Смекни!
smekni.com

Наследование по законодательству РФ (стр. 5 из 13)

Бывший супруг права на наследство не имеет, он утрачивает его с момента расторжения брака. Возможны ситуации, когда один из суп­ругов вступает во второй брак, не расторгнув первый, и после его смерти обе супруги обращаются за получением свидетельства о праве на наследство. В таких случаях нотариус не должен решать, какой из двух браков является действительным, поскольку разрешение этого вопроса относится к компетенции суда. Отмечены случаи, когда после смерти бывшего мужа бывшая жена обращается с жалобой в надзор­ные органы с просьбой отменить судебное решение о расторжении брака на основании того, что в ходе процесса были допущены грубые процессуальные нарушения. В таких случаях судебное решение о рас­торжении брака может быть отменено, а последующий брак признан недействительным.

В новом ГК сохранено наследование по праву представления, под которым понимается переход доли наследника, умершего до открытия наследства, к его соответствующим потомкам (ст. 1146 ГК).

При наследовании по праву представления внуки и правнуки на­следодателя наследуют в том случае, если ко времени открытия на­следства нет в живых того из родителей, который был бы наследни­ком. Наследование по праву представления применяется только при наследовании по закону. Право представления распространяется и на потомство усыновленных, умерших ранее усыновителя. В тех случа­ях, когда внуков или правнуков, призываемых к наследованию по праву представления, окажется несколько, между ними делится по­ровну та часть наследственного имущества, которая причиталась бы их предку, которого они представляют, если бы он не умер до откры­тия наследства (п. 1 ст. 1146 ГК). Однако, как уже отмечалось, на на­следование по праву представления не распространяется право на обязательную долю, за исключением случаев, когда эти лица были иж­дивенцами наследодателя.

Когда внуки и правнуки призываются к наследованию по праву представления, они выступают как непосредственные и самостоятель­ные наследники в имуществе наследодателя, а не как наследники тех лиц, которых они представляют. Поэтому они отвечают по долгам самого наследодателя. По долгам же своих родителей, умерших до от­крытия наследства, они отвечают только в том случае, если самостоя­тельно приняли оставшееся после родителей наследство.

Не наследуют по праву представления потомки наследника по за­кону, лишенного наследодателем наследства, а также потомки наслед­ника, который умер до открытия наследства или одновременно с на­следодателем и который не имел бы права наследовать в соответствии с п. 1 ст. 1117 ГК (п. 2 и 3 ст. 1146 ГК).

Наследниками по закону являются также усыновленные и усыно­вители. Это прямо следует из п. 1 ст. 1147 ГК, в соответствии с кото­рой при наследовании по закону усыновленный и его потомство, с одной стороны, и усыновитель и его родственники — с другой, при­равниваются к родственникам по происхождению (кровным родст­венникам).

Усыновление осуществляется в соответствии с нормами семейно­го права, и в этом случае усыновитель принимает на себя по отноше­нию к ребенку, который фактически не является его сыном или доче­рью, все те обязанности, которые возложены законом на родителей, и приобретает все права, которыми пользуются родители. Таким обра­зом, родные дети и усыновленные имеют одинаковые права по насле­дованию.

С усыновлением, как правило, прекращается правовая связь усы­новленного с его кровными родителями и другими родственниками.

В связи с этим в соответствии с п. 2 ст. 1147 ГК усыновленный и его потомство не наследуют по закону после смерти родителей усынов­ленного и других его родственников по происхождению, а родители усыновленного и другие его родственники по происхождению не на­следуют по закону после смерти усыновленного и его потомства, за исключением указанных в законе случаев.

Один из них предусмотрен п. 3 ст. 1147 ГК: когда в соответствии с Семейным кодексом усыновленный сохраняет по решению суда от­ношения с одним из родителей или другими родственниками по про­исхождению, усыновленный и его потомство наследуют по закону после смерти этих родственников, а последние наследуют по закону после смерти усыновленного и его потомства. Это положение являет­ся новым, поскольку по ранее действовавшему законодательству воз­можность наследования в отношениях между кровными родственни­ками при усыновлении не была регламентирована законом.

Семейным кодексом предусмотрено два случая. Так, в соответст­вии с п. 3 ст. 137 СК при усыновлении ребенка одним лицом личные неимущественные и имущественные права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновитель — мужчина, или по желанию отца, если усыновитель — женщина. Кроме того, если один из родителей усыновленного ребенка умер, то по просьбе родителей умершего родителя (дедушки или бабушки ребенка) могут быть со­хранены личные неимущественные и имущественные права и обязан­ности по отношению к родственникам умершего родителя, если этого требуют интересы ребенка (п. 4 ст. 137 СК).

