Смекни!
smekni.com

«А. Блок. Влияние творчества А. Блока на поэзию Анны Ахматовой» (стр. 3 из 3)

В дымно-сизый туман... (№3, стр.168)

Здесь завязывается один из сложных узлов ахматовско-блоковских аллюзий. Можно сказать, что, создавая цикл «Обман», Ахматова заимствует у Блока вместе с названием цикла не тему, не образы, не какие-либо элементы поэтической формы, а необычный, не поддающийся рациональному объяснению прием тайнописи, то зато «уменье писать стихи», о котором Ахматова скажет в дарственной надписи Блоку на экземпляре первого издания «Четок» (1914).

СТИХИ АХМАТОВОЙ, ПОСВЯЩЕННЫЕ А. БЛОКУ.

До сих пор известно было пять стихотворений, которые Ахматова посвятила Блоку. Они отнсятся к разным периодам ее жизни и одинаково свидетельствуют о том исключительном значении, которое имело для нее явление Блока. А что он занимал особенное место в жизни всего предреволюционного поколения, доказывать не приходится.

Первое стихотворение — ответ на «мадригал» Блока («Я пришла к поэту в гости...», 1944) — было уже рассмотрен выше.

Второе — поминальное, написано в августе 1921г. Непосредственно после похорон Блока на Смоленском кладбище 10 августа. В нем Ахматова пользуется народной формой русского тонического стиха, без рифм, с дактилитическими окончаниями, и задумано оно, по подбору образов и стилей, как своего рода духовный стих, выражающий народное горе о кончине поэта:

А Смоленская нынче именинница,

Синий ладан над травою стелется.

И струится пенье панихидное,

Не печальное нынче, а светлое.

И приводят румяные вдовушки

На кладбище мальчиков и девочек

Поглядеть на могилы отцовские,

А кладбище - роща соловьиная,

От сиянья солнечного замерло.

Принесли мы Смоленской заступнице,

Принесли Пресвятой Богородице

На руках во гробе серебряном

Наше солнце, в муке погасшее, -

Александра, лебедя чистого.

Этим ограничиваются стихи Ахматовой, современные Блоку, которые были известны до сих пор. Три последних стихотворения были написаны в 1944-1960 гг., через много лет после смерти, и содержат в поэтической форме воспоминание и оценку, дистанционированную во времени, претендующую на историческую объективность, хотя и личную по тону. Первое и третье написаны и 1944-196о гг., которое присоединено к ним в 1960 г. и в дальнейшем вошло в состав одного с ним цикла «Три стихотворения» (1944-1960).

Первое: «Пора забыть верблюжий этот гам...», озаглавленное первоначально «Отрывок из дружеского послания», представляет прощание с Ташкентом и с ориентальными темами периода эвакуации. Поэтесса возвращается на родину, и родной среднерусский пейзаж Сленева и Шахматова связывается в ее воображении в именем Блока, воспевшего красоту родной земли:

И помнит Рогачевское шоссе

Разбойный посвист молодого Блока.

Но это понятно только при пристальном знакомстве с блоковской поэзией. Его стихотворение «Осенняя воля» («Выхожу я в путь, открытый взорам...»), написанное в июле 1905г., помечено автором: Рогачевское шоссе.

Третье стихотворение цикла, помеченное в рукописи 7 июня 1946 г. («Он прав — опять фонарь, аптека...»), написано Ахматовой в самые тяжелые годы ее жизни и отмечено аллюзией на стихотворение Блока из трагического цикла «Пляски смерти».

13 февраля 1921г. На многолюдном юбилейном собрании в Доме литераторов с речью «О назначении поэта», которая начинается и заканчивается «веселым именем Пушкина». С этим последним выступлением Блока, на котором посвященное Пушкинскому Дому (написано 5 февраля 1921г.), - на него Ахматова намекает в своих стихах:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Как памятник началу века,

Там этот человек стоит —

Когда он Пушкинскому Дому,

Прощаясь, помахал рукой

И принял смертную истому

Как незаслуженный покой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Поэзия Анны Ахматовой не исчерпывается теми немногими чертами, которые я отметила в своей работе. Конечно, было бы бы рискованным и едва ли целесообразным настаивать на достоверности всех приведенных в этой работе соответствий или именно на той степени достоверности отдельных сопоставлений, которые кажутся наиболее естественными автору.

