Смекни!
smekni.com

по истории отечественной культуры на тему: «павел михайлович третьяков» (стр. 6 из 7)

В 1893 году профессор Московского университета И.В.Цветаев обратился к Третьякову за материальной и моральной помощью в связи с созданием в Москве Музея изящных искусств. Благородное дело не могло оставить Павла Михайловича равнодушным. Павел Михайлович своим участием в новом полезном деле способствовал привлечению к нему других состоятельных дарителей, оказывая тем самым бесценную помощь.

В апреле 1898 года, когда образовался Комитет Музея изящных искусств, Иван Владимирович просит Третьякова вступить в его члены-учредители, но Третьяков отказывается «по расстроенному здоровью»[18]. Однако И.С.Ненарокомова[19] в своем исследовании считает, что Третьяков не захотел войти в состав Комитета, т.к. его возглавил генерал-губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович: именно из-за него в свое время Третьяков покинул Московское художественное общество, в работе которого принимал деятельное участие около тридцати лет.

2.6. Первый съезд художников и любителей художеств

Достойно нес Третьяков свою репутацию благородного человека и ведущего коллекционера. Он надеялся, что весь шум, вызванный передачей галереи городу, остался позади. Но в апреле 1893 года Московское Общество любителей художеств созвало экстренное заседание своих членов, на повестке дня которого стоял один вопрос – о достойном чествовании передачи картинной галереи Третьяковых Москве. Общество постановило: собрать Первый имени П.М.Третьякова съезд художников и любителей художеств и провести его в апреле 1894 года.

Художественная, научная, музыкальная, артистическая общественность – все занялись подготовкой Первого съезда художников и любителей искусств. Члены комитета – В.Е.Маковский, К.А.Савицкий, С.И.Мамонтов, В.Д.Поленов … - всего 15 человек, координировали работу. Им помогали специально приглашенные комитетом историк И.Е.Забелин, художники А.М.Васнецов, К.А.Коровин, Н.А.Касаткин, Л.О.Пастернак, В.А.Серов и другие. Профессор консерватории А.С.Аренский изъявил желание написать специально к съезду одноактную оперу из жизни Рафаэля и принять участие в организации музыкального раздела праздника. Все были увлечены предстоящим событием. Только главный виновник -–Павел Михайлович Третьяков – чувствовал себя крайне неуютно. Сознание того, что ему самому придется какое-то время быть в центре всеобщего внимания, делало его участие в работе форума невозможным.

Пока все вокруг готовились к съезду, Стасов решил сам публично отдать долг замечательному поступку Третьякову. Пламенный пропагандист реалистического искусства, он счет необходимым рассказать современникам о прекрасном жизненном подвиге коллекционера и о его великом даре. И в декабре 1893 года он напечатал в «Русской старине» большую статью «П.М.Третьяков и его картинная галерея». Горячо любивший собирателя Стасов и не предполагал, что его восторженная статья принесет Павлу Михайловичу «великое огорчение».

Приближался съезд, а Третьяков собрался в дорогу - быть центром внимания огромной аудитории было выше его сил. Повод отъезда – рассмотрение нового, выработанного, наконец, Устава Академии художеств в Петербурге и спасительные неотложные дела на костромской фабрике. Представительствовать от фамилии Третьяковых просил племянника – Николая Сергеевича.

Первый съезд русских художников и любителей художеств открылся 23 апреля 1894 года в аудитории Исторического музея. Помещение было набито битком. Как писали потом газеты, Третьяковские дни в Москве по удивительному единению духовных сил напоминали Пушкинские дни 1880 г. Городской голова К.В.Рукавишников сказал о том, что сама идея съезда связана со знаменательным событием для Москвы – устройством Городской художественной галереи имени братьев Третьяковых. Приветствия съезду сменялись одно другим. От Университетов выступали крупнейшие ученые: от Петербургского – Ф.Ф.Петрушевский, от Казанского – Д.В.Айналов, от Московского – И.В.Цветаев. Съезд работал девять дней. На заседаниях обсуждались проблемы истории искусства, эстетики, художественного образования, меры развития искусства в России, общие вопросы, касавшиеся жизни и творчества художников. Съезд действительно был большим национальным событием, серьезной, важной работой и радостным праздником русской интеллигенции.

Подводя итоги съезда, со словами благодарности к Третьякову выступил председательствующий К.М.Быковский. Он отметил, что «Павел Михайлович, объединив в картинах целую эпоху русского художественного творчества, подвинул русских художников в первому шагу единения».

Наверное, Павлу Михайловичу было приятно еще раз услышать, какой глубокой признательностью платили ему люди за то большое и нужное дело, которому он посвятил свою жизнь. Он трудился не ради почестей и наград, поэтому слова благодарности, звучавшие в его адрес на съезде, занимали его меньше, нежели хлопоты по галерее, по ее содержанию и дальнейшему пополнению.

