Смекни!
smekni.com

«Развитие методов формирования динамического контента в процессе обучения» (стр. 2 из 3)

Если рассматривать рынок бесплатных систем электронной поддержки обучения, то выбор однозначен. Поскольку у системы MOODLE больше 16 млн. пользователей (по данным официального сайта moodle.org) по всему миру. Ещё потому, что частично присутствует русская документация и осуществлён перевод большинства модулей на русский язык. А если к этому присовокупить большое (более 300) количество плагинов и надстроек над системой, то выбор можно считать однозначным. Именно к такому мнению склоняются и люди, проводившие более подробную аналитическую работу, к примеру портал webwise.ru, проведя анализ более десяти бесплатных систем электронного обучения, склонился именно к MOODLE[2].

Российским аналогом такого рода систем является продукт «1С:Школа». Но это сугубо коммерческий и закрытый проект, при этом он ориентирован на школьное образование, хотя сейчас компания 1С набирает сотрудников на должность «Руководитель направления по автоматизации вузов и колледжей».

3.2. Оценка применимости Flash-технологий в обучении

Программы просмотра фотографий или рисунков не могут сохранять результаты работы учащихся, как и Microsoft Word, Microsoft Powerpoint. Страницы на основе языка гипертекстовой разметки html не имеют возможность самостоятельно передавать мультимедийную информацию, т.к. для ее передачи требуется дополнительный модуль. Технологии программного пакета Toolbook практически не адаптированы к работе в Интернете, чтобы загрузить какой-либо учебный модуль, потребуется значительное количество времени. Программы на основе исполняемых модулей не удовлетворяют требованиям безопасности, т.к. могут содержать в себе вирусы или недоработки, которые могут явиться причиной критической ошибки операционной системы.

Flash-технология соответствует вышеперечисленным требованиям. При помощи данной технологии можно создавать и опубликовывать в Интернете различные статьи, создавать цветные векторные изображения, вставлять различные растровые изображения (например, рисунки или фотографии). Так же возможно создание векторной анимации, которая показывала бы принцип работы или же наглядно представляла бы какой-либо процесс в динамике. Помимо всего вышеперечисленного, существует возможность вставки во flash-ролик растровой анимации, например, видеофильма. Так же можно вставить звуковые эффекты и фоновую музыку, которая, безусловно, способствует восприятию информации и создает особую атмосферу, эффективно помогает познавательному процессу. Одна из наиболее интересных возможностей flash-технологий – это создание интерактивной модели, где учащийся может сам влиять на происходящие события, что еще более втягивает его в предмет изучения, превращает его из стороннего наблюдателя в действующее лицо системы и переводит его с уровня получения новых знаний на уровень профессионального понимания и приобретения начальных навыков и умений.

В настоящее время Flash-технологии развиваются в сторону интерактивности и создания\поддержки динамического контента. Связь Flash-продуктов с XML-данными открывает новые горизонты для разработчиков интерактивных пособий, курсов, тестов, лекций. В продукты компании Adobe, к примеру, интегрирован экспорт в международный сертифицированный формат пакетов SCORM, который поддерживается большинством систем поддержки обучения. Таким образом, из мультимедийных Flash-приложений можно получить весьма показательные клиент-серверные приложения. На данный момент этот сегмент рынка (применение связки flash+xml в качестве клиент-серверной структуры) открыт, и лишь немногие компании занимаются разработкой такого рода проектов.

Многие фирмы, так же, занимаются разработкой приложений, разработанных в программной среде Adobe Director. Данные приложения основаны на языке lingo, который имеет достаточно большие возможности по связыванию информации в клиент-серверных приложениях. Так же, в этой среде разработки производят разного рода DVD-пособия.

3.3. Оценка применения интерактивных DVD-пособий

Особенностью подхода является полное использование возможностей, заложенных в спецификацию применяемого формата представления данных, что позволяет обеспечить высокий уровень интерактивности в сочетании с минимальной стоимостью оборудования и предельно высокой пропускной способностью медиа-носителя (возможностью использовать видео высокого разрешения, многоканального звука и прочие «тяжелые» элементы).

