Смекни!
smekni.com

Актуальность исследования (стр. 3 из 3)

Вторая группа источников (2) - архивы ФСК и СЦСИ-А. В годовых отчетах ФСК представлены проекты, получившие финансовую поддержку фонда. Это - реальность, которая дала толчок развитию организаций, идей и направлений. Архив СЦСИ-А интересен тем, что в нём отражены не только проекты получившие поддержку, но и заявки на участие в конкурсе, списки участников семинаров, отчеты по ним, что даёт возможность более глубокого рассмотрения вопроса. Но, к сожалению, материалов (папок) по некоторым интересующим нас проектам не было обнаружено. Материал не систематизирован, а просто оформлен в папки, по которым тематически разложены как финансовые документы, так и текстовые.

Третья группа источников (3) - материалы анкетирования проведённого автором среди 28 казахстанских музеев в рамках данного исследования. В результате использования более широкого подхода к

1 Музейное дело России / Под ред. М.Е. Каулен (отв. ред.), И.М. Коссовой, А.А. Сундиевой. - М.: Издательство «ВК», 2003. -СИ.

2 Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?»-2 / М-во культуры РФ. Акад. / Переподгот. работников искусства, культуры и туризма; Рос. ин-т культурологии. - М., 2003. - С. 5.

3 Арзамасцев В. Задумываясь над тайнами своего ремесла// Мир музея. -2000.-№6(178).-С. 33.

14

проблеме появилась возможность выяснить состояние культурно-образовательной работы в музеях, как сферы музейной деятельности, где получил наиболее широкое применение проектный метод. К сожалению, не все музеи приняли участие в анкетировании, не все принявшие участие музеи достаточно добросовестно отвечали на вопросы. Несмотря на это, представлен широкий спектр деятельности музеев. Материалы данной группы источников были использованы при написании первой главы данной работы.

Степень разработанности темы.

Проблематика диссертационной работы до настоящего времени не являлась предметом специального исследования. В то же время, в теоретическом плане проблема достаточно полно представлена в российской научно-исследовательской литературе, которая в нашем случае имела и непосредственное, и контекстное значение.

Так, важное значение имели работы, в которых освещался понятийный аппарат1.

С 1980-х гг. в России активно разрабатывается теория музейной коммуникации2. М.Ю. Юхневич считает, что рост популярности

1 Глинская А. Имя - музей//Вестник Ассоциации Открытый Музей. - 1997. -№1-2; Гнедовский М.Б. Профиль музея//Советский музей. - 1985. -№ 5 (85); Гнедовский М.Б. Музейная терминология//Советский музей. - 1986. -№ 2 (88); Гнедовский М.Б. Музейная выставка//Советский музей.- 1986.-№ 3 (89); Гнедовский М.Б. Музейная аудитория // Советский музей. - 1986. - № 4; Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности.-М., 1988; Гнедовский М.Б. Проектирование в музейном мире: история и перспективы//Музеи мира: Сб. научн. тр./НИИ культуры.-М., 1991; Гнедовский М.Б. Что такое музейный маркетинг? // Мир музея. -1995.-№ 4, 5; Дукельский В.Ю. Музейный предмет//Советский музей. - 1986.-№ 1 (87); Дукельский В.Ю. Культурный проект: от замысла к реализации ... 2001; Макарова-Таман, Медведева, Юхневич. Детские музеи ..., 2001; МедведеваЕ.Б. О значении термина «музейная педагогика» в теории и практике современной деятельности Российских музеев // Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. - М., 1999; Юхневич М.Ю. Детский музей..., 2001; Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М.: Высшая школа, 2004 и др.

2 Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации в капиталистических странах: теория и практика// Музейное дело и охрана

15

коммуникативной концепции, объяснялся общественными изменениями, т.к. на смену веку информации шел век общения («бизнес будущего-бизнес отношений» - на этом основаны очень популярные сегодня технологии сетевого маркетинга). Этот процесс, не связанный впрямую с «перестройкой», но в определенной мере подталкивался ею: музей стремился к смене идеологических парадигм1. Такую же роль катализатора в условиях Казахстана сыграло обретение независимости. В Казахстане, как и в России, в ответ на социальную потребность в повороте музеев к аудитории, развивается коммуникационный подход в музееведении.

В настоящее время музейная коммуникация рассматривается как диалог, подлинный процесс общения, в котором посетитель является собеседником и партнёром музея. Включение посетителей в активную деятельность становится сегодня одним из важнейших факторов повышения эффективности музейной коммуникации2. Е.Л. Галкина3 уточняет, что в то же время, музейная коммуникация - средство, позволившее обосновать переход от ряда традиционных музееведческих концепций, регламентирующих отношения музея и аудитории, к нетрадиционным методам работы, основанным на свободе выбора посетителем своей роли в музее.

