Смекни!
smekni.com

метафизика всеединства (стр. 3 из 3)

Соловьев, хотя и называет человеческую душу монадой [20] (в «Теоретической философии» он отказался от этого наименования [3, с. 105]), но в Софии (предвечно изначально и в конце веков) монады объеденены «безусловной любовью». Для него: «отдельное существование человека — не более чем феноменальная «иллюзия»» [9]. Для Франка личность не мыслится вне бытия определенного «мы», из которого только и может появиться «я» [8]. Подобно и у Карсавина [12]. Карсавин, как считает например [9] - дальше других продвинулся в её изучении (например, его работа "О личности"). У него есть ценные замечания, что богатство личности раскрывается в общении и самоотдаче, что личностью, строго говоря, она становится лишь в меру стремления к Богу [12]. Вопрос же о том, что происходит с личностью, в её пусть даже временной изоляции - Карсавин решает не в пользу последней. Правильно ли это, и возможны ли такие состояния? В христианстве можно найти раздел, посвященный состоянию предельной минимизации межличностного диалога, в том числе и диалога с Богом – это состояние называется ад. Но Писание не дает повода считать, что погружение во ад деонтологизирует личность. Впрочем, идею вечного ада метафизика всеединства не рассматривает.

Обычно, истоки метафизики всеединства ищут в гностицизме и платонизме, каббализме… Но думается, что и учение гностиков и другие античные и средневековые философские системы (напр. Спинзы, Николая Кузанского) являются лишь частными случаями архаичной парадигмы пантеизма – религии (или может быть религиозности?) без Бога. Практически все «исторические» небиблейские мировоззренческие системы покоятся на одном и том же представлении о субстанциональном единстве всего космоса. Меняются лишь формы реализации этого единства. И можно сказать, что то, что философия последних веков выразила на языке отвлеченных понятий, в архаике уже содержалось, но только на уровне религиозных феноменов.

7. Чувствуется, что классической метафизике вообще сложно оторваться от пантеизма. Обратимся ли мы к тому, как она определялась Андроником Родосским для системы Аристотеля, или в философии Шопенгауера, или даже у Хайдеггера, который говорил, что метафизика это: «…как отношение к сущему в целом, истина о совокупном сущем… всего существующего как такового» [21, с. 491]. Или как это делал Соловьев: «Мы определили метафизику как познание сущего в его непосредственном и полном проявлении» [20]. Во всех случаях подразумевается введение категорий, объединяющих в единую диалектическую систему различные уровни. Но, как пишет С. Хоружий: «… строй бытия… никогда не удается раскрыть в понятиях» [15]. С. Хоружий замечает, что опыт Соловьева состоял «в преодолении системного философствования, в выходе из его конструкций к предметным разработкам, в иной способ философствования», но его последователи этого не заметили, став по сути дела его псевдопоследователями [22].

Можно сказать, что и сама метафизика возникает как толкование мистики всеединства. Стимулом для развития метафизических систем, как правило, являются мистические переживания, которые иногда называют интуицией. Но отец Г. Флоровский спрашивает: «Можно ли… интуицией проникать в духовный мир?» и отвечает: «…духовного опыта нельзя подменить ни медитацией, ни восторгом, — и неизбежно все начинает расплываться, змеиться» [1].

ЛИТЕРАТУРА

1. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Запись на диске.

2. Зеньковский В.В. История русской философии. Т II. Часть1. Л.: «Эго», 1991

3. Василенко Л. И. Введение в русскую религиозную философию. М.: ПСТГУ, 2006.

4. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания. Библиотека Фонда содействия развитию

5. Свт. Григорий Богослов. Собрание творений: в 2 т. Т. 1. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.

6. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. Запись на диске.

7. Соловьев В.С. София. Первая триада. Первые начала. Запись на диске.

8. Франк С.Л. Непостижимое. Запись на диске.

9. Евлампиев И.И.. История русской метафизики в XIX-XX веках. Запись на диске.

10. Зеньковский В.В. История русской философии. Т II. Часть2. Л.: «Эго», 1991

11. Бердяев Н.А. Два типа миросозерцания. Запись на диске.

12. Карсавин Л.П. Философия истории. Запись на диске.

13. Карсавин Л.П. SALIGIA. Весьма краткое и душеполезное размышление о Боге, мире, человеке,

14. Новиков Д.В. Христианская антропология. Методичка. М.: ПСТГУ

15. Хоружий С.С. Всеединства философия. Запись на диске.

16. Лосский Н.О. История русской философии. http://www.agnuz.info/library/books/rusfil/

17. Митько А.Е. Место этики в философии всеединства Л.П. Карсавина. Автореферат дисс. на соискание учёной степени к.ф.н. М., 1998. Запись на диске.

18. Горелик К.В. Этика всеединства в философии Владимира Соловьева. Запись на диске.

19. Франк С.Л. Реальность и человек. Запись на диске.

20. Соловьев В.С. София. Начала вселенского учения. Запись на диске.

21. Философия. Энциклопедический словарь. Под ред. д. ф. н. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004.

зле и семи смертных грехах. Запись на диске. vispir@km.ru

психической культуры (Киев). webmaster@psylib.kiev.ua

22. Хоружий С.С. Наследие Владимира Соловьева сто лет спустя. Запись на диске.