Смекни!
smekni.com

на тему (стр. 4 из 5)

Важной задачей информатики в свете сказанного является под­готовка знаний к вводу в машинную память, т.е. предваритель­ное структурирование текстов по критерию их культурно-семиоти­ческой принадлежности. Не решив этой задачи в отношении централь­ных мировых хранилищ знаковой информации, невозможно ожи­дать высокой эффективности информационных систем. Они будут или "провинциальны", или окажутся пленниками чисто технических решений.

Социально-гносеологические аспекты информатики тесно связаны с формированием образов мира, с сопоставлением исторических куль­тур, стилей мышления, взаимодействиями этического и эстетическо­го опыта цивилизаций. Пластика, слово, звучание, комбинаторно-образные формирования составляют структуру внутренних связей социального мышления, тот собственно человеческий фон, который и позволяет представлять данные о деятельности общественных инди­видов, их предметных, экономических, естественнонаучных и гумани­тарных интересах.

В сосредоточении этого опыта, в возможностях его представления каждому члену общества заключен демократизм компьютериза­ции, ее прогрессивность как новой цивилизационной формы.

Все эти проблемы можно решить посредством кооперации науч­ной информатики разных стран, с тем чтобы к общему благу использовать методологические богатства, накопленные в рамках региональ­ных школ и направлений, практически осуществлять генеральный принцип ноосферной цивилизации — "единство в разнообразии". Представим сказанное в максимах.

1. Универсум — совокупная материально-энергетическая и инфор­мационная реальность.

2. Запечатленность целостной материальной структуры и отноше­ний Универсума в элементах Универсума

3. Соотнесенность целого и частей в элементах Универсума -природное порождение правильности разнообразия, звездные системы, атомы, элементарные частицы.

4. Содержание правильности - информация: упорядоченная раз­мерность Универсума.

5. Индивидуализация единства и разнообразия - внутренняя ин­формационная структура материальных объектов и отношений.

6. Язык Универсума - выраженный через меру порядок порож­дения объектов и отношения: гравитация, симметрия, генети­ческий код.

7. Материальные и энергетические носители информации. Изо­тропность природной информации и анизотропность социаль­ной информации.

8. Время как отношение информации Универсума к энергии Уни­версума.

9. Пространство как отношение энергии Универсума к информа­ции Универсума.

10. Отражение как возможность всеобщей пространственно-вре­менной связи элементов Универсума.

11. Способность систем закреплять, расщеплять, сгущать и видо­изменять отражения - информационное отражение.

12. Способность систем к соположению информационных отраже­ний, их переработка в информацию о прошлом и будущем объектов — мышление.

13. Накопление, расщепление и обобщение внешней информации, устойчивое распознавание данной информации — первый подго­товительный этап мышления. Его второй этап состоит в произ­водстве особых информационных отражений — идеализации, мыслей.

14. Идеализация — итоги совмещения материальных субстратов распознавания внешней информации с субстратами обобщения внутренней информации, благодаря чему создается информа­ционный базис действия системы: перевода системы в состоя­ние, зависимое от распознавания информационной структуры.

15. Формирование идеализации обеспечивает высокую скорость быстродействия оперирования с внешней информацией. В про­тивном случае системы должны были бы рассчитывать на пря­мой контакт материальных структур, на физическое отпечаты-вание большего в меньшем, что возможно лишь как миниатю­ризация Универсума, достигаемая в атомах путем упрощения разнообразия Универсума до его принципиальных схем. И так до исчерпывания импульса развертывания Универсума.

16. Скорость оперирования с отражениями не тождественна скоро­сти перемещения физического носителя информации, которая (скорость) ограничена физическими константами. Скорость оперирования с отражениями зависит от 1) объема и содержа-ния внешнего отражения, 2) объема и содержания внутреннего отражения. То есть зависит от интенсивности перемещения от­ражения Универсума относительно отражающей способности данного индивидуального элемента. Это значит, что скорость проработки языков Универсума существенно влияет на каче­ство восприятия и распоряжения информацией.

17. Развивая орудия, человек облагородил руку, подготовил воз­можность перевода идеальных, словесно-звуковых и пласти­ческих форм мышления в письменность. Этим были созданы новые условия по сравнению с естественным состоянием. Эти условия способствовали быстродействию операций с элемента­ми информационного отражения, их ассоциированию с языка­ми Универсума, предметно-энергетической активностью, разно­образными видами и подвидами этой активности.

18. Это означает, что ключевую роль в информационно-отражатель­ном потенциале элементов Универсума играют языки мышле­ния, смысл которых в организации взаимодействия языков внешней и внутренней информации, в концентрации распозна­вания совокупной информации, связанной не только с бытием данной системы, но и с возможностями ее интерграничного развития. Роль эта, однако, может быть сформулирована лишь на базе накопления опыта распознавания, передачи его другим познающим системам, его умножения и взаимосовершенство­вания.

19. Таким образом, природное порождение правильности разнооб­разия Универсума предстает как особая управляющая функция информации. Функция эта соположена нормотворческой функ­ции духовной культуры человечества, осуществляющей отбор и накопление творческих образцов.

20. Только в этом контексте может быть правильно осознана роль человеческого фактора в бесконечном разнообразии Уни­версума.

Процессы, происходящие в Универсуме, позволяют более широко представить взаимосвязи информации, мышления и культуры — неотъемлемых, качественных характеристик жизни.

Жизнь - это свойство материальных систем: 1) различать внутреннюю и внешнюю по отношению к ним информацию, 2) отбирать и накапливать образцы информации, 3) сохранять и развивать эти свойства, в том числе и в особенности путем передачи другим системам, обладающим или могущим обладать ими.

Определение жизни не исчерпывается самопорождением, привер­женностью конкретному материалу, редупликацией базовой формы.

Жизнь — восхождение правильностей Универсума к мышлению, сознанию, одухотворенности.

Поворот информатических дисциплин к новым мировым реально­стям, общественному разуму, новому мышлению, культурно-цивили-зационным перспективам означает одновременно поворот к осмысле­нию роли гуманитарного знания в самопознании, а следовательно, и самосохранению человеческого общества.

Вместе с тем исследование теоретико-методологических проблем социального отражения и информатики ведет к развитию, обогащению предмета социологии, уточнению ее гносеологического статуса как фундаментальной и прикладной науки."[18]

5. Что такое моделирование.

"Метод моделирования (от лат. modulus - образец) основан на изучении социальных явлений по их теоретическому образцу (модели). Здесь особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее, к примеру, спрогнозировать рост численности и изменение состава населения, увеличение (уменьшение) трудовых ресурсов в стране и т.д."[19]

Один из примеров моделирования - Джей Форрестер (США) на модели Мир-3 1970-х годов проанализировал взаимосвязь пяти переменных - капитальных вложений, населения, продовольствия, природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Был сделан вывод, что мир приближается к "естественным пределам роста", который произойдет в 1-ой половине 21 века.

6. Социальные технологии.

Социальная технология - это программа осуществления действий в различных областях социальной практики[20].

Классификация социальных технологий по уровню общественных отношений:

- макротехнологии;

- мезотехнологии;

- микротехнологии.

Классификация социальных технологий по направленности деятельности:

- технологии формирования социальных систем;

- функциональные технологии, направленные на поддержание стабильности и надежности социальных систем и процессов;

- технологии, направленные на преобразование и развитие социальных систем;

- технологии защиты социальных систем.

Несомненно при создании социальных технологий, необходимо использовать моделирование. Без моделирования велика опасность появления ошибки, так как любая современная социальная технология имеет дело с очень большим набором параметров, причем часто заранее невозможно узнать какой параметр или сочетание поараметров может быть решающим!

Несомненно положительным можно считать американский опыт регионального программирования "программы Теннеси" и Аппалачской программы, японской программы "Технополис"[21].

Программа "Технополис" разработана в Японии в 80-е годы. "Суть ее состоит в том, что в стране создаются специализированные города(технополисы), в которых должны быть органично соединены наука, наукоемкие производства и подготовка соответствующих кадров. Кроме того, по проекту, в них обеспечиваются комфортабельные жилищно-бытовые и наилучшие экологические условия… Под строительство технополисов выделяются территории, отвечающие следующим требованиям: они находятся вне высокоравитых регионов; имеют производственный задел для разработки передовых технологий; располагают благоприятными земельными и водными ресурсами под промышленное и жилищное строительство; включают города с населением свыше 150 тыс. человек, могущие стать центрами технополисов; в их пределах находятся университеты для подготовки кадров и специалистов в области новых технологий, а также аэропорты и скоростные автодороги… Любопытно, что сама идея технополисов… строго говоря, впервые появилась в нашей стране и была воплощена в виде Академгородка под Новосибирском… Однако… "недопустим простой перенос на почву другой культуры социальных технологий иной ментальности, что вызывает самые неожиданные социальные, политические, экономические и психологические реакции." [22]