Существует достаточно много интерактивных обучающих курсов, как правило, ла-бораторные работы, или различные виды материалов для дистанционного обучения. Особенностью данной работы является то, что подготовленный материал предназначается для очного образования и для потоковых лекций. Конечный продукт данной работы –DVD диск, который служит как вспомогательный материал для проведения лекций, но никак самостоятельный обучающий курс. Данный продукт повышает интерес студентов к читаемой дисциплине и повышает качество образовательного процесса.

В настоящее время, этот сегмент рынка электронной поддержки обучения широко представлен в виде обучающих программ, которые единовременно были записаны на диск. При таком подходе пользователь наблюдает всего лишь большой объём неизменного контента. Применение web-технологий в приложениях такого рода редко используется производителями продукции.

3.4. Общая оценка трудозатрат

В таблице 1 все вышеприведенные элементы ранжированы по убыванию процентной доли трудозатрат на создание конкретного компонента от общего количества единиц времени и труда, необходимых специалистам для обработки готового контента с целью обеспечения 1 часа обучения в режиме онлайн.

Таблица 1.

Медиа-компоненты

Трудозатраты, %

Видео, Flash-симуляции, Flash-тренажеры

36

Презентации, анимация (озвученные)

27

Презентации, анимация

18

Схемы, графики, рисунки

10

Тесты для самопроверки

7

Текст

2

Однако не все медиа-компоненты необходимо использовать в электронных курсах для каждой целевой группы. В таблице 2 приведена оценка целесообразности применения тех или иных элементов для разных возрастных групп, полученная в ходе исследований, проводившихся нами в процессе работы Центра проектирования контента МЭСИ (по шкале от 1 до 3 баллов).

Таблица 2.

Группы пользователей Школьники Студенты Взрослые слушатели
Медиа-компоненты
Видео

3

2

1

Flash-симуляции, Flash-тренажеры

1

2

3

Презентации, анимация

2

2

3

Схемы, графики, рисунки

3

3

2

Тесты для самопроверки

1

2

3

Из данных таблицы 2 можно сделать вывод, что наиболее требовательными к наличию медиа-компонентов являются взрослые слушатели, однако курс для них будет более дорогим, чем для школьников или студентов.[3]

Специфика моей же работы несколько отличается от сугубо-онлайн обучения. Затраты на создание контента снижаются, как и доля разного рода контента в образовательном процессе в общем, поскольку материалы, созданные при помощи различных технологий, подаются не сами по себе, а как дополнение к текущему процессу обучения. Таким образом, акценты на применение различных технологий смещаются, при этом огромную роль будет играть фактор динамичности или модифицируемости этих материалов.

4. Подходы и методы, с помощью которых предполагается решение научной задачи

4.1. Системы поддержки обучения

В первую очередь, стоит сказать о подходах, реализованных именно внутри кафедры информационно-коммуникационных технологий МИЭМ.

В сфере систем поддержки обучения была внедрена LMS MOODLE. В данный момент система проходит стадию апробации. Текущая версия системы используется для создания электронных курсов поддержки обучения. В этой системе курс рассматривается не столько, как элемент контроля за успеваемостью (хотя, безусловно, он несёт и такую функцию), сколько как элемент накопления и организации информации. Такая методика однозначно может помочь в процессе оказания поддержки обучения и сделает знания и информацию по различным курсам более доступной и структурированной, что облегчит труд, как преподавателям, так и студентам, которые будут иметь простой и естественный доступ к необходимому объёму информации.

MOODLE распространяется бесплатно в качестве программного обеспечения с открытым кодом (Open Source) под лицензией GNU General Public License. MOODLE может быть установлен на любом компьютере, поддерживающем PHP, а также базы данных типа SQL (например, MySQL). Он может быть запущен на операционных системах Windows или Mac и многих разновидностях Linux.

По уровню предоставляемых возможностей MOODLE выдерживает сравнение с известными коммерческими LMS, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде - это дает возможность «заточить» систему под особенности конкретного образовательного проекта, а при необходимости и встроить в нее новые модули.

MOODLE ориентирована на коллаборативные технологии обучения - позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями.