Смекни!
smekni.com

на тему (стр. 3 из 5)

Таковы реальные опасности, связанные с воплощением информа­ционного общества в современном укладе капиталистического мира.

Оценивая методологическое содержание концепций Тору Мотоока и Йони Масуды, следует отметить, что в области разработки категории информации и общественных последствий компьютериза­ции японская информатика прокладывает оригинальные пути, изуче­ние которых полезно для развития социально-информационной теории и практики.

Важное место в представлениях о предназначении информацион­ных систем занимает проблема информационного образа и информа­ционной установки. Понятие информационного образа объединяет социальные показатели в единый смысловой комплекс. Это "конеч­ный продукт" информационного анализа. Созданный образ активно влияет на общество, в том числе в идеологическом плане. Поэтому изучение проблемы информационного образа и опыта получения тако­го образа в зарубежной социологии является одновременно научной и идеологической задачей.

Информационная установка формируется с помощью социальных показателей, в которых социальный процесс получает наглядное и обобщенное выражение. Примером может служить модель Форресте-ра-Медоуза.

Модели Форрестера и Медоуза, равно как и глобальные эколо­гические прогнозы[14], определенным образом соотносятся с эсхатоло­гией XIX и начала XX в., наиболее ярко воплощенной в прогностике Шпенглера, в его диахронно-синхроническом анализе стилевых кано­нов культуры[15]. И там, и здесь — общая идея "заката", катастрофы культуры; и там, и здесь площадкой решающего конфликта избирает­ся XXI в. Путем анализа элементов культуры, образа жизни и цивили­зации в прогностических таблицах О. Шпенглер пришел к выводу, что 1) генеральной линией исторических цивилизаций является движе­ние к упадку и 2) причиной грядущего разрушения человеческо­го общества является упадок самого стиля и качества человеческой деятельности, неизбежно влекущий к мировой катастрофе.

Подобную катастрофическую линию, как известно, изображают и графики Медоуза, обозначившие социально-экологический коллапс в районе 2040-2060 гг.

Как в первом, так и во втором случаях исследователи закладыва­ли в модель один из многих возможных вариантов.

Теперь, находясь в новом, действительно всемирном контексте, мы более отчетливо сознаем, что из категории образа жизни нельзя исключать научно-техническое и социальное творчество, ныне охва­тившее всю ойкумену, что даже применительно к высоким формам искусства следует говорить не об упадке, а о смене фаз развития в связи с резкими, революционными переменами в социально-эконо­мическом и научно-техническом базисе общества, что современные стили искусства, как и стили научного и повседневного мышления, глубочайшими корнями связаны с историческими формами, что они обновляют и развивают их, действуя в новой жизненной обстановке, которая не только не стала менее продуктивной, менее творческой, но, наоборот, существенно повысила дифференцированность, свой ка­чественный уровень. Истолкование и в этом смысле оценка выс­ших форм социальной активности возможны лишь в контексте миро­вой исторической культуры, представляющей практическое умение, знание и сознание в наиболее развитых формах.

Системная динамика Форрестера - Медоуза выступает как oneрационализация принципов прогностики О. Шпенглера, как перене­сение идеи "Заката Европы" в контекст современных мировых вза­имоотношений человека и природы.

Вместе с тем мы должны постоянно помнить слова К. Маркса, написанные почти полтора века назад: "Культура, - если она разви­вается стихийно, а не направляется сознательно, - оставляет после себя пустыню..."[16].

Именно социалистические мыслители — Кампанелла, Морелли, Фурье связывали экологическую проблематику с деятельностью об­щества. Развивая эти мысли, Ф Энгельс указывал: "На каждом шагу факты напоминают о том, что мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как что-либо находящееся вне природы, - что мы, наобо­рот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее, что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и пра­вильно их применять" И дальше: "...мы, путем долгого, часто жесто­кого опыта и путем сопоставления и анализа исторического материа­ла, постепенно научаемся уяснять себе косвенные, более отдаленные общественные последствия нашей производственной деятельности, а тем самым мы получаем возможность подчинить нашему господ­ству и регулированию также и эти последствия.

Однако для того, чтобы осуществить это регулирование, требу­ется нечто большее, чем простое познание. Для этого требуется пол­ный переворот в нашем существующем до сего времени способе производства и вместе с ним во всем нашем теперешнем обществен­ном строе"[17].

