые не могут быть реализованы в рамках региональных целевых программ и текущей деятельности организаций культуры. При этом финансирование проектов ФЦП необходимо рассматривать лишь как дополнение к бюджетному финансированию текущей деятельности организаций культуры и обеспечению необходимыми финансовыми ресурсами деятельности федеральных органов культуры, направленной на решение конкретных задач культурной политики.

2.3. Системно-целевой принцип. Важнейшей особенностью Концепции является реализация системно-целевого принципа построения ФЦП, в соответствии с которым структура программы (перечень подпрограмм) определяется стратегическими целями и приоритетными направлениями развития культуры как единого комплекса. Разработка ФЦП на основе указанного принципа существенно отличает ее от предыдущих программ, построенных на основе функционально-отраслевого подхода.

Концепция устанавливает, что Федеральная целевая программа состоит из фиксированного числа подпрограмм, соответствующих приоритетным целям развития культуры, а каждая подпрограмма включает несколько разделов, соответствующих основным направлениям достижения указанных целей.