Лирика поэтов-символистов родится из духа музыки, она напевна, мелодична, ее двойственность заключается в музыкальной значительности. Слова убеждают не как понятия, не логическим своим содержанием, а создают настроение, соответствующее их музыкальной ценности. Кажется, раньше слов звучит в воображении поэта напев, мелодия, из которой рождаются слова. В противоположность этому стихи Ахматовой не мелодичны, не напевны; при чтении они не поются и нелегко было бы положить их на музыку. Конечно, это не значит, что в них отсутствует элемент музыкальный, но он не преобладает, не предопределяет собой всего словесного строения стихотворения, и он носит иной характер, чем в лирике Блока.

Необходимо подчеркнуть, что «блоковский» текст Ахматовой начал складываться до того времени, как личные отношения поэтов стали особенно значимыми, и не распался бесследно, когда эти отношения утратили свое прежнее значение и даже, когда умер Блок. Уже в одиночестве, до самого конца своей жизни, Ахматова продолжала вести свою партию, диалогизируя ее и тем самым — как свои ранние, так и блоковские стихи; претворяя факты обычного мира в элементы поэтического текста. Из убеждения в том, что этот диалог есть бывшая реальность, следует признание наличия «блоковского» текста в поэзии Ахматовой и признание возможности на основании этого текста реконструировать «поэтическую биографию» (№13, стр. 69), которая оказывается то шире, то уже, но всегда глубже, чем так называемая «интимная» биография.

Явные, тайные и даже мнимые переклички между поэтическими текстами Ахматовой и Блока, собственно, и создали эту основу, на которой возникла, а, возникнув, доказывалась «легенда о романе», в которой «сознание читателя соединило образы обоих поэтов-мифов серебряного века русской поэзии по тем же, в сущности, законам, что управляют порождением сюжета в любом фольклорном тексте.» (Мейлах М.Б. «Об именах Ахматовой», стр 35).

Даже если эти переклички и их объяснения не свидетельствуют ни о чем другом и лишь оформляют сферу «легендарного», то и в этом случае они исключительно важны как любопытная страница совместного читательского восприятия двух поэтов.

Глубинное отношение Ахматовой к творчеству Блока появилось не в ее воспоминаниях, а в ее поэзии, во всей ее художественной системе. По своему духу и поэтике Ахматова, особенно в ранний период, была далека от Блока и шла собственным путем. Поэзию Ахматовой соединила с поэзией Блока не столь явная преемственность, творческая эстафета, сколько «связь — зависимость, проявляющаяся в отталкивании и преодолении» (№11, стр189). Однако важным свидетельством о восприятии Ахматовой Блока в разные периоды ее жизни является также прямое содержании ее стихотворений, относящихся к поэту.

Я думаю, что лирика Блока- явление уникальное. При всем многообразии ее и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих — она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом «пути». На эту особенность указывал и сам Блок. По моему мнению, именно это привлекло Ахматову к творчеству и личности поэта. Поэтому Ахматова считала Блока высшим проявлением сути «серебряного века». Ахматова говорила: «Блока я считаю не только величайшим европейским поэтом первой четверти 20-ого века, но и человеком-эпохой, т.е. Самым характерным представителем своего времени». Я согласна с современным литературоведом Н.Н. Скатовым, он тонко подметил: «... если Блок самый характерный герой своего времени, то Ахматова, конечно, самая характерная его героиня, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахматова. «Десятые годы.» М. 1989

2. Ахматова А. «После всего.» М. 1989.

3. Ахматова А. «Поэм без героя.» М. 1989.

4. Ахматова А. «Воспоминания об А. Блок.»М. 1976.

5. Блок А. «Избранное». М. 1989

6. Блок А. «Письма к жене». М. 1978.

7. Блок А. «Заисные книжки», М. 1976.

8. Виленкин В «В со первом зеркале.», М. 1987.

9. Добин Е.С. «Поэзия А. Ахматовой» Л. 1968.

10. Жирмунский В.М. «Творчество Анны Ахматовой.» Л. 1973.

11. Жирмнский В.м. «Теория литературы.» Поэтика. Стилистика. Л. 1977.

12. Павловский А.И. «Анна Ахматова» Л. 1966.

13. Топоров В.Н. «Ахматова и Блок» Беркли 1981

14. Топоров В.Н. «Об одном аспекте «Испанском аспекте «испанской» темы у Блока / Анна Ахматова. «Поэма без героя.»

15. Чуковская Л.К. «Записки об Анне Ахматовой» Париж 1976.

16. Шарлаимова Л. «Поэма без героя» Анны Ахматовой / Вопросы русской литературы». Новосибирск 1970.

Рецензия

Тема реферата раскрыта полно и целенаправленно. Содержание отличается обоснованностью суждений, личностным подходом к высказываниям критиков. Ученица хорошо знает лирику А. Ахматовой, А. Блока, опирается на оценки В.М. Жирмунского, В.Н. Топорова и др.

Материал изложен логично, последовательно.