В Казахстане в 1990-е гг. к нетрадиционным методам работы можно было отнести проектные методы, которые развивались на фоне традиционных. Ещё в 1970-е гг. отмечалось, что в арсенале музея можно выделить до ста различных форм просветительной работы, среди которых отмечают 10 базовых форм. Это: лекция* экскурсия; консультация; научные чтения; кружки, студии, клубы; литературные вечера, киносеансы, концерты; встречи с интересными людьми'

памятников. -Вып. 1.-М, 1986; Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития..., 1988.

1 Юхневич М.Ю. Я поведу ... -С. 26.

2 Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития..., 1988 - С. 31, 22.

3 Галкина Е.Л. Нетрадиционные формы работы музеев с этнографическими коллекциями//Музееведение. На пути к музею 21-го века: музейная экспозиция.-

М., 1996. - (Сб. науч. тр. / РИК). - С. 146.

16

праздники», исторические игры*, конкурсы и викторины. Термин культурно-образовательная деятельность используется в российском музееведении с начала 1990-х гг. До этого употреблялись другие понятия (массовая политико-просветительная работа, научно-просветительная), отражавшие понимание сущности работы с посетителями в различные исторические периоды и менявшиеся быстрее, чем терминология для обозначения других направлений музейной деятельности1. Обозначение термином «культурно-образовательная» деятельности музеев традиционно связанной с посетителями музея, говорит о том, что взгляд на данную сферу расширился и позволяет теперь довольно широко трактовать понятие «аудитория, публика музея».

В российской историографии утвердился устойчивый интерес к теме «музей и посетитель». И если в недавнем прошлом её развитие находилось в стадии, когда исследователи этого направления музееведения, можно сказать, «знали друг друга в лицо» (О.Ф. Арнаутова, Е.Г. Ванслова, Е.Л. Галкина, И.М. Коссова, Н.Г. Макарова, М.В. Мацкевич, Е.Б. Медведева, Т.Н. Панкратова, Т.В. Чумалова, М.Ю. Юхневич и др.), то сегодня сформировался широкий круг исследователей, разрабатывающих данную область знаний и в теоретическом плане, и в практическом. Так, просматривая сборники статей, материалы музейно-педагогических конференций и семинаров, профессиональные музейные периодические издания, можно встретить фамилии молодых сотрудников, представляющих теперь уже известные своей работой с посетителями музеи2.

1 Ланкова Н.М. Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина и направление деятельности музея: Научная справка. - Тольятти, 2003 // http://www.abcvolga.ru/muz/kb/experts_m.html.

2 Жвитиашвили Н.Ю., Платонова О.В. Выставка детского творчества в Русском музее: проблемы, перспективы//Музей и подрастающее поколение (труды научно-практического центра по проблемам музейной педагогики). Вып. 3.-СПб., 1993; Кутя В.В. Программа «Воспитание личности музейными средствами» на рубеже веков//XXIV Всероссийский семинар «Музей и подрастающее поколение»: Сборник материалов. — М., 2001; Ланкова Н.М. Место музея на рынке образовательных услуг (из опыта работы Тольяттинского краеведческого музея). -Тольятти, 2003 // http://www.abcvolga.ru/muz/kb/experts_m.html; Макарова Н.П.

17

В контексте предмета данного исследования нас интересует та часть культурно-образовательной деятельности, которая реализуется в виде проектов, важно определить культурно-образовательную деятельность как традиционное музейное направление и рассмотреть её современное состояние в казахстанских музеях. При этом «необходимо-развести понятия музейная педагогика и культурно-образовательная деятельность. Первое обозначает новую научную дисциплину, тогда как второе - традиционное направление, которое входит в её компетенцию»1.

В России «современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с посетителями, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе. Несмотря на утверждение идей дифференцированного подхода к различным категориям посетителей, основное внимание музейной педагогики по-прежнему сосредоточено на детской и подростковой аудитории. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится в этой связи переход от единичных и эпизодичных контактов с посетителем к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре»2.

Деятельность детского музея как фактор становления образовательной среды для младших школьников: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Самара, 2000; Нотова Е.В. Путеводитель как новая форма работы на выставке в Детском музее г. Ноябрьска//Словцовские чтения-97: Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции. - Тюмень, 1997; Озерова Д.Е. Культурно-образовательная деятельность исторических музеев в России и Германии, 1071— 2001 гг. (на примере музеев городов Ярославля и Билефельда). Автореф. дисс. ... канд. ист. наук.-Ярославль, 2003; Петровская Н.А. ДИМ для Димы (какой музей нужен ребёнку?)// Мир музея.-1995.-№2; Петушкова Н.П. Педагогические условия организации диалога в Детском историческом музее. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - СПб;, 2002. и др. . ' :

Юхневич М.Ю. Я поведу... - С. 14.

Ланкова Н.М. Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина и направление деятельности музея: Научная справка. - Тольятти, 2003 // http://www.abcvolga.ru/muz/kb/experts_m.html.

Список литературы