Смекни!
smekni.com

Чеченский вопрос: истоки, проблемы, пути решения (стр. 3 из 3)

Вторжение в Чечню показало, что ни опыт Вьетнама, ни Афганистан ничему не научили русскую политическую элиту, которая, как и прежде, не желает или не в состоянии контролировать притязания военно-промышленного комплекса. Мгновенная же консолидация общества вокруг сильного лидера и истерическая мобилизация против общего врага, предшествовавшие победе Путина на президентских выборах и обусловившие ее, продемонстрировали, что население в большинстве своем остается восприимчивым к идеям вражеского окружения, всеобщего заговора и жизни в осажденной крепости, продолжает испытывать огромную фрустрацию от потери имперского величия и готово поддержать политику экспансионизма.

В либерально-демократических кругах Запада существует достаточно ясное понимание, что чеченская война отбрасывает Россию назад, задерживая ее модернизацию и ограничивая российские возможности участия в международной политике. И здесь следует вывод, который из-за правил политической корректности, американского варианта политической самоцензуры, обычно не произносится, но подразумевается: “Вот и хорошо!”

Никто на Западе не желает продолжения русско-чеченской войны. Ее окончание было бы воспринято с общим удовлетворением. Но, наблюдая за тем, как была развязана война, как она ведется, и, главное, видя неспособность политического класса России окончить ее, либерально-демократические силы Запада приходят к выводу, что в настоящий момент эта война - меньшее из зол. Война высветила такие характеристики российской политической элиты, как ее отсталость, непросвещенность, неспособность к постановке долгосрочных задач, глубоко укоренившиеся антизападнические установки и зараженность бреднями о существовании особого русского пути развития. Война показала, что великодержавные химеры прошлого все еще влияют на политиков и, что еще печальнее, на широкие слои населения, оставаясь мощными рычагами массовой мобилизации.

Парадокс русско-чеченской войны состоит в том, что, с одной стороны, она укрепляет опасения Запада, что российская элита из-за своей отсталости и неподготовленности, в силу непонимания долгосрочных результатов собственных действий или же в стремлении заставить говорить о себе и укрепить свое, пусть и негативное, влияние на мировые события может поддаться искушению продолжить традиционный курс на конфронтацию с Западом и пойти на самоубийственный, но крайне неприятный для Запада союз с авторитарными государствами Востока и странами исламского фундаментализма. С другой стороны, война с Чечней дает временную гарантию Западу хотя бы в том, что при ее продолжении подобный - наихудший для него - сценарий имеет мало шансов реализоваться.

В этом смысле при всех негативных последствиях русско-чеченской войны (нарушения прав человека и замедление российской демократизации и перехода к рыночной экономике) русско-чеченский конфликт видится и либерально-демократическим силам, и правительствам западных стран как выигрыш времени по следующим двум основным соображениям.

Во-первых, ход развития России в последние годы приводит к выводу, что пока в стране не произойдет смены поколений и не появятся новые молодые силы, свободные от советского влияния и от примитивного антизападничества, Россия, как ребенок, может неумышленно нанести вред самой себе. России надо дать время, чтобы созреть, чтобы реалистически оценить свои силы и понять свое место в мире и свои реальные интересы.

Во-вторых, война дает Западу выигрыш времени, необходимый для основательной вестернизации Восточной Европы, основные страны которой через несколько лет должны присоединиться к расширенному Европейскому сообществу. Восточная Европа в своем стремлении ускорить “вхождение в Европу” часто апеллирует к недавнему опыту советского доминирования и использует идею российской угрозы для обоснования необходимости понизить экономические и юридические критерии своего приема в Европейское сообщество. Ведущие страны Западной Европы далеко не уверены в экономической обоснованности присоединения к Европейскому сообществу сравнительно слаборазвитых восточноевропейских стран, но их присоединение как гарантия политической независимости Восточной Европы и ее защиты от возможного российского давления остается серьезным аргументом.

Чеченская война продемонстрировала Западу, что такие взаимопересекающиеся группы, как российская политическая элита и высшая государственная бюрократия, среди которых весьма невелик процент истинных демократов, но еще много тех, кто мечтает о возвращении статуса сверхдержавы, чтобы заставить говорить о себе и считаться с собой, остаются наименее реформированным сегментом российского общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, самым тяжелым последствием войны стала массовая гибель людей, прежде всего, мирных граждан. В Чечне, по официальным данным, потери среди мирного населения составили: около 3 тыс. убитыми и свыше 4,5 тыс. ранеными. К последствиям войны следует отнести и нравственно-психологические раны, которые еще долго будут заживать как в чеченском, так и в российском обществе.

Материальные потери велики. Многие села пострадали в результате бомбардировок, разрушена столица - Грозный. Бездействует промышленность. Сильно пострадало сельское хозяйство. Большинство населения не имеет постоянной работы. Чечню покинули наиболее образованные, трудоспособные, квалифицированные граждане - то есть та часть народа, которая представляет потенциал нации и воплощает ее надежду на будущее.

Характеризуя нынешнюю ситуацию в ЧР, важно отметить, что основные силы сепаратистов в Чечне разгромлены. Боевики не имеют ни сил, ни средств вести крупномасштабные боевые действия и перешли к тактике диверсионной войны и террора. Война в Чечне, в нынешней ее форме, стала своеобразным промыслом, бизнесом на человеческой крови.