Экуменические показатели культурно-цивилизационной разви­тости становятся ныне в центр мировой социально-информационной практики Они содержат в снятом виде философию действительности, философию истории, философию будущего. Сложность современной культуры, многообразие ее цивилизационных отношений требуют разработок и внедрения в общественную практику новых гносеологических форм, нового мышления. Это императив общественного разума. Совершенствование его информационных и социальных осно­ваний, его "внутренних" и "внешних" технологий представляет зада­чу не только для современной науки, но и общественной жизни. За рамками этой задачи - силы разрушения и бюрократического омерт­вления мыслительности. "Cogito ergo sum" обретает в общественном разуме новое содержание.

В первой половине XX века В.И. Вернадский выдвинул учение о ноосфере как особой духовно-мыслительной стадии жизни планеты. Теперь, по завершении XX века, эти представления обретают новое содержание, обращенное к мышлению как мировому процессу, выра­стающему из новых жизненных условий человека.

В этих условиях социальное отражение и его ядро — социальное мышление - необходимо рассматривать как ноосферный процесс, а социологию как важнейшую составную часть науки о ноосфере. Такой же составной частью науки о ноосфере является и информа­тика, соотнесенная с деятельностью, образом жизни и культурой чело­веческого общества.

Компьютеризация и информатика соотнесены по времени с кате­горией нового мышления, осознанием границы "силовых" действий на международной арене, осознанием необходимости выбора тех форм социальной активности, которые возвышают духовный потен­циал общества, наполняют содержанием великие формулы обще­ственной организации, связывающей будущее человечества с раскры­тием способностей каждого человека. Для мирового сотрудничества всех этносов и культурных сил человечества открываются ныне но­вые сферы. В их ряду создание сложных комплексов искусствен­ного интеллекта, мировых банков информации, экспертизы мировых стилей и глобального прогноза.

Социальное мышление зависит от ареала знаковых систем -семиозисов. По типу культурно-исторической организации оно обла­дает особенностями, которые необходимо учитывать в прогнозирова­нии гносеологических интересов, выступающих или могущих высту­пать в качестве реальных социальных ожиданий и социальных дей­ствий. Рассмотрение процессов мышления общественных индивидов с точки зрения знаковых оснований выходит за рамки информатики и все более становится общенаучной задачей. Задача эта связана с но­вым семиотическим контекстом формирования, кодирования и рас­познавания образов. Изучение семиотического базиса информацион­ных образов непосредственно сопряжено с практикой межгруппо­вого, межэтнического, межгосударственного общения.

Понятия, данные, знаки, образы, показатели - эти внутренние элементы общественного разума и социального отражения получают ныне,в компьютерную эпоху, возможность многократного семантичес­кого усиления. Но это предполагает также и многократное возраста­ние цены ошибки, если в соположении элементов социального отраже­ния в отношении культурных и духовных критериев допускается произвол. Тогда сами информационные образы, распространяемые по каналам массовых коммуникаций, будут сеять семена социального разрушения.

Реконверсия знания от человека к машине не менее ответственна, чем традиционная передача этого знания человеку. Информатик, осу­ществляющий такую реконверсию, выступает в роли прикладного гносеолога, педагога, ведению которого подлежат системы обществен­ного разума.

Эффективность компьютерных средств отражения основывается не только на техническом быстродействии ЭВМ. Она предполагает обогащение семантического содержания первичных данных и направ­лена к принципиально новым возможностям повышения мыслитель­ных способностей общества.

Для автоматизированных экспертных систем, их прогностических вариантов, для систем САПР, интегральных автоматизированных систем, предназначенных для поиска сложных форм социальной се­мантической информации, приходится разрабатывать гносеологичес­кие методологии, аналогичные способам развертывания и представле­ния знаний, т.е. делать то же самое, что и в обычных процессах обуче­ния, с той разницей, что обучение социальных субъектов длительно и основано на постепенном восхождении к сложности. Здесь же быстродействие — исходное условие. Оно достигается (помимо фи­зических оснований) ориентацией на отобранные знания, выступа­ющие в базе показателей гносеологической значимости и связности. В противном случае время систематизации необходимой информации превысит гносеологический и экономический эффект быстродей­ствия.