Ежегоднов в августе Третьяков давал Думе скрупулезный письменный отчет о произведениях, пополнивших галерею. В него входили приобретения и дары от частных лиц, которых становилось все больше.. С 1892 по август 1895 года он купил для галереи (уже после передачи ее городу) и подарил ей из имевшихся в его доме множество картин старых и новых мастеров: «Слуга со штофом, считающий деньги» Тропинина, «Возвращение с сельской ярмарки» Корзухина, «Над вечный покоем»,«У омута» Левитана, «Осенний букет» Репина, «Мать и дочь» В.Маковского, «Сходка» (теперь картина называется «На миру») С.Коровина, подготовительные работы для росписи Владимирского собора в Киеве В.Васнецова, «Кама» А.Васнецова, исполненные В.А.Серовым по заказу собирателя портреты Н.С.Лескова и С.М.Третьякова, написанный по почину самого портретиста портрет И.И.Левитана – и многие другие произведения. В 1896 году Третьяков купил и в том же году подарил галерее акварель А.Н.Бенуа «Замок».

2.7. Собирание древнерусской иконописи. Последние годы жизни

П.П.Третьякова

В 1890-х годах Третьяков приступил к серьезному собиранию древнерусской иконописи, помещая ее пока в своих комнатах. Старое иконное письмо для широкой публики было тогда незнакомой страницей искусства. Художественный и научный анализ его еще не определился. И приходится удивляться, как удавалось Павлу Михайловичу выбирать яркие образцы древней иконописи. К концу жизни у собирателя насчитывалось 62 иконы. Одним из первых Третьяков сумел оценить значение русской иконы как памятника художественной культуры.

В сентябре 1896 года Третьяков составляет последнее свое завещание, в котором, наряду с другими указаниями, 100 тысяч рублей выделяет на ремонт галереи, 125 тысяч – на приобретение картин. Отдельным пунктом выделил необходимость передачи в галерею собрания древнерусской живописи, а также всех картин, которые будут находиться в его квартире или на выставке. Определил Павел Михайлович и деньги на стипендии в советы Московского университета, Московской консерватории, Московского коммерческого училища и других учебных заведений. Словом, сделал для людей и родной Москвы все, что мог. Завещание его было свидетельством удивительной доброты, справедливости, заботы о ближних и об общей пользе – всего того, что вкладывается в понятие гуманизма.

В апреле Павел Михайлович начал работы по новой пристройке галереи, которой суждено было стать последней. Сюда Третьяков наметил поместить коллекцию западной живописи, собранную Сергеем Михайловичем.

В марте супругу Павла Михайловича парализовало. За эти тревожные месяцы Павел Михайлович очень сдал и морально, и физически. Однако галерея оставалась главным в его жизни. Он задумал новую развеску картин, что считал чрезвычайно важным. Глубокая заинтересованность художников, их поддержка в тяжелый для Третьякова период очень помогали ему. Сочувствия по поводу болезни Веры Николаевны согревало. Но здоровье Павла Михайловича стало ухудшаться.

Он спешил. Спешил оставить галерею в полном порядке, развесив картины более удачно, более выигрышно, чем было прежде.

Посетителей становилось все больше. В 1887 году побывало 88217 человек. Каждый год, начиная с 1893, Третьяков переиздавал каталог коллекции, добавляя новые картины, расширяя публикуемые в нем сведения. В последние два года коллекционер радует публику приобретением множества новых картин, в основном молодых художников. В музее появляются «Март», «Осень», «Вид на Мон-Блан» Левитана, «Зимой в лесу» Переплетчикова, «Начало весны» Святославского, «Устный счет» Богданова-Бельского, «Крестьянская девушка» Малявина, «Среди учителей» Поленова, «Иван Грозный» В.Васнецова, «Весенний вечер» Жуковского, «Женский портрет» Серова, «Гонец» Рериха и другие работы. Неудержимо растет и количество даров: И.И.Шишкин дарит два рисунка Ф.Васильева, А.И.Сомов – два рисунка Венецианова, К.Коровин – акварельный эскиз Врубеля «Хождение по водам», Е.Н.Орлова – «Северную идиллию» К.Коровина, В.Васнецов – два картона с изображением «Святителей», Нестеров – цикл работ, посвященных Сергию Радонежскому.

Коллекционера многое огорчало в русском искусстве конца века: в целом процесс развития русской живописи вселял в него тревогу. Нельзя было не увидеть творческого кризиса старшего поколения передвижников. Тенденции творчества молодых и их эстетические идеалы еще не определились окончательно. Поэтому Третьякову в мае 1898 года меняет один из важнейших пунктов завещания: деньги, предназначенные прежде на пополнение коллекции, определил он теперь на ремонт и содержание галереи, в дополнение к уже завещанной на это дело сумме.