Смекни!
smekni.com

Актуальность исследования (стр. 2 из 3)

8

поддержки. Как и в других странах, ограничение в финансировании со стороны государства породило большое разнообразие новых функций и видов деятельности, которые трудно было примирить с традиционными представлениями о музее и традиционными подходами к их проектированию1. Кроме того, резко был ослаблен контроль и идеологическое давление на музеи. В каком-то смысле музеи в этот период времени оказались предоставлены сами себе. Одновременно государство стало более открыто к сотрудничеству с другими странами в самых разных сферах жизни, в том числе в музейной деятельности. В страну пришли зарубежные благотворительные фонды, а музейные работники получили возможность реально приобщиться к опыту музеев других стран.

При этом необходимо отметить, что музеи Казахстана развивают свою деятельность не на пустом месте. Основные коллекции исторических, этнографических, археологических материалов были собраны ещё в XIX-XX вв. Наличие богатых фондов, сложившаяся структура работы, позволила многим из них в эти новые времена сосредоточиться не на создании коллекций молодого государства, а на использовании того, что было накоплено, но в новых формах и направлениях.

Условия, в которых стало жить государство и музеи вместе с ним, привели к возникновению новых потребностей, явившихся основой для появления новых идей и подходов. По-новому начинает рассматриваться культурно-образовательная деятельность музеев, выстраиваются взаимоотношения «музей и дети», «музей и посетитель», т.е. если сначала возникают проекты для детей на основе коммуникационного подхода, то впоследствии этот подход начинает использоваться и в других сферах деятельности музеев. Проектные формы успешно используются для решения социальных, историко-культурных и иных задач музеев молодого государства. Можно констатировать, что

1 Информационный бюллетень. Музеон. - М., 1990. - № 4. - С. 33.

9

накопился интересный опыт этого вида деятельности музеев, который нуждается в описании, анализе и систематизации.

Проектная деятельность - это результат «переживания» музеями Казахстана тех новаций, которые выработала за последние годы музейная педагогика, а вслед за ней образовательная деятельность, детские программы музеев и т.п. Это - результат рывка в этих сферах, попытки осмыслить и реализовать новое в музееведении в последние годы. Таким образом, на сегодняшний день одним из важных аспектов современной культурно-образовательной деятельности музеев Казахстана, требующего пристального внимания является анализ проектной деятельности музеев в области музейной педагогики, как перспективного направления развития музейного дела.

И как предсказывают специалисты: «Наиболее эффективным методом привлечения ресурсов, формирования долгосрочных стратегий и оперативного регулирования музейной деятельности станут партнёрские, проектные и сетевые технологии»1. Инновационность такого вида деятельности как проекты всегда будет привлекать к ним внимание исследователей. В проектах заложены «зёрна будущего», они «возвышаются над поверхностью культурного моря и потому заметны каждому. Более того, они и придумываются затем, чтобы привлечь внимание, заявить о себе» .

В силу субъективных причин (автор по специальности и опыту работы - историк, этнограф и музейный педагог) и объективных причин (особое положение «национального вопроса» в новых независимых государствах), ракурс рассмотрения темы был взят, в основном, музейно-педагогический и этнографический. Это большое поле исследований и

1 Никишин Н.А., Лебедев А.В. Информационный менеджмент как технология организации музейной деятельности // Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. А.В. Лебедев. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 22.

2 Дукельский В.Ю. Культурный проект: от замысла к реализации // Музей будущего: информационный менеджмент / Сост.: А.В. Лебедев. -М.: ¦ Прогресс-Традиция, 2001. - С. 82.

¦ •.. ¦ 10

поэтому мы сознательно особо выделяем при рассмотрении

этнографические образовательные проекты, как актуальную форму музейно-педагогической деятельности1.

Объект исследования. Музеи Казахстана. На сегодняшний день по официальной статистике в республике действует 154 музея различного профиля, 9 музеев республиканского подчинения и 6 историко-культурных заповедников2. Круг рассматриваемых музеев в данном диссертационном исследовании включает в себя музеи, так или иначе проявившие себя в рассматриваемом ракурсе заявленной проблемы (35 музеев).. На наш взгляд, такое представительство является достаточным для составления общей картины и выводов по проблеме.

Предмет исследования. Содержание и технологии культурно-образовательной деятельности музеев Казахстана в период независимости.

Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 г. по 2005 г. Выбор данных хронологических границ обусловлен тем, что Казахстан, одно из 23 новых государств, .получивших суверенитет после 90-х гг. XX в. 16 декабря 1991г. считается официальной датой образования независимого государства - Республика Казахстан. И с этого времени начинаются кардинальные изменения в государственной политике, которые отразились и на музейной сфере страны.

Цели и задачи исследования.

Цель исследования - определение специфики и тенденций развития культурно-образовательной деятельности музеев Казахстана.

1 Алексеева И.Б. Семейный клуб в музее // Музей и общество. Проблемы взаимодействия: Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Вып. З.-М.: АПРИКТ, 2001.-С. 148; Абелюк Е.С., Кармакова O.K.- О культурной самоидентификации как основе воспитания патриотизма// Музейная педагогика и проблемы патриотического воспитания. Материалы научно-практической конференции. - М.: НИИРО, 2004. - С. 20.

2 Алтаев Б.Е. Место музеев Казахстана в мировом сообществе// Музеи Казахстана. — № 2. - Астана, 2003. - С. 13.

11

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

1. Анализ организационных и функциональных основ деятельности музеев Казахстана на современном этапе.

2. Характеристика современной музейной практики в области культурно-образовательной деятельности.

3. Анализ проектных форм культурно-образовательной деятельности в 1990-е - 2005 гг.

4. Изучение опыта работы Детского музея «Шанырак» как новой формы культурно-образовательной деятельности музеев Казахстана.

Методы исследования. В ходе диссертационного исследования для достижения поставленных задач был использован метод историзма, позволяющий проследить процесс развития объекта исследования на протяжении определённого периода времени, а также выделить этапы и своеобразие этого процесса. Для решения поставленных задач и проверки исходных. предположений был использован комплекс методов исследования: теоретический и контекстный анализ литературы в аспектах исследуемой проблемы; социологические методы, в т.ч. опрос, анкетирование, беседы; изучение и обобщение опыта проектной деятельности; метод сравнений и аналогий, который позволил интерпретировать казахстанский материал на фоне российских данных. Применение культурологического подхода дало возможность выделить проблемные группы проектов.

Источниковая база исследования.

Для решения поставленных в диссертационном исследовании задач, был привлечен широкий круг неопубликованных источников, а также материалы, которые были получены в ходе анкетирования, бесед,

12

переписки, специально проведённых в рамках данного исследования. Полученный массив источников можно разделить на несколько групп.

1). Материалы анкетного опроса, проведённого автором среди 28 казахстанских музеев в рамках данного исследования (личный фонд). Анкета была разработана автором для выяснения общей ситуации в области культурно-образовательной деятельности музеев и распространена среди музеев в первой половине 2003 года.

2). Отчеты Фонда «Сорос-Казахстан» (ФСК) за 1997 - 2003 год (проекты, получившие финансовую поддержку фонда). Проектные заявки участников образовательных семинаров из архива Соросовского центра современного искусства Алматы (СЦСИ-А).

3). Материалы архива Центрального государственного музея Республики Казахстан (ЦГМ РК), Детского музея «Шанырак» (ДМШ) и личного архива диссертанта. Доступ к материалам других музеев был возможен только через личные контакты (переписка, встречи). Использовались также описания проектов, опубликованных в современной научной периодике.

Первая подгруппа источников (1) делится в свою очередь на две группы: а) реализованные проекты, б) нереализованные проекты. И то и другое представляет интерес, т.к. в любом случае помогло определиться с реальными целями и задачами в развитии музейной проектной деятельности в Казахстане, а также помогло выявить наиболее жизнеспособные и перспективные идеи. «Неважно..., что эти проекты так и не претворились в жизнь. Творческая идея, реализованная на бумаге или картоне, уже живёт, она уже существует, если не в реальности конкретного музея, то в реальности профессии, в реальности творческого поиска новых форм, принципов, ... Проект-это уже реальность»1.

1 Майстровская М. Художник и музей: шаг в третье тысячелетие// Мир музея. - 2002. - № 4. - С. 19.

13

«Знакомство с так и не реализованными проектами будит творческую мысль»1. Такого же мнения придерживается Т.П. Поляков2.

Таким образом, во второй главе будет проанализирована проектная деятельность музеев Казахстана. В ней особым параграфом будет выделено рассмотрение деятельности Детского музея «Шанырак», как наиболее интересный опыт в данной проблематике, вне зависимости от того были ли реализованы эти проекты в жизни или нет. Считаем возможным и необходимым анализировать проекты, автором которых выступал и автор данного исследования, несмотря на мнение В. Арзамасцева, который считает неэтичным использовать в исследовании авторский опыт3.