Бывают случаи, когда на наследство претендует лицо, утверждаю­щее, что оно фактически было принято в семью и проживало на по­ложении усыновленного. Однако при отсутствии юридически оформ­ленного усыновления такие лица претендовать на наследство не могут.

Братья и сестры являются наследниками друг друга, если между ними существует кровное родство. При этом к наследованию призы­ваются как полнородные, так и неполнородные братья и сестры. Не­полнородными являются единокровные (имеющие общего отца, но разных матерей) и единоутробные (имеющие общую мать, но разных отцов) братья и сестры. Не наследуют друг после друга сводные бра­тья и сестры (имеющие разных родителей, вступивших в брак), по­скольку между ними отсутствует родственная связь.

Дедушка и бабушка со стороны матери наследуют всегда, а со сто­роны отца — в тех случаях, когда юридическая связь ребенка с отцом Установлена в предусмотренном законом порядке.

Все призываемые к наследованию наследники одной степени род­ства наследуют в равных долях.

Как уже отмечалось, закон допускает возможность наследования по закону для лиц, которые вообще не являются родственниками на­следодателя. Речь идет о пасынках и падчерицах, отчимах и мачехах, которые наследуют при отсутствии родственников (включая шестую степень родства).

Определенные изменения новый ГК внес в правовое регулирова­ние наследования нетрудоспособными иждивенцами наследодателя. К нетрудоспособным относятся женщины, достигшие 55 лет, мужчи­ны — 60 лет, инвалиды I, II, III групп (независимо от назначения пен­сии по старости или инвалидности), лица, не достигшие 16 лет, а уча­щиеся — 18 лет.

Если претендующий на наследство относится к такой категории рабочих или служащих, которые получают право на пенсию в более раннем по сравнению с общим сроком возрасте (например, шахтеры), право на наследование в качестве нетрудоспособного иждивенца он получает лишь при достижении общего пенсионного возраста.

Состоявшими на иждивении наследодателя являются нетрудо­способные лица, находившиеся на полном содержании наследодате­ля или получавшие от него такую помощь, которая была для них основным и постоянным источником средств к существованию. Сле­довательно, нерегулярная, эпизодическая, незначительная матери­альная помощь не может служить основанием к признанию лица иждивенцем. Помощь наследодателя должна быть основным, но не обязательно единственным источником средств к существованию (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 1 июля 1966 г.).

Такова и судебная практика. В частности, Верховный Суд РСФСР V указал при рассмотрении конкретного дела, что получение зарплаты, пособия, пенсии, стипендии не может являться основанием для отказа в установлении факта нахождения на иждивении, если предоставляе­мые умершим средства являлись для лица основным и постоянным источником существования[4].

Законодатель не связывает факт иждивенчества с обязательным совместным проживанием лица, получавшего содержание, с наследо­дателем. Таким образом, иждивенцем может быть признан гражданин, проживающий отдельно, но получавший от наследодателя средства ксуществованию. При этом правовое значение имеет не только добро­вольная, но и «принудительная», т.е. оказываемая по решению суда помощь.

Гражданин признается иждивенцем наследодателя и приобретает право на наследство при одновременном наличии трех обстоятельств:

1) нетрудоспособность на день открытия наследства;

2) содержание, получаемое от наследодателя, — единственный или основной и постоянный источник средств существования;

3) иждивение продолжалось не менее одного года до открытия на­следства.

Примером нетрудоспособного иждивенца может служить бывший супруг, имеющий в соответствии со ст. 90 СК право на получение алиментов после расторжения брака. Такое право имеют:

• бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;

• нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста 18 лет или за общим ребенком-инвалидом с детства I группы;

• нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший не­трудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака;

• нуждающийся супруг, достигший пенсионного возраста не позд­нее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.

Если получаемые алименты были хотя и не единственным, но ос­новным и постоянным источником средств существования, супруг, которому оказывалась такая помощь, может быть признан иждивен­цем и соответственно будет призван к наследованию.

Всех нетрудоспособных иждивенцев новый ГК делит на тех, кто входит в круг наследников по закону, указанных в ст. 1143—1145 ГК (но не входит в число наследников очереди, призываемой к насле­дованию), и тех, кто вообще не входит в круг наследников, указанных в ст. 1142-1145 ГК.