Кредит доверия чеченцев к национал-радикалам полностью исчерпан. Они больше не желают быть подопытными кроликами для экспериментов международного терроризма, а хотят, как любая цивилизованная нация, иметь власть, обслуживающую нужды общества в рамках делегированных ей народом полномочий. Чеченцы могут и хотят почувствовать себя полноправными гражданами России, занять подобающее им место в едином федеративном правовом государстве – Российской Федерации.

Простая мысль, которую с детства усваивают граждане развитых демократических стран, что величие и влияние государства определяется не только и не столько его географическими размерами и военной мощью, сколько показателями экономического благосостояния, уровнем культуры, качеством системы образования и здравоохранения и общим жизненным уровнем населения, еще не стала прочной характеристикой российского массового сознания.

С точки зрения русского национального интереса было бы прямой выгодой предоставить максимальную автономию, а еще лучше - полную независимость Чечне, наиболее отсталой и бедной республике федерации, которая к тому же переживает стадию демографического взрыва и политическая элита которой стремится к независимости.

Нельзя исключить, что сегодняшняя политическая элита России раньше или позже пересмотрит свое безнадежно устарелое понимание как национального, так и собственного интереса. Хотя никто еще не выучился на исторических уроках соседей, собственный политический провал - хороший учитель. При всех случаях не за горами и смена политических поколений. Время политиков, не затронутых советским опытом, уже близко.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автандилян Р. О межэтнических отношениях и о конфликте в Чечне. – М., 2000.

2. Айдамиров А. Хронология Чечено-Ингушетии. – Грозный, 1991.

3. Аспидов Ф. Кавказский Победоносец // Тайм-аут. 2002.2 ноября

4. Ахмадов Я. Чеченцы: История и современность. – М., 1996.

5. Бухараев Р. Дорога Бог знает куда (Великий джихад). – СПб., 1999.

6. Вагабов М.В. Коранические мудрости в меняющемся мире // Дагестан – перекресток религий, культур, цивилизаций. – Махачкала, 2002.

7. Варденбург Жак. Мировые религии с точки зрения ислама // Христиане и мусульмане: проблемы диалога. – М., 2000.

8. Война и ислам на Северном Кавказе: XIX–XX вв. – М., 2000.

9. Голос Чеченской Республики. – 1992. – 6 июля.

10. Заславский В. Русско-чеченский конфликт глазами Запада // Неприкосновенный запас.- 2001.- № 2

11. Кавказский хребет. Ахмат Кадыров не допускает возможности потери Россией Северного Кавказа // Независимая газета. 2002.11 апреля

12. Керимов Г.М. Ислам: Происхождение, история и современность. – М., 1984.

13. Кулаков А.Е. Религии мира. – М.: 1997.

14. Курбанов Г. Суфийская религиозная практика // Война и ислам на Северном Кавказе: XIX–XX вв. – М., 2000.

15. Малашенко А. Исламские ориентиры Северного Кавказа. – М., 2001.

16. Межидов.Д., Алироев И. Чеченцы: Обычаи, традиции, нравы. – Грозный, 1992.

17. Россия прошлое, настоящие и будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16-19 декабря 1996 г. / Отв ред. М.С. Уваров. — СПб.: Издательство БГТУ, 1996.

18. Саидбаев Т. С. Ислам и общество. – М., 1978. – 256 c.

19. Ткаченко В. В., Сидоренко С.Я. Фиктивность третьего цен­тра в концепциях чеченской этнонациональной государственно­сти как политико-правового института // Материалы диссертаци­онных исследований докторантов, адъюнктов и соискателей: Сбор­ник научных трудов. Часть I. Ростов н/Д, 2004. - 1,2 / 0,8 п.л.

20. Ткаченко В.В. Нормативная правовая основа этнополитических процессов в Чечне: конфликтологический анализ // Мате­риалы диссертационных исследований докторантов, адъюнктов и соискателей: Сборник научных трудов. Часть I. Ростов н/Д, 2004. - 0,7 п.л.

21. Ткаченко, В. В. Чеченский конфликт: Политико-правовые механизмы урегулирования : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. /В. В. Ткаченко ; Науч. рук. А. Н. Позднышов. -Ростов-на-Дону,2004. -28 с.-

22. Хасиев С.А. Время в этническом мышлении чеченцев//Происхождение нахских народов. Всесоюзная научная конференция. Тезисы докладов и сообщений. Шатой, 1991. С. 46.

23. Чеснов "Чеченцем быть трудно", "Независимая газета", 22.09.94г.

24. Чеснов Ян "Политическая культура чеченцев, газета Справедливость" № 4 (66), февраль 1994 г.

25. Чеснов Я.В. Родовое тело в этногонии чеченцев // Проблемы происхождения нахских народов. Всесоюзная научная конференция. Тезисы докладов и сообщений. Шатой, 1991. С. 31-32.

26. Шерстньов А.Г. Чечня – перекресток религий, культур и цивилизаций. – М., 2002.

27. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. – М.: 1997.

28. Ярлыкапов А. Национальное и религиозное возрождение в Чечне// Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе. – М., 1999.

29. http://www.voinenet.ru/ - ВойнеНет.ру – Информационный портал Комитета антивоенных действий